В письме Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «О рассмотрении обращения (о разработке адаптированных образовательных программ)» отмечается, что разработка адаптированной образовательной программы необходима в случае наличия в образовательной организации хотя бы одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. В противном случае разрабатывать адаптированную образовательную программу не требуется.
О кадровом обеспечении реализации адаптационных дисциплин
Профессиональные образовательные организации, разрабатывающие адаптированные профессиональные образовательные программы, интересует вопрос, есть ли требование к названию курсов по инклюзивному образованию для преподавателей и количеству часов? Все ли преподаватели должны проходить обучение, даже если в техникуме нет обучающихся с ОВЗ?
В письме Минобрнауки России от 22.04.2015 № 06-443 "О направлении Методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования", утв. Минобрнауки России 20.04.2015 № 06-830вн) говорится о том, что содержание адаптационных дисциплин (курсов) должно быть направлено на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствовать социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Поэтому тематика программы дополнительного профессионального образования (далее – ДПО), осваиваемой преподавателем, обучающим инвалидов или лиц с ОВЗ, может быть связана со спецификой преподавания адаптационной дисциплины, которая позволяет достигнуть результатов, требуемых стандартом, посредством индивидуализации содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Также возможно изучение общих вопросов инклюзивного и интегрированного образования инвалидов детей с ОВЗ в системе профессионального образования…
О кадровом обеспечении реализации адаптационных дисциплин
Об адаптированной образовательной программе среднего профессионального образования
Согласно части 8 статьи 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ОВЗ осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Под адаптированной образовательной программой среднего профессионального образования понимается комплекс учебно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидов, разработанный и утвержденный в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям, с учетом требований профессиональных стандартов…
Об адаптированной образовательной программе среднего профессионального образования
О заключении психолого-медико-психологической комиссии и разработке адаптированных образовательных программ
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» психолого-медико-психологические комиссии (ПМПК) проводят обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей и подготавливают по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.
Как указано в пункте 22 приказа № 1082 в заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:
Вопрос:
В обязательном порядке образовательная организация должна разрабатывать адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ, обучающихся в университете или только в случае представленного от указанных лиц заявления? Каким образом образовательная организация может подтвердить, что данная категория обучающихся не претендует на особые условия обучения, если соответствующего заявления от них нет?
Ответ:
Статус инвалида или лица с ОВЗ подтверждается документально (медицинским заключением, картой реабилитации инвалида, рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Статус инвалида или лица с ОВЗ поступающие подтверждают на момент подачи документов для зачисления на обучение по основным профессиональным образовательным программам. Об этом говорится в порядках приема, утвержденных приказами Минобрнауки России от 21.08.2020 г. № 1076 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" и Минпросвещения России от 02.09.2020 г. № 457 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования".
Образовательная организация при проведении вступительных испытаний обязана создавать особые условия для участия в таких испытаниях инвалидов и лиц с ОВЗ. Таким образом, уже на этапе приема образовательная организация осведомлена о том, что для обучения отдельных лиц необходимо создавать особые условия с учетом образовательных потребностей и психофизического развития этих лиц.
Также во время обучения студенты могут приобретать статус инвалидов или лиц с ОВЗ по причине перенесенной болезни или полученной травмы, поэтому должны подтверждать это документально, что обусловит необходимость создания особых условий при организации образовательного процесса.
Наличие документов, подтверждающих статус инвалида или лица с ОВЗ, требует от образовательной организации разработки адаптированной образовательной программы в обязательном порядке. Но на основании личного заявления обучающийся инвалид или лицо с ОВЗ с подтвержденным статусом вправе отказаться от освоения адаптированной программы, что в любом случае не освобождает образовательную организацию от необходимости такую программу разработать.
В письме Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 "О рассмотрении обращения (о разработке адаптированных образовательных программ)" также сказано, что при наличии хотя бы одного инвалида или лица с ОВЗ, обучающегося в образовательной организации, адаптированная образовательная программа разрабатывается.
Вопрос от 26.12.2021 г.
