Директ с директором: участие студентов ИПиПД в проектной деятельности и опыт Детской академии изобретательства

26.04.2022 331

Сергей Аркадьевич Новосёлов – директор Института педагогики и психологии детства, заведующий кафедрой теории и методики воспитания культуры творчества, профессор, доктор педагогических наук, почетный работник науки и техники РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ в специальном интервью от USPU_PRODUCTION.

1. Институт педагогики и психологии детства гордится успешной самореализацией своих выпускников в профессии. Можете поделиться историями успеха студентов, которые закончили ИПиПД?

Да, у института педагогики и психологии детства интересная история и немало успехов и достижений как в образовательной, так и в научной деятельности. Можно вспомнить сотни историй успеха наших выпускников, но приведу лишь два основных для нашего института и наиболее значимых по уровню достижений примера.

Фото - uspu.ru

Екатерина Геннадьевна Белоцерковская – учитель начальных классов гимназии №9 Екатеринбурга, победитель Всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Учитель будущего». Замечательный педагог, лучший наставник наших студентов в их практической подготовке. Замечательный пример профессионального развития и блестящих достижений на ниве просвещения в начальной школе.

Людмила Валентиновна Воронина – профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства. Образец для студентов выбирающих свой путь развития на стезе педагогической науки: поступила учиться на факультет начального образования нашего университета, как лучшая студентка была оставлена для продолжения научно-педагогической работы на факультете, защитила кандидатскую и докторскую диссертации в диссертационных советах нашего университета. А теперь, как учёный и организатор науки, работает учёным секретарём в одном из докторских диссертационных советов.

Повторю ещё раз, в истории ИПиПД сотни примеров замечательных профессиональных успехов наших выпускников.

2. Как родилась идея создания Детской академии изобретательства? В чем уникальность фестиваля?

Детская академия изобретательства – это научно-образовательный проект, который родился из моего опыта изобретательской деятельности (на сегодняшний день у меня более сорока советских (авторские свидетельства) и российских патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы) и результатов моих научных исследований в области развития творческих способностей взрослых (в основном, инженеров), студентов, школьников и детей дошкольного возраста (именно в таком порядке развивались мои научные интересы), представленных в кандидатской и докторской диссертациях и в более 300 научных публикациях. Я разработал несколько технологий развития изобретательства, одна из них – ассоциативно-синектическая технология комплексного развития творческих способностей (или АС-технология) вызвала достаточно широкий интерес своей необычностью. Она была отмечена несколькими наградами, в том числе золотой медалью Международного салона изобретений в Загребе и медалью лауреата ВДНХ (ВВЦ) РФ. Для широкой публики она была представлена в книге с несколько эпатажным названием «Дизайн искусственных стихов». Эта технология раздражала и вызывала удивление и внутренний протест у очень многих педагогов-исследователей, дизайнеров и литераторов тем, что в ней: стихи – конструируются, рисунки – проектируются и развиваются, но самое возмутительное в том, что затем из этих стихов и художественных композиций делаются изобретения. Я благодарен своей технологии тем, что она познакомила меня с замечательными людьми, которые очень заинтересованно обсуждали её и перспективы её развития как в сфере образования, так и в сфере научного и творческого поиска. И каждая такая встреча позволяла мне расти в научном и творческом плане. Я принципиально не буду ранжировать всех этих людей, замечательных учёных, по силе и времени воздействия на меня (с кем-то из них я разговаривал часы, с другими – недели, с третьими взаимодействие продолжалось годами). Но я до сих пор чувствую себя их учеником в том или ином аспекте научной деятельности. Я не могу не благодарить их ещё и ещё раз и прошу, чтобы в этом интервью они были упомянуты все без исключения – для меня это важно. Вот их имена: Эвальд Фридрихович Зеер – член-корреспондент Российской академии образования (РАО), Евгений Викторович Ткаченко – первый министр образования новой России, зам. председателя экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии, академик РАО, Зинаида Алексеевна Галагузова, доктор педагогических наук, профессор, блестящий методолог педагогической науки, Володар Викторович Краевский – академик РАО, Вадим Семёнович Леднев – академик РАО, Александр Михайлович Новиков – академик РАО, Ирина Алексеевна Зимняя – академик РАО, Виталий Владимирович Рубцов – академик РАО, Виктор Дмитриевич Симоненко – член-корреспондент РАО, Диана Борисовна Богоявленская – профессор, доктор психологических наук, профессор МГУ, одна из ведущих разработчиков «Рабочей концепции одарённости детей», Эльвира Эвальдовна Сыманюк – член-корреспондент РАО, Сергей Александрович Аничкин – профессор, доктор педагогических наук, Борис Михайлович Игошев – профессор, доктор педагогических наук, ректор УрГПУ, Константин Сергеевич Новосёлов – лауреат Нобелевской премии в области физики, профессор университета Манчестера.

