Сергей Аркадьевич Новосёлов – директор Института педагогики и психологии детства, заведующий кафедрой теории и методики воспитания культуры творчества, профессор, доктор педагогических наук, почетный работник науки и техники РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ в специальном интервью от USPU_PRODUCTION.
1. Институт педагогики и психологии детства гордится успешной самореализацией своих выпускников в профессии. Можете поделиться историями успеха студентов, которые закончили ИПиПД?
Да, у института педагогики и психологии детства интересная история и немало успехов и достижений как в образовательной, так и в научной деятельности. Можно вспомнить сотни историй успеха наших выпускников, но приведу лишь два основных для нашего института и наиболее значимых по уровню достижений примера.
Фото - uspu.ru
Екатерина Геннадьевна Белоцерковская – учитель начальных классов гимназии №9 Екатеринбурга, победитель Всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Учитель будущего». Замечательный педагог, лучший наставник наших студентов в их практической подготовке. Замечательный пример профессионального развития и блестящих достижений на ниве просвещения в начальной школе.
Людмила Валентиновна Воронина – профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства. Образец для студентов выбирающих свой путь развития на стезе педагогической науки: поступила учиться на факультет начального образования нашего университета, как лучшая студентка была оставлена для продолжения научно-педагогической работы на факультете, защитила кандидатскую и докторскую диссертации в диссертационных советах нашего университета. А теперь, как учёный и организатор науки, работает учёным секретарём в одном из докторских диссертационных советов.
Повторю ещё раз, в истории ИПиПД сотни примеров замечательных профессиональных успехов наших выпускников.
2. Как родилась идея создания Детской академии изобретательства? В чем уникальность фестиваля?
Детская академия изобретательства – это научно-образовательный проект, который родился из моего опыта изобретательской деятельности (на сегодняшний день у меня более сорока советских (авторские свидетельства) и российских патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы) и результатов моих научных исследований в области развития творческих способностей взрослых (в основном, инженеров), студентов, школьников и детей дошкольного возраста (именно в таком порядке развивались мои научные интересы), представленных в кандидатской и докторской диссертациях и в более 300 научных публикациях. Я разработал несколько технологий развития изобретательства, одна из них – ассоциативно-синектическая технология комплексного развития творческих способностей (или АС-технология) вызвала достаточно широкий интерес своей необычностью. Она была отмечена несколькими наградами, в том числе золотой медалью Международного салона изобретений в Загребе и медалью лауреата ВДНХ (ВВЦ) РФ. Для широкой публики она была представлена в книге с несколько эпатажным названием «Дизайн искусственных стихов». Эта технология раздражала и вызывала удивление и внутренний протест у очень многих педагогов-исследователей, дизайнеров и литераторов тем, что в ней: стихи – конструируются, рисунки – проектируются и развиваются, но самое возмутительное в том, что затем из этих стихов и художественных композиций делаются изобретения. Я благодарен своей технологии тем, что она познакомила меня с замечательными людьми, которые очень заинтересованно обсуждали её и перспективы её развития как в сфере образования, так и в сфере научного и творческого поиска. И каждая такая встреча позволяла мне расти в научном и творческом плане. Я принципиально не буду ранжировать всех этих людей, замечательных учёных, по силе и времени воздействия на меня (с кем-то из них я разговаривал часы, с другими – недели, с третьими взаимодействие продолжалось годами). Но я до сих пор чувствую себя их учеником в том или ином аспекте научной деятельности. Я не могу не благодарить их ещё и ещё раз и прошу, чтобы в этом интервью они были упомянуты все без исключения – для меня это важно. Вот их имена: Эвальд Фридрихович Зеер – член-корреспондент Российской академии образования (РАО), Евгений Викторович Ткаченко – первый министр образования новой России, зам. председателя экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии, академик РАО, Зинаида Алексеевна Галагузова, доктор педагогических наук, профессор, блестящий методолог педагогической науки, Володар Викторович Краевский – академик РАО, Вадим Семёнович Леднев – академик РАО, Александр Михайлович Новиков – академик РАО, Ирина Алексеевна Зимняя – академик РАО, Виталий Владимирович Рубцов – академик РАО, Виктор Дмитриевич Симоненко – член-корреспондент РАО, Диана Борисовна Богоявленская – профессор, доктор психологических наук, профессор МГУ, одна из ведущих разработчиков «Рабочей концепции одарённости детей», Эльвира Эвальдовна Сыманюк – член-корреспондент РАО, Сергей Александрович Аничкин – профессор, доктор педагогических наук, Борис Михайлович Игошев – профессор, доктор педагогических наук, ректор УрГПУ, Константин Сергеевич Новосёлов – лауреат Нобелевской премии в области физики, профессор университета Манчестера.