Вопрос:
Обязательно ли вузу разрабатывать адаптированные основные профессиональные образовательные программы по реализуемым направлениям, если образовательная организация не планирует прием абитуриентов с ОВЗ?
Ответ:
Разработка адаптированных образовательных программ обусловлена необходимостью, поскольку ФГОС ВО, являющиеся нормативными правовыми документами, указывают что организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению) возможность обучения по программе магистратуры, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Соответственно, если статус обучающегося – инвалида или лица с ОВЗ подтвержден официально, образовательная организация в обязательном порядке разрабатывает адаптированную образовательную программу (статья 79 Федерального закона об образовании). Если таких обучающихся нет, разработка адаптированной образовательной программы не требуется.
В целом организация вправе самостоятельно принимать решение о разработке адаптированных образовательных программ даже при отсутствии обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ (часть 1 статьи 28 Федерального закона об образовании).
Вопрос от 10.03.2022 г.
Вопрос:
Какие адаптационные дисциплины можно включать в программы технических специальностей, и сколько должно быть таких дисциплин?
Ответ:
Включение адаптационных дисциплин в учебный план может осуществляться за счет часов вариативной части, ведь адаптированная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими ФГОС СПО, а дисциплины базовой части должны реализоваться в полном объеме.
Адаптационная дисциплина - это элемент адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перечень и количество дисциплин адаптационного учебного цикла определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 22.04.2015 г. № 06-443 "О направлении Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования" содержит аннотации к адаптационным дисциплинам "Основы интеллектуального труда", "Адаптивные информационные и коммуникационные технологии", "Психология личности и профессиональное самоопределение", "Коммуникативный практикум", "Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний". Возможно включение иных адаптационных дисциплин на усмотрение образовательной организации.
Также в особом режиме для инвалидов и лиц с ОВЗ должна реализовываться Физическая культура, что закрепляется локальным нормативным актом образовательной организации.
Вопрос от 27.04.2022 г.
Вопрос:
Обязательно ли разрабатывать адаптационную образовательную программу при актуализированных ФГОС. Достаточно ли включения дисциплин в учебный план, например: Физическая культура/Адаптивная физическая культура, Информационные технологии в профессиональной деятельности/Адаптивные информационные технологии в профессиональной деятельности?
Ответ:
Адаптированная образовательная программа должна разрабатываться в том случае, если на обучение приняты инвалиды или лица с ОВЗ. Указанные категории обучающихся имеют программу реабилитации или заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями. Поэтому адаптированная образовательная программа разрабатывается с учетом видов заболевания и рекомендаций по организации процесса обучения, указанных в программе или заключении, для каждого лица с особыми потребностями отдельно либо для группы лиц, имеющих схожее заболевание.
Если инвалиды и лица с ОВЗ в составе обучающихся отсутствуют, значит, разрабатывать адаптированную образовательную программу нет необходимости. Об этом говорится в исьме Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 "О рассмотрении обращения (о разработке адаптированных образовательных программ)"
Отметим, что для разработки адаптированной образовательной программы согласно Методическим рекомендациям по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (ссылка в Информио) необходима индивидуальная программа реабилитации инвалида, поскольку именно ее содержание будет многое определять в содержании ОПОП, в условиях, создаваемых для реализации ОПОП, условиях проведения различных форм аттестации обучающегося и проч. саму программу предоставляет обучающийся.
Письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 22.04.2015 г. № 06-443 направлены Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, которое доступно по ссылке в Информио.
Также отметим, что в пункте 8.2 письма Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 № 06-2412вн) отмечается необходимость установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины "физическая культура".
Так, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов профессиональная образовательная организация устанавливает особый порядок освоения указанной дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физической культурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. При их проведении специалист обязан учитывать вид и тяжесть нарушений организма обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и инвалида. Для лиц с ограничениями передвижения это могут быть занятия по видам спорта, не требующим двигательной активности. Рекомендуется в учебный план включать определенное количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здоровому образу жизни.
Минобрнауки России и Минпросвещения России не устанавливали требования к оснащению спортивных залов для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.
В этом вопросе для образовательных организаций будут полезны следующие документы:
Вопрос от 27.04.2022 г.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.