Об особенностях реализации программ аспирантуры (адъюнктуры), реализуемых по ФГОС и ФГТ

07.06.2022 475

В письме Минобрнауки России от 28.10.2021 г. «О рассмотрении обращения (О документах, выдаваемых аспирантам / адъюнктам)»  разъясняется, что лица, прошедшие ГИА по программам аспирантуры, получают диплом с квалификацией «Исследователь. Преподаватель – исследователь».

Минобрнауки России письмом от 10.12.2021 г. «О рассмотрении обращения (О вопросе предоставления отсрочки от службы в армии обучающемуся в аспирантуре)» поясняет, что отсрочка от армии обучающемуся, окончившему ординатуру и поступившему в аспирантуру, предоставляется один раз.

Департамент координации деятельности научных организаций Минобрнауки России в письме от 24.02.2022 г. «О рассмотрении обращения (О выделении в образовательном процессе по образовательным программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) периодов обучения)» сообщает, что обязанность установления отдельных периодов обучения (семестров, триместров и т.д.) Положением о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122, не установлена.

Департаментом координации деятельности научных организаций Минобрнауки России в письме от 25.02.2022 г. «О рассмотрении обращения (Об отдельных вопросах реализации организациями программ аспирантуры в очной форме)» даны разъяснения по вопросу реализации организациями программ аспирантуры в очной и заочной форме.

Письмом от 25.03.2022 г. «О рассмотрении обращения (О требованиях ФГТ к объему программ аспирантуры)» Минобрнауки России разъясняет, что объем программы аспирантуры, трудоемкость в зачетных единицах образовательная организация вправе устанавливать самостоятельно.

Минобрнауки России разъясняет в письме от 23.03.2022 г. № 8/402-О «О рассмотрении обращения (Об ИПР аспиранта (адъюнкта))», что установление требований к индивидуальным планам работы аспиранта (адъюнкта) относится к компетенции образовательной организации (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Письмом от 12.04.2022 г. № МН-3/3757 «О рассмотрении обращения (О требованиях к научному руководителю аспиранта)» Минобрнауки России разъясняет, что необходимость в использовании рекомендаций президиума Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России от 10 декабря 2021 г. № 32/1-НС «О сопряжении научных специальностей номенклатуры, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118, научных специальностей номенклатуры, утвержденной приказом Минобрнауки России от 23 октября 2017 г, № 1027» при назначении обучающемуся научного руководителя определяется непосредственно образовательной организацией высшего образования при принятии соответствующего решения.

 

О документах об образовании, выдаваемых лицам, принятым на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с ФГОС

Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации даны разъяснения письмом № МН 5-6901-О от 29 апреля 2022 г. по вопросу выдаваемых документов об образовании лицам, принятым на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

В ответе говорится, что в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) обучающихся, принятых на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами, осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ…

О документах об образовании, выдаваемых лицам, принятым на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с ФГОС 

 

О трудоёмкости и зачётных единицах в отношении программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре

С 1 марта 2022 года вступили в действие Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2021 г. № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отельных категорий аспирантов (адъюнктов)» и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». Вместе с приказами Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093» и от 24 августа 2021 г. № 786 Об установлении соответствия направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки от 24 февраля 2021 г. № 118» они составляют современную нормативную базу подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре…

О трудоёмкости и зачётных единицах в отношении программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре

 

О переводе аспирантов с ФГОС на ФГТ

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2020 г.  № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами прекращается, начиная с 2022/23 учебного года…

О переводе аспирантов с ФГОС на ФГТ 

 

О переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

В соответствии со статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности….

О переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) 

 

Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в 2022 году

Выход Постановления Правительства РФ от 21 марта 2022 года № 434 «Об утверждении особенностей приема на обучение по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в 2022 году» обоснован недружественными действиями иностранных государств и регламентирует порядок поступления, а также перевод на программы высшего образования, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуру (адъюнктуру) следующих категорий:

граждан Российской Федерации, которые до прибытия на территорию Российской Федерации проживали на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины, а также граждан Российской Федерации, которые были вынуждены прервать свое обучение в иностранных образовательных организациях;

граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины, которые до прибытия на территорию Российской Федерации проживали на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины;

иностранных граждан, не имеющих гражданства Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины, которые до прибытия на территорию Российской Федерации проживали на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины...

Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в 2022 году 

 

Вопрос:

Подскажите, пожалуйста, в вопросе: для новых программ аспирантуры (в соответствии с ФГТ) должны быть разработаны Положение о практической подготовке аспирантов и Положение о практике или только Положение о практической подготовке, в котором представлен раздел по практике (виды и способы ее проведения и т.д.)?

Ответ:

Образовательная организация компетентна самостоятельно определять необходимость разработки локальных нормативных актов (пункт 1 части 3 статьи 28  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", далее – Федеральный закон об образовании).

Практика является частью основной профессиональной образовательной программы (часть 6 статьи 13 Федерального закона об образовании).

Практическая подготовка является формой организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.

Поэтому в форме практической подготовки могут реализовываться не только практика, но и занятия, отнесенные к практическому типу (собственно практические, лабораторные, практикумы и проч.).

Положение о практической подготовке обучающихся утверждено приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 885/390 "О практической подготовке обучающихся". Положение о практике может быть установлено локальным нормативным актом образовательной организации (часть 1 статьи 30 Федерального закона об образовании). Также локальным нормативным актом образовательной организации могут быть установлены вопросы организации практической подготовки, не урегулированные федеральным нормативным правовым актом.

Программы аспирантуры разрабатываются в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ), которые утверждены приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 20.10.2021 г. № 951 "Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)".

В пункте 9 ФГТ представлена Структура программы аспирантуры (адъюнктуры), в которую включена практика. Поэтому образовательная организация правомочна устанавливать требования к проведению практики для аспирантов в локальном нормативном акте.

Вопрос от 26.05.2022 г.

 

Вопрос:

Согласно Положению о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2122, программа аспирантуры включает в себя комплект документов, перечисленный в Положении. Означает ли это, что образовательным организациям необходимо разрабатывать по программе аспирантуры два плана: 1) учебный, в котором отражается исключительно образовательный компонент, 2) научный, в котором отражается научный компонент и итоговая аттестация?

Ответ:

Пунктом 6 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон об образовании) разработка образовательных программ отнесена к компетенции образовательных организаций.

В частях 7, 7.1 статьи 12 Федерального закона об образовании сказано, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Таким образом, разработка образовательных программ для обучающихся по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), не имеющих государственной аккредитации, осуществляется в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ), которые установлены в приказе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.10.2021 № 951 "Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)".

В пункте 1 ФГТ сказано, что программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (далее соответственно - программы аспирантуры, программы аспирантуры (адъюнктуры) разрабатываются и утверждаются образовательными организациями высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования и научными организациями (далее - организации) в соответствии с настоящими федеральными государственными требованиями к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (далее - федеральные государственные требования).

В пункте 4 ФГТ сказано, что освоение программы аспирантуры (адъюнктуры) осуществляется аспирантами (адъюнктами) по индивидуальному плану работы, включающему индивидуальный план научной деятельности и индивидуальный учебный план (далее вместе - индивидуальный план работы). Порядок формирования и утверждения индивидуального плана работы аспиранта (адъюнкта) (далее – ИПР аспиранта) определяется локальным нормативным актом организации. Т.е. ИПР аспиранта является единым документом, который включает в себя индивидуальный план научной деятельности и индивидуальный учебный план.

Таким образом, организация разрабатывает программу подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) - единый документ, а также ИПР для каждого обучающегося аспиранта.

В пункте 19 Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 г. № 2122, сказано, что программа аспирантуры (адъюнктуры) включает в себя комплект документов, в которых определены требования к результатам ее освоения, содержащий план научной деятельностиучебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей) и практики.

Т.е. план научной деятельности и учебный план как отдельные компоненты включены в программу аспирантуры (адъюнктуры).

Вопрос от 15.05.2022 г.

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*