О локальных нормативных актах, разрабатываемых в образовательной организации

06.06.2022 331

Локальные нормативные акты образовательной организации

При подготовке к процедуре государственной аккредитации образовательных программ организации проверяют на соответствие требованиям законодательства в сфере образования собственные локальные нормативные акты. Поскольку Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», также федеральные нормативные акты указывают на необходимость регламентации образовательной деятельности, не урегулированной федеральным законодательством, локальной нормативной документацией. А статья 28 Федерального закона об образовании указывает на то, что разработка локальной нормативной документации относится в компетенции образовательных организаций.

Примерный перечень локальных нормативных актов, который является «минимальным», можно составить при анализе положений Федерального закона об образовании. Полный перечень локальных нормативных актов определяется на основе потребности каждой образовательной организации, он может быть индивидуальным.

Приведенный примерный перечень отчасти отражает требования трудового законодательства к регламентации деятельности трудового коллектива образовательной организации.

Локальные нормативные акты образовательной организации

 

О необходимости учета мнения коллегиальных органов при отчислении обучающегося локальным актом организации

Порядок учета мнения может быть установлен только на уровне самой образовательной организации локальным нормативным актом данной организации.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. № ВК-264/09 «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях» определяет, что Совет обучающихся действует на основании Положения о совете обучающихся образовательной организации, принимаемого на конференции обучающихся образовательной организации или на собрании студенческих объединений образовательных организаций.  В образовательных организациях может быть разработан Порядок учета мнения советов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, иных представительных органов обучающихся при принятии локальных нормативных актов и выборе меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося.

Мнение советов является информацией, учитываемой при принятии решения администрацией образовательной организацией, и не является прямым указанием к действию. Образовательная организация рассматривает суть указанного мнения, однако, окончательное решение по вопросу отчисления остается за администрацией…

О необходимости учета мнения коллегиальных органов при отчислении обучающегося локальным актом организации 

 

 

О локальных правилах приёма СПО (примерный перечень вопросов для отражения в правилах приема в колледж, который не урегулирован законодательством)

Разработка локальных нормативных актов – это компетенция образовательной организации, поскольку только она может знать, какую деятельность ей необходимо осуществлять и регулировать, если нормативные правовые акты это не регламентируют (часть 1 статьи 30 Федерального закона об образовании).

В пункте 7 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – Порядок приема), утвержденном приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 г. № 457, говорится, что организацию приема на обучение в филиале осуществляет приемная комиссия образовательной организации в порядке, определяемом правилами приема…

 О локальных правилах приёма СПО (примерный перечень вопросов для отражения в правилах приема в колледж, который не урегулирован законодательством) 

 

О необходимости разработки локальных нормативных актов

Вопрос:

Насколько необходимы следующие локально-нормативные акты в техникуме: О порядке взаимодействия с родителями обучающихся; Правила внутреннего распорядка для родителей (законных представителей); Правила общения участников образовательного процесса в мессенджерах; По защите прав и свобод обучающихся и педагогических работников? Ведь мы на все жизненные ситуации не напишем порядки и правила?

Ответ:

 Самый главный документ, определяющий требования к осуществлению образовательной деятельности, - это Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании).

 Перечень локальных нормативных актов, на необходимость разработки которых указывает Федеральный закон об образовании, размещен в справочнике Информио по ссылке 

 О необходимости разработки локальных нормативных актов

 

Вопрос:

Подскажите, какие документы нужны для аккредитации колледжа?

Ответ:

Регламент проведения процедуры государственной аккредитации в образовательной организации, находящейся в ведении органов власти субъекта РФ, утвержден приказом Рособрнадзора от 17.03.2020 № 310 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности (далее – Регламент).

В пунктах 15, 16, 23 и 24 Регламента перечислены документы, подаваемые образовательной организацией. Ниже приведены только те, которые колледж должен заполнить в обязательном порядке:

1) заявление о проведении государственной аккредитации (примеч.: заявление о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности образовательная организация оформляет по требованиям приказа Рособрнадзора от 20.07.2021 № 1009 "Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, о предоставлении дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, форм сведений, прилагаемых к указанным заявлениям, и требований к их заполнению и оформлению" (далее - приказ Рособрнадзора № 1009));

2) сведения о реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, составленные по формам, утвержденным приказом Рособрнадзора № 1009;

3) доверенность или иной документ, подтверждающий право уполномоченного лица организации, направившего заявление и прилагаемые документы, действовать от имени организации (примеч.: если заявление подается не руководителем образовательной организации);

4) документы, содержащие сведения о наличии (об отсутствии) общественной аккредитации в российских, иностранных и международных организациях (или) профессионально-общественной аккредитации;

5) опись представленных документов.

