Департаментом государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации в письме от 17.11.2020 г. «О рассмотрении обращения (О необходимости отражения в расписании учебных занятий практики производственной (по профилю специальности) на очно-заочном отделении)» даны разъяснения об отражении в расписании учебных занятий практики производственной (по профилю специальности) на очно-заочном отделении
О включении в образовательную программу элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, реализуемую в очно-заочной/заочной форме обучения
Запретов на включение в образовательную программу высшего образования, реализуемую в очно-заочной и/или заочной формах обучения, элективных дисциплины (модули) по физической культуре и спорту нормативными правовыми актами не установлено.
В целом разработка образовательных программ отнесена к компетенции образовательной организации (пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Поэтому если элективная физическая культура будет внесена в учебный план для обучающихся по очно-заочной или заочной форме, то образовательной организации необходимо помнить, что она реализуется в академических часах, которые являются обязательными для освоения, но не переводятся в зачетные единицы и не включаются в объем программы бакалавриата (ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 929 (в редакции от 8 февраля 2021 г.).
Соответственно, со стороны образовательной организации изучение студентами, обучающимися по очно-заочной или заочной форме, элективной дисциплины (модуля) должно быть организовано…
Вопрос:
Чем отличается очно-заочная форма от очной формы обучения в высшем образовании?
Ответ:
Статья 17 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) поясняет, что такое формы получения образования и формы обучения.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона об образовании обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Отсюда, принципиальное отличие очной и очно-заочной форм состоит в количестве часов (объеме) обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, которые в пункте 27 Порядка организации образовательной деятельности по программам высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 г. № 301, названы контактной работой обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (далее - контактная работа).
Т.е. образовательная деятельность, в том числе по образовательной программе высшего образования, по очной форме обучения осуществляется при максимально возможном объеме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками, очно-заочная предполагает наличие меньшего объема контактной работы, а заочная – с максимально возможным объемом самостоятельной работы обучающихся.
Примечание: Минобрнауки России письмом от 20.07.2015 г. № 06-846 направляло Методические рекомендации по организации учебного процесса по программам среднего профессионального образования (далее - СПО), в котором сказано, что максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю. Эти рекомендации вправе использовать профессиональные образовательные организации. Однако, образовательные организации высшего образования, устанавливающие объемы контактной работы в очно-заочной форме самостоятельно, могут ориентироваться на объемы, рекомендуемые для программ СПО.
Вопрос от 16.11.2021 г.
Вопрос:
Просим разъяснить особенности проведения практик для очно-заочной формы обучения по специальности "Сестринское дело". Каким образом реализуются часы учебной практики (во взаимодействии с преподавателем или обучающимися самостоятельно)?
Ответ:
Письмо Минобрнауки России от 20.07.2015 г. № 06-846 содержит Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее – рекомендации), которыми можно пользоваться в части, не противоречащей действующему законодательству.
В рекомендациях говорится, что в максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной и заочной формах обучения не входят учебная и производственная практика в составе профессионального модуля, реализуемые обучающимися самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета. Рекомендуется заключение договоров, соглашений о сотрудничестве с предприятием, на котором работает обучающийся, а также предоставление обучающемуся со стороны предприятия справок, сертификатов, иных документов, подтверждающих его ОК и ПК по выбранной специальности, профессии и(или) документа-подтверждения имеющейся у него рабочей профессии, освоенной в рамках образовательной программы при получении среднего профессионального образования или входе предшествующей профессиональной деятельности.
Таким образом, если обучающийся по очно-заочной форме осуществляет трудовую деятельность по профилю, соответствующему профилю осваиваемой им образовательной программы, то учебная и производственная практика обучающимся реализуются самостоятельно в качестве профильной трудовой деятельности. Но промежуточная аттестация по практике проводится в обязательном порядке, т.е. должна быть организована защита отчета обучающегося по итогам практик.
Преддипломная практика, если таковая предусматривается ФГОС СПО и учебным планом, календарным учебным графиком по ППССЗ, проводится обязательно, т.е. в режиме, установленном образовательной организацией для проведения практики, в том числе в форме практической подготовки.
Если обучающийся по очно-заочной форме обучения не совмещает работу с обучением, либо работает не по профилю осваиваемой образовательной программы, такой обучающийся все виды практик проходит в режиме, установленном для очной формы обучения.
Вопрос от 05.12.2021 г.
Вопрос:
Какими нормативно-правовыми актами регламентируется реализация очно-заочной (вечерней) формы обучения в РФ?
Ответ:
В части 2 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) сказано, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Таким образом, Федеральный закон об образовании только указывает на то, что объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися по очно-заочной форме меньше, чем для обучающихся по очной форме и больше, чем для обучающихся по заочной форме. Конкретного объема занятий закон не определяет.
В части 4 статьи 11 Федерального закона об образовании говорится, что Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. Также объем программы устанавливается ФГОС.
Поэтому количество зачетных единиц образовательная организация высшего образования в ОПОП устанавливает для очно-заочной форме самостоятельно с учетом требований ФГОС ВО.
Вопрос от 14.02.2022 г.
Вопрос:
Сориентируйте по нормативной документации, используемой при реализации очно-заочной формы обучения. Особенно в части часов, включаемых в педагогическую нагрузку помимо контактной работы на занятиях, и в части требований к организации самостоятельной работы студентов, контроля и хранения результатов самостоятельной работы. Есть опыт реализации очной и заочной форм, готовимся к первому приему по очно-заочной форме.
Ответ:
В части 2 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон об образовании) говорится, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Таким образом, наибольший объем обязательных занятий (аудиторных) реализуется в программах по очной форме, наименьший – по заочной.
В пункте 1 части 3 статьи 11 Федерального закона об образовании сказано, что объем образовательных программ устанавливается соответствующими ФГОС.
Если обратиться к требованиям ФГОС СПО, то объем указывается по отношению к образовательной программе, реализуемой по очной форме. Объем программы, реализуемой по очно-заочной и заочной формах обучения, образовательная организация в учебных планах устанавливает самостоятельно.
Письмом Минобрнауки России от 20.07.2015 г. № 06-846 "Методические рекомендации по организации учебного процесса по программам среднего профессионального образования" образовательным организациям направлялись Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее – рекомендации).
В рекомендациях, которые образовательные организации вправе использовать в части, не противоречащей действующему законодательству в сфере образования, сказано, что максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
Такие требования образовательная организация вправе отразить при разработке учебного плана для обучающихся по очно-заочной форме.
Т.к. пунктом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464, установлено, что объем учебных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю, во ФГОС СПО объем аудиторной нагрузки кратен 36 часам.
Разрабатывая учебный план для очно-заочной формы обучения, принимая условие, что аудиторная нагрузка будет оставлять 16 часов в неделю, организация определяет, сколько часов в объемах, кратных 36, остается за рамками аудиторной нагрузки для обучающихся по очно-заочной форме. Эту нагрузку образовательная организация вправе переводить в работу, выполняемую обучающимися самостоятельно. Требования к организации такой работы и осуществлению ее контроля образовательная организация устанавливает в локальных нормативных актах. Также организация самостоятельно устанавливает, будут ли храниться (и если да, то как) результаты самостоятельной работы лиц, обучающихся очно-заочно. Федеральными нормативными актами это не установлено.
Вопрос от 21.03.2022 г.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.