Глава Минобрнауки России Валерий Фальков принял участие в расширенном заседании Совета Российского союза ректоров (РСР).
В своём выступлении Министр науки и высшего образования РФ подчеркнул, что высшее образование не может развиваться в отрыве от экономики, которая на данный момент переживает фундаментальные изменения. На этом фоне становится очевидна потребность в новом подходе к обучению инженеров и смежных специальностей. Для этого, по словам Валерия Фалькова, необходимо восстановить проектирование, производство и обслуживание по тем технологическим кластерам, которые ранее зависели от импорта.
Фото - minobrnauki.gov.ru
«У нас в контрольных цифрах приема более 40 процентов инженерных и технических специальностей. В ближайшее время в несколько раз расширится число технологических направлений, а в их рамках в несколько раз вырастет число востребованных экономикой специалистов-инженеров. Возникает запрос на инженера, способного создавать технологии, а не просто их обслуживать. Еще два года назад мы начали разрабатывать новый проект по созданию передовых инженерных школ, уже тогда понимая, что в перспективе нам надо будет трансформировать и перестраивать инженерное образование. В прошлом году этот проект был анонсирован, а в этом году мы уже получили 91 заявку от различных вузов», — подчеркнул Министр науки и высшего образования РФ.
По словам Валерия Фалькова, главный запрос в адрес образования со стороны экономики — это гибкость. При этом Министр указал на то, что современная классическая система подготовки 4+2 не позволяет выпускникам специалитета поступить на бесплатное место в магистратуру. Для адаптации к запросам рынка труда Глава Минобрнауки РФ предложил рассмотреть другие варианты построения программ и дать выпускникам специалитета те же права, что и выпускникам бакалавриата.
«В значительной части педагогических вузов сегодня реализуется пятилетний бакалавриат с двумя профилями, потому что бакалавру можно бесплатно поступать в магистратуру, а специалисту нельзя. Давайте создадим равные условия. Сочетание хорошо знакомых форматов, уровней и практик можно сложить так, чтобы это соответствовало нашим интересам, отвечало на вызовы и позволило более динамично двигаться вперед», — отметил Валерий Фальков.
Более долгий срок подготовки дает возможность, не жертвуя профессиональным ядром, сформировать у специалиста так называемые мягкие навыки и обеспечить гуманитарными знаниями даже студентов технических специальностей.
«Гуманитарный цикл высшего образования в рамках технической подготовки будет восстановлен в своих правах. Его первоочередная задача — сформировать личность российского интеллигента. Для нас немаловажно, что мы должны не только удовлетворять потребности экономики, но и заниматься формированием полноценной личности», — подчеркнул Министр науки и высшего образования РФ.
По словам Министра, одна из актуальных задач сегодня — по-новому посмотреть на знакомые элементы и сделать необходимые корректировки. В частности, отметил Валерий Фальков, нам нужно широкое осмысление института магистратуры. Она должна быть сосредоточена на тех площадках, которые могут ее обеспечивать, в том числе в тесной кооперации с технологическими партнерами и прикладными магистерскими программами.
Глава Минобрнауки России указал на то, что в корректировке под действием внешних изменений нуждается также институт академической мобильности.
«Очевидно, что направления мобильности изменились в одностороннем порядке, и мы не можем этого не учитывать. Мы должны сохранить институт академической мобильности, но развить его по-новому, чтобы студенты могли передвигаться внутри страны между ведущими университетами, региональными и столичными. Также нам нужно дать студентам возможность двигаться в Юго-Восточную Азию, в Латинскую Америку, страны ЕАЭС», — рассказал Глава Минобрнауки России.
Президент Российского союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий подчеркнул, что национальная система образования в России должна учитывать принципы баланса фундаментальности образования и прикладного результата, междисциплинарности, единства научных исследований и преподавания, гибкости образовательных и профессиональных траекторий, а также возможность получения дополнительных квалификаций.
«Будущее российского образования должно опираться на сопряжение лучших признанных в мире традиций отечественного образования и того позитивного опыта, который был наработан за последние 20 лет. И прежде всего в опоре на наши мощные научные и образовательные школы, возглавляемые ведущими учеными», — отметил Виктор Садовничий.
Источник: Пресс-служба Минобрнауки России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.