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются организацией в уполномоченный орган одним из следующих способов:

1) на бумажном носителе - уполномоченным представителем организации, или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;

2) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, - через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе сеть "Интернет", включая Единый портал.

Перечень документов и материалов, которые предоставляются образовательной организацией, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования для проведения процедуры государственной аккредитации, в настоящее время установлен приказом Рособрнадзора от 01.07.2021 № 906 "Об утверждении перечней документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал":

  1. Самостоятельно разработанная и утвержденная организацией, осуществляющей образовательную деятельность, основная образовательная программа среднего профессионального образования (далее - образовательная программа), включающая учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы практик, программу государственной итоговой аттестации (итоговых аттестаций), рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, формы аттестации оценочные и методические материалы.
  2. Расписания учебных занятий; расписания промежуточных аттестаций обучающихся.
  3. Индивидуальные учебные планы обучающихся (при наличии).
  4. Ведомости текущего контроля и промежуточной аттестации, содержащие информацию об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательной программы в рамках проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся: результаты оценки уровня освоения обучающимися дисциплин (модулей), результаты оценки компетенций обучающихся.
  5. Документы, содержащие информацию о привлечении работодателей к проведению промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям в качестве внештатных экспертов (при наличии).
  6. Дневники практики, отчеты о прохождении практики, аттестационные листы и характеристики на обучающихся, содержащие сведения об уровне освоения обучающимися профессиональных компетенций в период прохождения практики (в отношении не менее 10 (десяти) процентов обучающихся на соответствующем курсе обучения).
  7. Договоры о практической подготовке, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
  8. Договоры о сетевой форме реализации образовательной программы (при наличии).
  9. Документы, подтверждающие наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, кадровых условий реализации образовательной программы: штатное расписание, копии трудовых договоров (служебных контрактов) с руководящими и педагогическими работниками, гражданско-правовых договоров, документов об образовании и (или) о квалификации (в случае отсутствия сведений о документах об образовании и (или) о квалификации в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"), в том числе полученных по результатам обучения по дополнительным профессиональным программ по профилю педагогической деятельности за последние три года, в том числе в форме стажировок в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности.
  10. Справка, подтверждающая соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования укомплектованность библиотечного фонда организации, осуществляющей образовательную деятельность, печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями.
  11. Договоры, подтверждающие наличие (или право использования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки), в том числе логин и пароль для входа в соответствующую электронно-библиотечную систему (электронную библиотеку).
  12. Договоры (иные правоустанавливающие документы), подтверждающие наличие материально-технической базы, соответствующей требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом; наличие лицензионного программного обеспечения.
  13. Локальные нормативные акты, регламентирующие:

- порядок организации и осуществления образовательной деятельности обучающихся по индивидуальным учебным планам, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемых образовательных программ;

- порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости;

- порядок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся, устанавливающие ее периодичность и систему оценок.

  1. Распорядительные акты:

- о приеме на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в том числе для прохождения промежуточной аттестации;

- об обучении (о переводе на обучение) по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренном обучении, в пределах осваиваемой обучающимся образовательной программы (при наличии);

- об отчислении обучающихся по образовательной программе из организации, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии).

Также напоминаем, что процедура государственной аккредитации является платной, реквизиты для уплаты государственной пошлины указаны на официальном сайте Рособрнадзора:

http://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/gosudarstvennye-uslugi/gosudarstvennaya-akkreditacziya/

В соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего профессионального образования государственная пошлина уплачивается в размере 35 000 рублей за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу профессий и специальностей.

Вопрос от 23.11.2021 г.

 

Вопрос:

Подскажите полный перечень локальных нормативных актов, необходимых для ОУ СПО, в соответствии с действующим законодательством?

Ответ:

Примерный перечень локальных нормативных актов, который является «минимальным», можно составить при анализе положений Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Полный перечень локальных нормативных актов определяется на основе потребности каждой образовательной организации, он может быть индивидуальным.

Примерный перечень отчасти отражает требования трудового законодательства к регламентации деятельности трудового коллектива образовательной организации.

Вопрос от 09.06.2021 г.

 

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*