Минпросвещения России разработаны методические рекомендации по созданию и функционированию педагогических технопарков «Кванториум»

12.05.2022 298

В целях оказания методической поддержки образовательным организациям высшего образования, Минпросвещения России подготовлены рекомендации по созданию и функционированию педагогических технопарков «Кванториум» на базе образовательных организаций высшего образования и направлены письмом Минпросвещения России от 25.02.2022 № 08-341 «О направлении методических рекомендаций».

В рекомендациях разъясняется, что педагогический технопарк «Кванториум» – площадка, формируемая на базе образовательной организации высшего образования, подведомственной Минпросвещения России, и оснащаемая высокотехнологичным оборудованием, средствами обучения и воспитания с целью развития условий по обеспечению системы образования высококвалифицированными кадрами для реализации учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей.

Педагогические Кванториумы создаются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», а также софинансирования из средств педагогических вузов и (или) внебюджетных источников.  

Цель создания Педагогического Кванториума: развитие материальнотехнической базы педагогических вузов с целью подготовки студентов и педагогических работников для обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами для формирования естественнонаучной, технологической, математической и цифровой грамотности школьников на уровне международных стандартов как обязательной составляющей общей функциональной грамотности за счет применения современных педагогических технологий, средств обучения и воспитания с опорой на практику учебных исследований и проектов.

Создание Педагогических Кванториумов обеспечивает решение следующих задач:

–       организация обучения студентов методикам и технологиям преподавания учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования, средств обучения и воспитания, в том числе для подготовки к педагогической деятельности на базе детских технопарков «Кванториум», центров естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», центров цифрового образования «IT-куб»;

–       повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе оснащенных современным оборудованием и средствами обучения и воспитания (детские технопарки «Кванториум», центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», центры цифрового образования «IT-куб»);

–       проведение профориентационной деятельности со школьниками для привлечения к последующему поступлению в педагогические вузы, в том числе через мероприятия с профильными педагогическими классами общеобразовательных организаций.

Рекомендациями определён перечень проводимых  при создании Кванториума мероприятий мероприятий:

1)      утверждение локальных нормативных актов, регламентирующих  создание и функционирование Педагогического Кванториума; 

2)      подготовка помещений педагогического вуза для размещения Педагогического Кванториума с учетом сформированного проекта зонирования и дизайна образовательного пространства;

3)      проведение закупок для оснащения Педагогического Кванториума оборудованием, средствами обучения и воспитания с учетом согласованного с Федеральным оператором инфраструктурного листа;

4)      получение, установка и наладка оборудования для оснащения  Педагогического Кванториума;

5)      кадровое обеспечение деятельности Педагогического Кванториума;

6)      повышение квалификации профессорско-преподавательского состава педагогического вуза, обеспечивающего образовательную деятельность на базе Педагогического Кванториума, по дополнительной профессиональной программе на базе Федерального оператора;

7)      обновление содержания отдельных рабочих программ курсов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики с учетом применения ресурсов Педагогического Кванториума, формирование плана образовательных мероприятий;

8)      обеспечение информационного сопровождения открытия Педагогического Кванториума, в том числе с привлечением средств массовой информации.

Минпросвещения подготовлены типовые положения о создании и функционировании Педагогического Кванториума и о назначении ответственного лица, осуществляющего функции по координации и сопровождению мероприятий.

Министерством рекомендуется создание системы управления и контроля за достижением показателей деятельности Педагогического Кванториума и выделение в структуре педагогического вуза соответствующего структурного подразделения. 

Определены минимальные параметры Педагогического Кванториума, включающие в себя не менее трех помещений:

–       не менее двух учебных помещений для реализации образовательных программ и размещения оборудования естественно-научной и технологической направленностей (для проведения лабораторных и практических занятий естественно-научной и технологической направленностей); 

–       помещение для создания видеоматериалов (записи вебинаров и презентационного контента).

Рекомендуемая площадь пространств Педагогического Кванториума составляет не менее 100 квадратных метров из расчета: не менее 80 квадратных метров для основных учебных помещений (не менее 40 квадратных метров для каждого помещения) и не менее 20 квадратных метров для помещения для создания видеоматериалов.

Рекомендуется помещения Педагогического Кванториума обеспечить бесплатным беспроводным доступом к сети «Интернет» (Wi-Fi) не менее 100 мегабит/сек, электроснабжение (для каждого учебного места).

В Педагогическом Кванториуме могут быть реализованы следующие формы образовательных мероприятий:

– для студентов:

1) организация и проведение практических занятий с использованием оборудования, средств обучения и воспитания Педагогического Кванториума;

2) квазипедагогическая деятельность (имитация деятельности педагога на уроке, организация исследовательской деятельности (курсовых, выпускных квалификационных работ) и проектная деятельность студентов;

3) разработка студентами исследовательских работ и проектов, моделей, практическое освоение новых технологий, фундаментальных знаний (опыты, эксперименты, практикумы, лабораторные работы);

4) предпрофессиональная подготовка,  в том числе мероприятия с участием наставников из различных секторов экономики с реальным опытом работы в профессии;

5) реализация мастер-классов в различных форматах взаимодействия с использованием ресурсов Педагогического Кванториума;

6) организация инновационной деятельности различного уровня, в том числе межфакультетских, ориентированных на разные категории участников (в том числе наставничества);

7) организация практики студентов по педагогическим направлениям, связанным с преподаванием учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, включающая в себя заключение договоров (соглашений) о сотрудничестве с образовательными организациями, на базе которых созданы детские технопарки «Кванториум», мобильные технопарки «Кванториум», центры «Точка роста», центры «ITкуб»;

8)      проведение опытно-конструкторских работ по разработке новых методик и методических инструментов в преподавании учебных предметов  «Физика»,          «Химия»,   «Биология»,        «Математика»,    «Информатика», «Технология» и др.

– для педагогических работников образовательных организаций:

1) повышение      квалификации     педагогических   работников образовательных организаций;

2) организация научно-практических мероприятий (семинаров, конференций, форумов);

3) разработка диагностических процедур по выявлению трудностей в освоении школьниками учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, а также выявлению и поддержке одаренности у школьников;

4) организация просветительских мероприятий для педагогических работников образовательных организаций о результатах опытно-

конструкторских, исследовательских и проектных работ, проводимых на базе Педагогического Кванториума.

– для школьников:

1) сопровождение деятельности профильных педагогических классов общеобразовательных организаций в части учебных предметов естественнонаучной и технологической направленностей;

2) профориентационная работа со школьниками, целевая работа с абитуриентами;

3) практическая подготовка школьников к участию в различных  конкурсах,  олимпиадах;

4) организация и проведение для школьников учебных семинаров, конкурсов, дебатов, олимпиад и других мероприятий.

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*