Состоялся «Открытый разговор: встреча правительства и представителей сферы высшего образования». Это был очередной акт в серии открытых дискуссий вице-премьера Дмитрия Чернышенко с представителями курируемых отраслей: науки (https://t.me/scienpolicy/24126), спорта, туризма, цифры – о жизни в условиях санкционного давления. В среднем каждую из встреч посмотрело около 3,5 млн чел. Высшее образование, к радости профильного зампредседателя правительства, «обставила» науку, заработав более 4 млн просмотров.
На вузы возложены две взаимосвязанные задачи: технологическое импортозамещение и подготовка кадров (с прицелом именно на эти области). Дмитрий Чернышенко обрисовал несколько вызовов и соответствующих уже принятых решений. Подробности сообщали выступавшие следом за ним. Многие меры (https://t.me/scienpolicy/24162) в силу единства пространств науки и высшего образования являются общими для них – потому следует сосредоточиться на специфике высшей школы.
Финансы и программы
Дмитрий Чернышенко и Валерий Фальков в один голос подтвердили – ни одна из программ поддержки сектора высшего образования (ГП НТР, НП «Наука и университеты») не будет отменена или всерьез уменьшена. Вице-премьер особо подчеркнул, что пройдет и анонсированная ротация НОЦев мирового уровня.
Запускается программа «Приоритет-2030. Дальний Восток», будет продолжаться создание молодежных лабораторий, многие формы поддержки расширены.
Продолжается прием заявок на вторую волну отбора кампусов мирового уровня, которые в этом потоке должны быть интегрированы с технопарками.
Трудоустройство
Уход многих крупных компаний с российского рынка (особенно тех, что активно практиковали частичную занятость сотрудников) больно ударил именно по студентам. Они оказались одними из самых уязвимых категорий в рамках «двойного удара» коронавируса и далее санкций.
В помощь им продолжают реализовываться программы стимулирования трудоустройства выпускников на их первую работу, в том числе – на научные и педагогические позиции.
Иные меры связаны с субсидированием в размере 3 МРОТ приема на работу молодежи без опыта, развитие новой модели целевого обучения с трехсторонними договорами и фиксацией обязательств по трудоустройству, переобучение в рамках нацпроекта «Демография» и т.п.
Лилия Гумерова вообще выступила с инициативой о снижении требований по «остепененности» ППС для IT и иных практикоориентированных направлений с целью трудоустройства магистрантов и студентов старших курсов на позиции ассистентов. Это же позволит несколько снизить кадровый голод в условиях резкой востребованности IT-специалистов и глобального увеличения количества студентов на данных направлениях подготовки.
Своих не бросаем
Еще раз был озвучен комплекс мер по содействию «репатриации» студентов. Граждане ДНР, ЛНР и Украины могут поступать на основе внутренних экзаменов самих вузов, без предоставления оригинала аттестата (если он отсутствует – достаточно указать причину), а также в рамках увеличившейся с 18 до 23 тыс. мест квоты Правительства.
Отдельно Валерий Фальков озвучил механизм работы с вузами ДНР и ЛНР: каждый из них получил куратора из числа ведущих университетов России. Это наставничество может проводиться в совершенно любых областях – от работы над учебными планами до совместных проектов.
Для граждан Белоруссии сохраняется возможность поступления по результатам Централизованного тестирования.
Циркуляция умов
Сложные геополитические условия поставили проблемы и перед российскими студентами в иностранных вузах, и перед иностранцами в отечественных. Однако, как подчеркнул ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, в целом оба потока более-менее уравновешены. То есть речь об утечке мозгов не идет – это именно циркуляция, хотя и вызванная совсем не научно-образовательными причинами.
Стоимость обучения
Замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев сообщил, что Российский союз ректоров принял единое решение – не поднимать стоимость обучения для первого курса относительно прошлого года, а для всех остальных курсов допустить лишь индексацию на размер инфляции.
Контроль и оценка
Министр Валерий Фальков сообщил хорошую новость – на 2022 год университеты освобождены от проверок Рособрназдора. Кроме того, для вузов отменены научные категории (1-2-3), которые сохраняются лишь для научных институтов.
