О необходимости присутствия преподавателей в образовательной организации при полном выполнении годовой педагогической нагрузки

09.06.2022 410

Особенность образовательных программ СПО такова, что нагрузка в течение учебного года может распределяться неравномерно. Об этом, в частности, говорится в приказе Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".

Но в таком случае согласно приказу Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" работа педагогических работников регулируется расписанием занятий, графиками работы. В целом режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Поэтому для преподавателя, выполнившего педагогическую нагрузку в начале июня, может быть установлен особый график работы с особой продолжительностью рабочего дня, но не более 36 часов в неделю (статья 333 ТК РФ), позволяющий выполнять иную работу, связанную с педагогической (разработка учебно-методической документации, работа с материально-техническим и методическим обеспечением кабинета, классное руководство и проч.), относящуюся к должностным обязанностям работника, определенным его трудовым договором.

 

 Вопрос:

Какими документами нужно руководствоваться при составлении тарификации преподавателям в нашем колледже (педагогической направленности, тарификация из расчета 18 часов в неделю за 1 ставку), кроме Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. №1601? Сохраняется ли размер зарплаты педагогов полностью, согласно тарификации, в периоды блочной практики студентов (например, преддипломной)? Студенты находятся на практике, аудиторных занятий у них в этот период нет, а тарификация по количеству часов в неделю не меняется. Правильно ли это?

Ответ:

Установление педагогической нагрузки регламентируется основным документом - приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее  - Приказ № 1601), иных документов федеральными органами власти в сфере образования не утверждалось.

В пункте 2.8.1 Приложения 1 к Приказу № 1601 говорится, что норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

Таким образом, в профессиональной образовательной организации педагогической направленности может применяться норма расчета нагрузки, исходя из 720 часов в году за ставку заработной платы.

Именно такой подход в определении нагрузки может позволять варьировать ее в течение года при выполнении главного условия Приказа № 1601 и Трудового кодекса РФ – педагогическая нагрузка в неделю не может превышать 36 часов.

Но в пункте 2.4. Приложения 1 к Приказу № 1601 сказано, что преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка снижается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, по истечении срока уведомления о ее снижении, предусмотренного пунктом 1.8 настоящего Порядка, до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Вопрос от 19.10.2021 г.

 

Вопрос:

Преподаватель в колледже тарифицируется за педагогические часы. Что необходимо поставить в табеле учета рабочего времени, если преподаватель выдал педагогические часы по разным обстоятельствам раньше, например, на месяц?

Ответ:

Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что продолжительность рабочего времени, т.е. нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, для педагогических работников устанавливаются, исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. При реализации программ среднего профессионального образования норма часов учебной (преподавательской) работы для преподавателей устанавливается в размере 720 часов в год за ставку заработной платы. Также сказано, что в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Согласно Единому квалификационному справочнику, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", и профессиональному стандарту "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" преподаватель выполняет обязанности не только по реализации учебных дисциплин, модулей, курсов, но и по разработке  рабочих программ учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине (модулю) и других  методических материалов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы и др.

Поэтому коллективным договором и иными локальными нормативными актами, а также правилами внутреннего трудового распорядка, графиками работы необходимо установить порядок работы тех преподавателей, которые в силу различных причин выполнили учебную нагрузку, что является только частью их должностных обязанностей.

В приказе Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" сказано, что преподаватели имеют право на методический день, используемый для подготовки к занятиям, самообразованию и т.д. Что также устанавливается трудовыми соглашениями, иными локальными нормативными актами и графиками работы. В такой день, свободный от занятий, преподаватель имеет право не присутствовать на занятиях. Но этот день считается рабочим.

Поэтому в локальных нормативных актах, устанавливающих режим работы преподавателей, реализовавших учебную нагрузку досрочно, необходимо определить направления работы, которые будут выполняться преподавателем в силу должностных обязанностей. Сюда же можно отнести работу со студентами, если есть классное руководство, работу по оснащению кабинета, если он закреплен за преподавателем и т.п.

В табелях учета рабочего времени выполнение вышеуказанных должностных обязанностей обозначается рабочим днем. К рабочему времени относится и работа в каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников (раздел IV Приложения к приказу Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536).

Вопрос от 24.05.2019 г.

 

Вопрос:

Правомерно ли со стороны администрации требовать присутствия преподавателя на рабочем месте, если у него нет занятий по расписанию в этот день, имеется ли документ, на который можно сослаться при установлении методического дня для преподавателей?

Ответ:

Приказом Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Особенности режима рабочего времени)

В п. 2.4. Особенностей режима рабочего времени сказано, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

Т.е. образовательная организация в правилах внутреннего трудового распорядка и (или) в коллективном договоре должна предусмотреть условия, согласно которым преподавателям может предоставляться право на методический день, в течение которого вне образовательной организации они могут осуществлять дополнительное профессиональное образование, также заниматься самообразованием, подготовкой к занятиям, мероприятиям.

Если методический день графиком установлен, то присутствия преподавателя в образовательной организации в такой день администрация требовать не вправе, за исключением случаев, когда присутствие всех работников на рабочем месте вызвано производственной необходимостью.

Вопрос от 12.05.2019 г.

 

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*