О переводе обучающихся на обновленный ФГОС

23.05.2022 1607

О переводе обучающихся на обновленный ФГОС

 

Письмо Минобрнауки России от 14.08.2020 г. «О рассмотрении обращения (О переводе обучающихся на внебюджетной основе на другую специальность с изменением основы обучения)»  разъясняет вопрос о переводе обучающихся на внебюджетной основе на другую специальность.

 

В письме Минобрнауки России от 14.08.2020 г. «О рассмотрении обращения (О переводе обучающихся на внебюджетной основе на другую специальность с изменением основы обучения)» Департамент координации деятельности организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации  дал письменные разъяснения по вопросу о переводе обучающихся на внебюджетной основе на другую специальность.

 

Письмо Минобрнауки России от 26.08.2021 г. «О переводе на другую образовательную программу» разъясняет, что перевод как право обучающегося может быть реализован только при наличии вакантных мест

 

В письме Минобрнауки России от 21.10.2021 г. «О рассмотрении обращения (О переводе обучающегося по квоте Правительства РФ)»  даны разъяснения о том, что компенсаций в бюджет со стороны обучающегося по квоте Правительства РФ после перевода или отчисления не предусмотрено

 

Письмо Минобрнауки России от 24.09.2021 г. «О рассмотрении обращения (О восстановлении после отчисления в порядке перевода)» разъясняет, что лицо, отчисленное из организации в порядке перевода, вправе восстановиться в этой организации при условии соблюдения требований части 1 статьи 62 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

О переводе аспирантов с ФГОС на ФГТ

 

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2020 г.  № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами прекращается, начиная с 2022/23 учебного года.

С 1 марта 2022 года вступили в действие Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2021 г. № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отельных категорий аспирантов (адъюнктов)» и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». Вместе с приказами Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093» и от 24 августа 2021 г. № 786 Об установлении соответствия направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки от 24 февраля 2021 г. № 118» они составляют современную нормативную базу подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

То есть, с 2022/23 учебного года образовательные организации, реализующие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, должны осуществлять прием на образовательные программы, разработанные в соответствии с федеральными государственными требованиями, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 октября 2021 г. № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)».

Прекращение набора в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами не исключает возможности перевода обучающихся.

О переводе аспирантов с ФГОС на ФГТ 

 

О переводе обучающихся с одной программы на другую, реализуемую в той же организации

 

Вопрос:

Магистрант 1-го курса очного обучения, бюджет, хочет перевестись на 1-ый курс на обучение по только что открытой в вузе другой образовательной программе магистратуры на бюджетное место очного обучения. Возникли вопросы:

  1. На основании чего осуществляется внутривузовский перевод: диплом бакалавра или учитываются 2 семестра завершаемого 1-го курса магистратуры?
  2. Если студент получает государственную стипендию и стипендию Правительства РФ, сохранятся ли стипендии при таком внутривузовском переводе?
  3. Обязательно ли получение всех промежуточных аттестаций 2-го семестра изучаемой образовательной программы магистратуры. Тем более, если какие-то дисциплины отсутствуют в учебном плане новой магистратуры. И не повлияет ли не пройденная аттестация по какой-либо дисциплине на сохранение стипендии?
  4. В одном из ответов Информио прозвучало, что допускается увеличение срока обучения студента – бюджетника до 1-го года. Применимо ли это для рассматриваемого случая?

Ответ:

Перевод обучающихся внутри образовательной организации осуществляется согласно ее локальному нормативному акту (часть 2 статьи 30  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), поэтому нюансы перевода, в том числе в части осуществления перезачета/переаттестации необходимо уточнять по локальному акту образовательной организации, в которой обучается магистрант. Специалисты Информио к внутренним документам образовательных организаций доступа не имеют.

В силу имеющейся компетенции скажем, что в обычном порядке перезачету подлежат дисциплины и модули, изученные обучающимся в рамках предыдущей образовательной программы, содержание которых, объем и результаты обучения (компетенции) совпадают с требованиями программы, осваиваемой обучающимся после перевода. Такой перезачет организация осуществляет на основе сравнительного анализа и вправе самостоятельно принимать решение, что и в каком порядке перезачитывать.

О переводе обучающихся с одной программы на другую, реализуемую в той же организации 

 

Типичные вопросы:

 

Вопрос:

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ был отменен Профессиональный стандарт 40.062 «Специалист по качеству продукции», взамен которого введен в действие Профессиональный стандарт 40.062 «Специалист по качеству» с 01.09.2021 г. Изменения в приложение ФГОС ВО в перечень Профессиональных стандартов по направлению подготовки 27.03.02 и 27.04.02 «Управление качеством» не внесены. Какие должны быть действия организации? Без внесения изменений в ФГОС ВО нужно ли пересматривать учебные планы, или же можно продолжать обучение студентов по действующему учебному плану, ориентированному в части дисциплин и профессиональных компетенций на отмененный Профессиональный стандарт? Стандарты друг от друга значительно отличаются содержанием. По отмененному Профессиональному стандарту с 01.09.2021 года был произведен набор на 1 курс?

Ответ:

Разработка образовательных программ, реализуемых образовательной организацией, относится к компетенции этой организации (пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", далее - Федеральный закон об образовании).

