Наставник — кто он? Учитель, ментор, друг, товарищ? Когда мы говорим о преемственности, особенно в научной сфере, то неизбежно появляется 2 стороны одной медали — сохранение накопленного опыта и его разрушение через прорывные открытия. Как соблюсти этот хрупкий баланс между передачей знаний от поколения к поколению, умением мотивировать творить и раздвигать границы и при этом привить любовь к делу жизни? — все это тонкий скрупулёзный труд наставника, который сложно очерчивать однозначными формальными или неформальными рамками.
Эту тему в рамках Х Съезда советов молодых ученых обсудили эксперты, каждый из которых по-своему и в своем является наставниками. В корпоративной культуре наставничества в работе с наставляемым выделяют такие алгоритмы, как наблюдение, объяснение, демонстрация. В этом же разрезе можно рассмотреть подход наставников [сессии] к наставничеству.
Наблюдение
Что мы можем наблюдать в текущем состоянии наставничества в науке и высшем образовании?
Тенденции 2 — есть спрос, но не выстроена эффективная система наставничества.
Заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки Александр Ведехин представил программу наставничества в системе высшего образования Министерства. По оценке Минобрнауки, среди актуальных проблем института наставничества:
- Отсутствие системы подготовки и сертификации наставников в университетах;
- Отсутсвие эффективного механизма обмена знаниями, опытом и ценностями между разными поколениями в университетах.
Исходя из наблюдения за проблемами наставничества, можно сформировать потребности:
- Уходить от директивного взаимодействия. «Наставник не должен оценивать. Он может давать обратную связь», — отмечает Екатерина Морозова, директор открытого университета Сколково.
- Совмещать качества ведущего ученого и администратора для руководства научными коллективами (по мнению Дмитрия Иванова, заведующего лабораторией инженерного материаловедения МГУ, наставника трека «Наука» конкурса «Лидеры России»);
- Использовать наставничество как эффективный инструмент профориентации;
- Не скатываться в формализм;
- Учитывать подход — наставничество — не про педагогику, оно про андрогогику — работу со взрослыми людьми (по оценке Дениса Фомина-Нилова, и.о.ректора ГАУГН).
2023 год объявлен Годом педагога и наставника в России. Тематика, которой посвящен год, дает новые возможности и новый толчок для развития.
Объяснение
Чем объясняется необходимость научно-образовательного наставничества?
«Мое определение наставника — это человек, который создает атмосферу успеха, помогает добиваться успеха своему наставляемому, своему ученику», — отметила Екатерина Харченко, заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию.
Система уходит от необходимости простой передачи знаний. Возникает запрос на дальнейшую эффективную ретрансляцию этих знаний с последующей возможностью раскрыть потенциал каждого ученого, если мы говорим о науке, через призму конкретных открытий и достижений.
Частично университеты уже начали перестраивать свою работу, внедряя элементы наставничества. Что сигнализирует о запросе «снизу» от университетов о необходимости изменения подходов в передаче знаний.
Такие системные подвижки в пользу наставничества очевидно можно связать с явным переходом к индивидуализации образования. Точечная работа позволила переориентировать работу не на количество, а на качество — сохраняя индивидуальный подход, увеличивать приток на разных ступенях развития.
Другим важным запросом к наставничеству становится его сквозной характер — начиная от школьников, увлечённых наукой, о чем сказал руководитель направления «РДШ.Наука» Павел Степанов, и заканчивая мерилами науки. Есть потребность в преодолении «научной пропасти» поколений.
Демонстрация
Какие у нас есть примеры, которые демонстрируют эффективные практики наставничества?
- Знак отличия за наставничество (учрежден указом Президента в 2018 году по инициативе ПАО «Аэрофлот»);
- Опыт технологических стартапов, в которых ментор делится с командой опытом и связями в обмен на долю в стартапе;
- Школа молодых ученых;
- Академия наставников;
- РДШ.Наука;
- Школа ключевых исследователей — руководитель центра инновационно-технологического развития ДГТУ Константин Тимольянов рассказал, что в практике Школы университета наставником всегда выступает многогранная личность, в задачи которой входят разные задачи, в том числе поддержание медийной составляющей проекта;
- Система физтеха — Игорь Позняк, начальник лаборатории плазмодинамики АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ» рассказал, что МФТИ реализует с 3 курса обучения участие студентов в работе лабораторий НИИ, что позволяет интегрировать их в науку еще со студенчества на равных с уже состоявшимися учеными;
- Конкурс «Лидеры России (https://t.me/scienpolicy/24617)»;
- Университет Сириус (https://t.me/scienpolicy/24730). «Сириус — уникальное место, где можно наблюдать воочию все уровни наставничества», — отметил Дмитрий Иванов.
Выводы
Завершая мысль, заложенную в начале дискуссии модератором встречи Андреем Ворониным, директором Центра стратегических инициатив НИТУ «МИСиС», членом Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте по науке и образованию, в начале дискуссии — в чем ключевая особенность и отличие наставника — можно заключить, что наставничество бок о бок идет с такими понятиями, как мотивация и вдохновение. И здесь как никогда уместен девиз проекта «Большая перемена» — «Здесь не оценивают, а ценят!» Потому что наставник — тот человек, который закладывает в своего подопечного формулу успеха.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.