Вот с такой научной поддержкой моей технологии я уверенно представил её на методологическом семинаре моим новым коллегам через несколько лет после того, как в 2005 году перешёл работать в УрГПУ по приглашению ректора университета Бориса Михайловича Игошева. И также уверенно я отрицательно ответил на вопрос профессора Коротаевой Евгении Владиславовны: «А можно ли с помощью этой технологии развивать творческие способности детей?». «Нет, - сказал я, - эта технология не для детей». Но я нарушил один из главных моих жизненных принципов: «Не верь уверенным, не верь!» и потому через два-три года вместе с Лидией Сергеевной Поповой мы написали небольшую книжку «Технология творчества для детей или АС-технология». Вот именно она и легла в основу организации Детской академии изобретательства.

При этом я не устаю повторять, что проект вряд ли бы состоялся, если бы его, каким-то чудесным образом не поддержали несколько весьма одарённых в организационном аспекте людей – недавно защитившая кандидатскую диссертацию и потому ищущая применения своим новым возможностям Бывшева Марина Валерьевна, а также супер-активная организатор дошкольного образования в нашем городе, начальник одного из отделов Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Наталья Николаевна Ведерникова и конечно же, начальник этого Департамента Екатерина Александровна Сибирцева. Благодаря нашей чудесной встрече появился и стал успешно развиваться научно-образовательный проект Детская академия изобретательства. Ещё одним удивившим меня чудом стал интерес, с которым отнеслись к проекту руководители и педагоги дошкольных образовательных учреждений нашего города, а затем и ряда других городов, а также родители детей-участников массовых мероприятий нашего проекта – Фестиваля детского изобретательства и Архипелага творчества. Думаю, что сработал один из главных принципов нашего проекта – принцип сотворчества детей, их родителей и педагогов. Всё перечисленное выше и привело Детскую академию изобретательства к общественному признанию и награждению премией Татищева и де Геннина.

3. Вовлечены ли студенты ИПиПД в работу Детской академии изобретательства? Как они участвуют в проектной деятельности?

В проекте Детская академия изобретательства принимают участие тем или иным способом практически все студенты второго, третьего и четвёртого курса ИПиПД, обучающиеся по второму профилю – дополнительное образование. Этому способствуют учебные дисциплины профиля и выполняемая по его содержанию курсовая работа, которая имеет ярко выраженный проектный характер. Так что хочет конкретный студент участвовать в проектной деятельности или не хочет, но мы организовали содержание и процесс обучения профилю «дополнительное образование» так, что деваться «бедному студенту» некуда – все без исключения включены в проектную деятельность.

4. Какие сейчас перспективы и планы работы Детской академии изобретательства?

Если говорить о перспективах развития проекта «Детская академия изобретательства», то мы видим их в следующих направлениях:

- мы усиливаем работу по преобразованию творческих результатов детей, педагогов, родителей и студентов в объекты интеллектуальной собственности. Для этого в институте заработал проект «Студенческое патентное бюро». Пока в проект включились четверо первокурсниц, но работа уже идёт, и к концу года мы планируем подготовить и отправить в Роспатент 4-5 заявок на выдачу патентов на изобретения;

- мы намерены усилить мотивационную составляющую образовательного и конкурсного процессов Детской академии изобретательства. Для этого мы запускаем проект «Парк детских изобретений» - это проект создания творческой образовательной среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мы должны создать парк, в котором дети смогут не только познакомиться с изобретениями, придуманными детьми из разных детских садов и школ Екатеринбурга, Перми, Нижнего Тагила, Первоуральска и других городов, а это в основном игры, игрушки, тренажёры, но и поиграть с этими изобретениями, а в процессе игры включиться в работу по созданию новых изобретений. В Парке детских изобретений дети должны понять, что они тоже могут создавать новые изобретения, что это им по силам. На первом этапе студенты выполняют проектирование основных элементов этого парка. К осени у нас будет научно обоснованная концепция Парка детских изобретений.

6. Какими особенными традициями гордится Институт педагогики и психологии детства?

К вопросу о традициях. Коллектив преподавателей, сотрудников и студентов ИПиПД с уважением относится к традициям, созданным предыдущими поколениями работников и студентов. Это, прежде всего, стабильность высоких результатов образовательной и научной деятельности института. Это стабильность преподавательского состава. Это созданные направления научных исследований, десятилетиями вызревавшие кафедры института. Это традиции прекрасно организованной практики студентов (несмотря на ковиды и прочие иды). Это высокий уровень активности студентов во внеучебной деятельности и общественно полезной жизни университета. Отмечу, что для сохранения и развития традиций института необходимо активизировать работу по анализу и воссозданию истории института. Это созвучно основным тенденциям, характерным для сегодняшнего российского общества. Мы должны заботиться о сохранении и защите истории, каждый на своём участке. Какие бы изменения не происходили в системе высшего образования, в развитии университета, они не должны сопровождаться ломкой традиций и неоправданным преданием забвению истории университета и его подразделений. Как и страна, народ, забывшие свою историю, свои традиции, обречены на исчезновение, точно также могут исчезать, разрушаться университеты, уходящие от своих традиций, от своего предназначения.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*