Об особенностях реализации образовательной программы при очно-заочной форме обучения

07.06.2022 109

Департаментом государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации в письме от 17.11.2020 г. «О рассмотрении обращения (О необходимости отражения в расписании учебных занятий практики производственной (по профилю специальности) на очно-заочном отделении)» даны разъяснения об отражении в расписании учебных занятий практики производственной (по профилю специальности) на очно-заочном отделении 

 

О включении в образовательную программу элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, реализуемую в очно-заочной/заочной форме обучения

Запретов на включение в образовательную программу высшего образования, реализуемую в очно-заочной и/или заочной формах обучения, элективных дисциплины (модули) по физической культуре и спорту нормативными правовыми актами не установлено.

В целом разработка образовательных программ отнесена к компетенции образовательной организации (пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Поэтому если элективная физическая культура будет внесена в учебный план для обучающихся по очно-заочной или заочной форме, то образовательной организации необходимо помнить, что она реализуется в академических часах, которые являются обязательными для освоения, но не переводятся в зачетные единицы и не включаются в объем программы бакалавриата (ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 929 (в редакции от 8 февраля 2021 г.).

Соответственно, со стороны образовательной организации изучение студентами, обучающимися по очно-заочной или заочной форме, элективной дисциплины (модуля) должно быть организовано…

О включении в образовательную программу элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, реализуемую в очно-заочной/заочной форме обучения

 

Вопрос:

Чем отличается очно-заочная форма от очной формы обучения в высшем образовании?

Ответ:

Статья 17 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) поясняет, что такое формы получения образования и формы обучения.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона об образовании обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Отсюда, принципиальное отличие очной и очно-заочной форм состоит в количестве часов (объеме) обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, которые в пункте 27 Порядка организации образовательной деятельности по программам высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 г. № 301, названы контактной работой обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (далее - контактная работа).

Т.е. образовательная деятельность, в том числе по образовательной программе высшего образования, по очной форме обучения осуществляется при максимально возможном объеме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками, очно-заочная предполагает наличие меньшего объема контактной работы, а заочная – с максимально возможным объемом самостоятельной работы обучающихся.

Примечание: Минобрнауки России письмом от 20.07.2015 г. № 06-846 направляло Методические рекомендации по организации учебного процесса по программам среднего профессионального образования (далее - СПО), в котором сказано, что максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю. Эти рекомендации вправе использовать профессиональные образовательные организации. Однако, образовательные организации высшего образования, устанавливающие объемы контактной работы в очно-заочной форме самостоятельно, могут ориентироваться на объемы, рекомендуемые для программ СПО.

Вопрос от 16.11.2021 г.

 

Вопрос:

Просим разъяснить особенности проведения практик для очно-заочной формы обучения по специальности "Сестринское дело". Каким образом реализуются часы учебной практики (во взаимодействии с преподавателем или обучающимися самостоятельно)?

Ответ:

Письмо Минобрнауки России от 20.07.2015 г. № 06-846 содержит Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее – рекомендации), которыми можно пользоваться в части, не противоречащей действующему законодательству.

В рекомендациях говорится, что в максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной и заочной формах обучения не входят учебная и производственная практика в составе профессионального модуля, реализуемые обучающимися самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета. Рекомендуется заключение договоров, соглашений о сотрудничестве с предприятием, на котором работает обучающийся, а также предоставление обучающемуся со стороны предприятия справок, сертификатов, иных документов, подтверждающих его ОК и ПК по выбранной специальности, профессии и(или) документа-подтверждения имеющейся у него рабочей профессии, освоенной в рамках образовательной программы при получении среднего профессионального образования или входе предшествующей профессиональной деятельности.

Таким образом, если обучающийся по очно-заочной форме осуществляет трудовую деятельность по профилю, соответствующему профилю осваиваемой им образовательной программы, то учебная и производственная практика обучающимся реализуются самостоятельно в качестве профильной трудовой деятельности. Но промежуточная аттестация по практике проводится в обязательном порядке, т.е. должна быть организована защита отчета обучающегося по итогам практик.

Преддипломная практика, если таковая предусматривается ФГОС СПО и учебным планом, календарным учебным графиком по ППССЗ, проводится обязательно, т.е. в режиме, установленном образовательной организацией для проведения практики, в том числе в форме практической подготовки.

Если обучающийся по очно-заочной форме обучения не совмещает работу с обучением, либо работает не по профилю осваиваемой образовательной программы, такой обучающийся все виды практик проходит в режиме, установленном для очной формы обучения.

Вопрос от 05.12.2021 г.

 

Вопрос:

Какими нормативно-правовыми актами регламентируется реализация очно-заочной (вечерней) формы обучения в РФ?

Ответ:

В части 2 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее  - Федеральный закон об образовании) сказано, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Таким образом, Федеральный закон об образовании только указывает на то, что объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися по очно-заочной форме меньше, чем для обучающихся по очной форме и больше, чем для обучающихся по заочной форме. Конкретного объема занятий закон не определяет.

В части 4 статьи 11 Федерального закона об образовании говорится, что Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. Также объем программы устанавливается ФГОС.

Поэтому количество зачетных единиц образовательная организация высшего образования в ОПОП устанавливает для очно-заочной форме самостоятельно с учетом требований ФГОС ВО.

Вопрос от 14.02.2022 г.

 

Вопрос:

Сориентируйте по нормативной документации, используемой при реализации очно-заочной формы обучения. Особенно в части часов, включаемых в педагогическую нагрузку помимо контактной работы на занятиях, и в части требований к организации самостоятельной работы студентов, контроля и хранения результатов самостоятельной работы. Есть опыт реализации очной и заочной форм, готовимся к первому приему по очно-заочной форме.

Ответ:

В части 2 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон об образовании) говорится, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Таким образом, наибольший объем обязательных занятий (аудиторных) реализуется в программах по очной форме, наименьший – по заочной.

В пункте 1 части 3 статьи 11 Федерального закона об образовании сказано, что объем образовательных программ устанавливается соответствующими ФГОС.

Если обратиться к требованиям ФГОС СПО, то объем указывается по отношению к образовательной программе, реализуемой по очной форме. Объем программы, реализуемой по очно-заочной и заочной формах обучения, образовательная организация в учебных планах устанавливает самостоятельно.

Письмом Минобрнауки России от 20.07.2015 г. № 06-846 "Методические рекомендации по организации учебного процесса по программам среднего профессионального образования" образовательным организациям направлялись Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее – рекомендации).

В рекомендациях, которые образовательные организации вправе использовать в части, не противоречащей действующему законодательству в сфере образования, сказано, что максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

Такие требования образовательная организация вправе отразить при разработке учебного плана для обучающихся по очно-заочной форме.

Т.к. пунктом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464, установлено, что объем учебных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю, во ФГОС СПО объем аудиторной нагрузки кратен 36 часам.

Разрабатывая учебный план для очно-заочной формы обучения, принимая условие, что аудиторная нагрузка будет оставлять 16 часов в неделю, организация определяет, сколько часов в объемах, кратных 36, остается за рамками аудиторной нагрузки для обучающихся по очно-заочной форме. Эту нагрузку образовательная организация вправе переводить в работу, выполняемую обучающимися самостоятельно. Требования к организации такой работы и осуществлению ее контроля образовательная организация устанавливает в локальных нормативных актах. Также организация самостоятельно устанавливает, будут ли храниться (и если да, то как) результаты самостоятельной работы лиц, обучающихся очно-заочно. Федеральными нормативными актами это не установлено.

Вопрос от 21.03.2022 г.

 

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*