Поскольку ФГОС и профессиональные стандарты разрабатываются разными ведомствами, не всегда между стандартами очевидна согласованность. Но в силу требований самих ФГОС, которые являются нормативной основой для разработки ОП ВО, имеющих государственную аккредитацию, организация вправе осуществлять обучение по ОП ВО, разработанным до введения изменений в нормативные документы, используемые при разработке программ, до окончания обучения студентов по этим программам.
О сложившейся ситуации с заменой профессиональных стандартов скажем, если во ФГОС ВО изменений не внесено, значит, такие изменения могут и не отражаться на ОП ВО.

Но образовательная организация, понимая, что осуществляет подготовку будущих специалистов, которые должны быть востребованы на рынке труда, а, значит, подготовка специалистов должна отвечать требованиям рынка, вправе корректировать программы сразу же после вступления в силу новых профессиональных стандартов и реализовывать такие программы для групп нового набора. Либо с согласия обучающихся переводить их на обучение по обновленной ОП ВО.

Таким образом, решение вопроса – это компетенция образовательной организации (часть 1 статьи 28 Федерального закона об образовании).

Вопрос от 26.01.2022 г.

 

Вопрос:

С 1 сентября 2022 года ожидаются изменения ФГОС СПО 2014 г. (в частности, укрупненных групп 40.00.00 Юриспруденция и 44.00.00 Образование и педагогические науки), в которых, в том числе будут отражены требования Приказа № 800 "Об утверждении Порядка проведения ГИА". Уже есть их проекты, и изменения будут значительные.

В связи с этим два вопроса:

1. Сейчас абитуриенты знакомятся с образовательной программой (которую ОО должна утвердить ДО начала работы приемной комиссии), составленной на основании действующего ФГОСа 2014 года. Получается, что в сентябре, после издания новых ФГОСов, программу (учебные планы, графики, рабочие программы – абсолютно все!) придется полностью менять, заново планировать нагрузку, тарификацию, заниматься поиском преподавателей и, после повторного составления, заново знакомить с обновленной программой студентов?

2.Новые ФГОС начнут действовать на набор 2022 года. Как быть с теми, кого в 2023 мы выпускаем по старым ФГОСам, в программе которых не предусмотрены часы на подготовку и проведение демонстрационного экзамена?

Ответ:

Во всех приказах, утвердивших ФГОС СПО нового поколения, есть пункт, в котором сказано, что образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия. Это означает, что образовательная организация вправе обучать студентов, принятых до вступления в силу ФГОС нового поколения, по образовательным программам, разработанным согласно ФГОС предыдущего поколения, до окончания срока получения студентами образования по этим программам.

Перевод обучающихся на обновленные программы может осуществляться, но только с письменного согласия самих обучающихся.

Поэтому в сентябре после издания новых ФГОС СПО обучение студентов по образовательным программам, разработанным по старым ФГОС СПО, продолжится до окончания срока освоения таких программ. Не придется в спешке полностью менять учебные планы, графики, рабочие программы, заново планировать нагрузку, тарификацию, заниматься поиском преподавателей и после повторного составления студентов, заново знакомить их с обновленной программой. У образовательной организации будет период, в течение которого она сможет разработать новую ОПОП, все ее компоненты и начать прием в следующем учебном году в соответствии с новым ФГОС СПО.

Минпросвещения России обещают издать рекомендации, позволяющие провести ГИА обучающихся по ФГОС СПО старого поколения в соответствии с требованиями приказа Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования", об этом сказано в письме Минпросвещения России от 24.12.2021 г. "О рассмотрении обращения (О новом порядке ГИА по программам СПО)".

В настоящее время образовательные организации уже по своему усмотрению вправе вводить демонстрационный экзамен как вид защиты ВКР, являющейся формой ГИА согласно ФГОС СПО, руководствуясь распоряжением Минпросвещения России от 01.04.2020 г. № Р-36 "О внесении изменений в приложение к распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 01 апреля 2019 № Р-42 "Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена".

Вопрос от 05.05.2022 г.

 

Вопрос:

Имеет ли право ОО после формирования ППССЗ, после согласования с работодателем, после ознакомления поступающего при ежегодном обновлении уже во время реализации ОПОП ввести новые модули за счет объема времени, отведенного на вариативную часть?

Ответ:

Разработка образовательных программ отнесена к компетенции образовательной организации пунктом 6 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", далее – Федеральный закон об образовании).

Поэтому локальным нормативным актом образовательная организация устанавливает требования к разработке, утверждению, согласованию внесению изменений и прочие требования (часть 1 статьи 30 Федерального закона об образовании).

В пункте 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464 сказано, что образовательные организации ежегодно обновляют образовательные программы среднего профессионального образования с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Таким образом, в уже реализуемые образовательные программы могут вноситься изменения, но в той части, которая будет реализовываться для обучающихся (примеч.: не в уже реализованную часть ОПОП). С такими изменениями образовательная организация обучающихся должна знакомить в обязательном порядке в соответствии с локальным нормативным актом.

Изменения могут касаться и содержания образовательной программы в вариативной части (введение новых профессиональных модулей), т.к. это не запрещено ФГОС СПО.

Вопрос от 15.03.2022 г.

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*