Вот с такой научной поддержкой моей технологии я уверенно представил её на методологическом семинаре моим новым коллегам через несколько лет после того, как в 2005 году перешёл работать в УрГПУ по приглашению ректора университета Бориса Михайловича Игошева. И также уверенно я отрицательно ответил на вопрос профессора Коротаевой Евгении Владиславовны: «А можно ли с помощью этой технологии развивать творческие способности детей?». «Нет, - сказал я, - эта технология не для детей». Но я нарушил один из главных моих жизненных принципов: «Не верь уверенным, не верь!» и потому через два-три года вместе с Лидией Сергеевной Поповой мы написали небольшую книжку «Технология творчества для детей или АС-технология». Вот именно она и легла в основу организации Детской академии изобретательства.
При этом я не устаю повторять, что проект вряд ли бы состоялся, если бы его, каким-то чудесным образом не поддержали несколько весьма одарённых в организационном аспекте людей – недавно защитившая кандидатскую диссертацию и потому ищущая применения своим новым возможностям Бывшева Марина Валерьевна, а также супер-активная организатор дошкольного образования в нашем городе, начальник одного из отделов Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Наталья Николаевна Ведерникова и конечно же, начальник этого Департамента Екатерина Александровна Сибирцева. Благодаря нашей чудесной встрече появился и стал успешно развиваться научно-образовательный проект Детская академия изобретательства. Ещё одним удивившим меня чудом стал интерес, с которым отнеслись к проекту руководители и педагоги дошкольных образовательных учреждений нашего города, а затем и ряда других городов, а также родители детей-участников массовых мероприятий нашего проекта – Фестиваля детского изобретательства и Архипелага творчества. Думаю, что сработал один из главных принципов нашего проекта – принцип сотворчества детей, их родителей и педагогов. Всё перечисленное выше и привело Детскую академию изобретательства к общественному признанию и награждению премией Татищева и де Геннина.
3. Вовлечены ли студенты ИПиПД в работу Детской академии изобретательства? Как они участвуют в проектной деятельности?
В проекте Детская академия изобретательства принимают участие тем или иным способом практически все студенты второго, третьего и четвёртого курса ИПиПД, обучающиеся по второму профилю – дополнительное образование. Этому способствуют учебные дисциплины профиля и выполняемая по его содержанию курсовая работа, которая имеет ярко выраженный проектный характер. Так что хочет конкретный студент участвовать в проектной деятельности или не хочет, но мы организовали содержание и процесс обучения профилю «дополнительное образование» так, что деваться «бедному студенту» некуда – все без исключения включены в проектную деятельность.
4. Какие сейчас перспективы и планы работы Детской академии изобретательства?
Если говорить о перспективах развития проекта «Детская академия изобретательства», то мы видим их в следующих направлениях:
- мы усиливаем работу по преобразованию творческих результатов детей, педагогов, родителей и студентов в объекты интеллектуальной собственности. Для этого в институте заработал проект «Студенческое патентное бюро». Пока в проект включились четверо первокурсниц, но работа уже идёт, и к концу года мы планируем подготовить и отправить в Роспатент 4-5 заявок на выдачу патентов на изобретения;
- мы намерены усилить мотивационную составляющую образовательного и конкурсного процессов Детской академии изобретательства. Для этого мы запускаем проект «Парк детских изобретений» - это проект создания творческой образовательной среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мы должны создать парк, в котором дети смогут не только познакомиться с изобретениями, придуманными детьми из разных детских садов и школ Екатеринбурга, Перми, Нижнего Тагила, Первоуральска и других городов, а это в основном игры, игрушки, тренажёры, но и поиграть с этими изобретениями, а в процессе игры включиться в работу по созданию новых изобретений. В Парке детских изобретений дети должны понять, что они тоже могут создавать новые изобретения, что это им по силам. На первом этапе студенты выполняют проектирование основных элементов этого парка. К осени у нас будет научно обоснованная концепция Парка детских изобретений.
6. Какими особенными традициями гордится Институт педагогики и психологии детства?
К вопросу о традициях. Коллектив преподавателей, сотрудников и студентов ИПиПД с уважением относится к традициям, созданным предыдущими поколениями работников и студентов. Это, прежде всего, стабильность высоких результатов образовательной и научной деятельности института. Это стабильность преподавательского состава. Это созданные направления научных исследований, десятилетиями вызревавшие кафедры института. Это традиции прекрасно организованной практики студентов (несмотря на ковиды и прочие иды). Это высокий уровень активности студентов во внеучебной деятельности и общественно полезной жизни университета. Отмечу, что для сохранения и развития традиций института необходимо активизировать работу по анализу и воссозданию истории института. Это созвучно основным тенденциям, характерным для сегодняшнего российского общества. Мы должны заботиться о сохранении и защите истории, каждый на своём участке. Какие бы изменения не происходили в системе высшего образования, в развитии университета, они не должны сопровождаться ломкой традиций и неоправданным преданием забвению истории университета и его подразделений. Как и страна, народ, забывшие свою историю, свои традиции, обречены на исчезновение, точно также могут исчезать, разрушаться университеты, уходящие от своих традиций, от своего предназначения.
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.