Наставник как призвание

07.06.2022 284

Наставник — кто он? Учитель, ментор, друг, товарищ? Когда мы говорим о преемственности, особенно в научной сфере, то неизбежно появляется 2 стороны одной медали — сохранение накопленного опыта и его разрушение через прорывные открытия. Как соблюсти этот хрупкий баланс между передачей знаний от поколения к поколению, умением мотивировать творить и раздвигать границы и при этом привить любовь к делу жизни? — все это тонкий скрупулёзный труд наставника, который сложно очерчивать однозначными формальными или неформальными рамками.

Эту тему в рамках Х Съезда советов молодых ученых обсудили эксперты, каждый из которых по-своему и в своем является наставниками. В корпоративной культуре наставничества в работе с наставляемым выделяют такие алгоритмы, как наблюдение, объяснение, демонстрация. В этом же разрезе можно рассмотреть подход наставников [сессии] к наставничеству.

Наблюдение

Что мы можем наблюдать в текущем состоянии наставничества в науке и высшем образовании?

Тенденции 2 — есть спрос, но не выстроена эффективная система наставничества.

Заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки Александр Ведехин представил программу наставничества в системе высшего образования Министерства. По оценке Минобрнауки, среди актуальных проблем института наставничества:
 - Отсутствие системы подготовки и сертификации наставников в университетах;
 - Отсутсвие эффективного механизма обмена знаниями, опытом и ценностями между разными поколениями в университетах.

Исходя из наблюдения за проблемами наставничества, можно сформировать потребности:
 - Уходить от директивного взаимодействия. «Наставник не должен оценивать. Он может давать обратную связь», — отмечает Екатерина Морозова, директор открытого университета Сколково.
 - Совмещать качества ведущего ученого и администратора для руководства научными коллективами (по мнению Дмитрия Иванова, заведующего лабораторией инженерного материаловедения МГУ, наставника трека «Наука» конкурса «Лидеры России»);
 - Использовать наставничество как эффективный инструмент профориентации;
 - Не скатываться в формализм;
 - Учитывать подход — наставничество — не про педагогику, оно про андрогогику — работу со взрослыми людьми (по оценке Дениса Фомина-Нилова, и.о.ректора ГАУГН).

2023 год объявлен Годом педагога и наставника в России. Тематика, которой посвящен год, дает новые возможности и новый толчок для развития.

Объяснение

Чем объясняется необходимость научно-образовательного наставничества?

«Мое определение наставника — это человек, который создает атмосферу успеха, помогает добиваться успеха своему наставляемому, своему ученику», — отметила Екатерина Харченко, заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию.

Система уходит от необходимости простой передачи знаний. Возникает запрос на дальнейшую эффективную ретрансляцию этих знаний с последующей возможностью раскрыть потенциал каждого ученого, если мы говорим о науке, через призму конкретных открытий и достижений.

Частично университеты уже начали перестраивать свою работу, внедряя элементы наставничества. Что сигнализирует о запросе «снизу» от университетов о необходимости изменения подходов в передаче знаний.

Такие системные подвижки в пользу наставничества очевидно можно связать с явным переходом к индивидуализации образования. Точечная работа позволила переориентировать работу не на количество, а на качество — сохраняя индивидуальный подход, увеличивать приток на разных ступенях развития.

Другим важным запросом к наставничеству становится его сквозной характер — начиная от школьников, увлечённых наукой, о чем сказал руководитель направления «РДШ.Наука» Павел Степанов, и заканчивая мерилами науки. Есть потребность в преодолении «научной пропасти» поколений.

Демонстрация

Какие у нас есть примеры, которые демонстрируют эффективные практики наставничества?

 - Знак отличия за наставничество (учрежден указом Президента в 2018 году по инициативе ПАО «Аэрофлот»);
 - Опыт технологических стартапов, в которых ментор делится с командой опытом и связями в обмен на долю в стартапе;
 - Школа молодых ученых;
 - Академия наставников;
 - РДШ.Наука;
 - Школа ключевых исследователей — руководитель центра инновационно-технологического развития ДГТУ Константин Тимольянов рассказал, что в практике Школы университета наставником всегда выступает многогранная личность, в задачи которой входят разные задачи, в том числе поддержание медийной составляющей проекта;
 - Система физтеха — Игорь Позняк, начальник лаборатории плазмодинамики АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ» рассказал, что МФТИ реализует с 3 курса обучения участие студентов в работе лабораторий НИИ, что позволяет интегрировать их в науку еще со студенчества на равных с уже состоявшимися учеными;
 - Конкурс «Лидеры России (https://t.me/scienpolicy/24617)»;
 - Университет Сириус (https://t.me/scienpolicy/24730). «Сириус — уникальное место, где можно наблюдать воочию все уровни наставничества», — отметил Дмитрий Иванов.

Выводы

Завершая мысль, заложенную в начале дискуссии модератором встречи Андреем Ворониным, директором Центра стратегических инициатив НИТУ «МИСиС», членом Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте по науке и образованию, в начале дискуссии — в чем ключевая особенность и отличие наставника — можно заключить, что наставничество бок о бок идет с такими понятиями, как мотивация и вдохновение. И здесь как никогда уместен девиз проекта «Большая перемена» — «Здесь не оценивают, а ценят!» Потому что наставник — тот человек, который закладывает в своего подопечного формулу успеха.

 

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*