О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

10.06.2022 308

Депутатами Государственной Думы Г. А. Зюгановым, О. Н. Смолиным, И. И. Мельниковым, Н. В. Коломейцевым, Н. А. Останиной, В. И. Кашиным, Н. И. Осадчим, А. А. Алехиным и А. В. Корниенко в Государственную Думу внесён законопроект «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (о добровольности участия образовательных организаций высшего образования в Болонском процессе)».

Законодатели предлагают внести изменения в части 5 и 8 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования» Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В предлагаемой редакции указанные части должны звучать следующим образом:

«5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования разрабатываются для специальностей, направлений подготовки или укрупненных групп специальностей, направлений подготовки по всем уровням высшего образования указанным в части 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо только по уровню специалитета.

8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования формируется с учетом того, что по каждой специальности, направлению подготовки могут реализовываться программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, либо только программы специалитета.».

Как указывают законодатели, в настоящее время недружественные действия в отношении Российской Федерации большинства стран – участников Болонского процесса практически свели возможности трансграничной академической мобильности российских студентов к нулю.

В связи с изложенным представляется целесообразным восстановить возможность реализации программ специалитета по всем специальностям, направлениям подготовки высшего образования.

Для этого необходимо утвердить федеральные государственные образовательные стандарты по программам специалитета по всем специальностям, направлениям подготовки высшего образования, а также сформировать Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования таким образом, чтобы по каждой специальности, направлению подготовки по решению вузов могли бы реализовываться программы специалитета.

Соответствующие изменения и предлагается внести настоящим законопроектом в статью 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Принятие и реализация законопроекта, по мнению авторов, позволит существенно повысить качество высшего образования в Российской Федерации.

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*