Госзаказ
Многие спикеры во главе с Дмитрием Чернышенко еще раз повторяли одну и ту же мысль – необходима рефокусировка госзадания. Как научного – в соответствии с критически значимыми областями импортозамещения и потребностями рынка труда, так и образовательного – через перераспределение потоков подготовки кадров на наиболее востребованные направления. Далее продолжится перезагрузка механизмов определения КЦП. Аналогичные дофокусировки должны пройти в рамках программ развития консорциумов и их участников в НОЦах, научных центрах мирового уровня, программе «Приоритет-2030».
В научно-исследовательской работе университеты уже в 2022 году должны скорректировать работы согласно:
1. Приоритетным и критически важным направлениям, определенным Минобрнауки и РАН.
2. Переориентации на поисковые исследования с обязательным выходом на практический запрос бизнеса.
3. Обязательному трансферу результатов по TRL (уровням готовности технологий).
Приемка-2022
В этом году на бюджетные места примут 588 044 человека, а в дополнение к этому более 30 тыс. мест выделено на магистратуры по приоритетным технологическим направлениям. Всего 64% выпускников школ обеспечена бесплатным высшим образованием.
В качестве примера реальной платформизации – все отечественные гражданские вузы должны в этом году принимать документы абитуриентов с использованием суперсервича «Поступление в вуз онлайн».
Замминистра Дмитрий Афанасьев сообщил, что приемная кампания 2022 продлится с 6 июня по 9 августа. Помимо использования суперсервиса главной новацией становится возможность выбора нескольких предметов по одному вступительному испытанию с зачетом максимального количества баллов.
Есть изменения и по линии сопряжения СПО и ВО. Если выпускник СПО поступает на профильное направление – то это происходит через вступительные экзамены в самом вузе, а если направление иное – тогда ему необходимо сдать ЕГЭ.
Будут учитываться все три знака ГТО, а также вузы могут использовать любой перечень дополнительных достижений при учете индивидуальных заслуг абитуриента.
Hard & soft
У университетов (кстати, как и у научных институтов) возникла острая потребность в импортозамещении (как железа, так и ПО). Удовлетворять ее планируется через формирование единого свода необходимого (до 15 мая, подача в Правительство – до 1 июня), централизованных закупок, типовых решений на базе «гособлака».
Платформы
Не раз озвучивались предложения о создании той или иной платформы – например, по определению КЦП. Дмитрий Чернышенко высказался весьма жестко, заявив, что пока он будет координировать цифру, будет неизменным курс на создание единой платформы «Образование» с абсолютной бесшовностью, сквозными процессами от детсада до поствузовского повышения квалификации, единым профилем гражданина.
Научно-образовательная дипломатия
Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов особо подчеркнул – санкции горстки западных стран означают, что по остальным направлениям международная работа должна быть кратно усилена. Речь идет о развитии всего спектра форматов: обменных программ, открытия филиалов, совместных образовательных проектов и т.п.
Санкции дают возможность переориентировать наши научные и образовательные усилия на дружественные страны, которые искренне готовы сотрудничать с нами и совместно развиваться.
Андрей Фурсенко в этой связи особо подчеркнул:
«Реальное международное сотрудничество – это один из действенных инструментов противодействия санкциям. Важно приглашать не только студентов, но и носителей знаний по нужным для нас направлениям».
Он, конечно, имеет в виду мегагранты, которые в новых условиях как раз и должны быть ориентированы на соотечественников и ученых из дружественных стран.
Игры и цели
Помощник президента РФ Андрей Фурсенко, в отличие от «научного» «открытого разговора» был более миролюбив. Он определил три ключевых ориентира.
Первый: наука и образование – это игра в долгую. Реальную эффективность принятых контрсанкционных мер мы сможем оценить лишь через несколько лет.
Второе: должен быть абсолютный примат результата над процессом. Все действия должны быть нацелены на конкретные ощутимые и измеримые достижения в приоритетных направлениях. Эту мысль, подводя итоги, развил Дмитрий Чернышенко: вузам при выполнении госзадания по науке будет дана гибкость, но усилен критерий конверсии: интересовать те объемы, что будут передаваться далее по TRL.
Третий: свобода в обмен на ответственность. Самостоятельность университетов и научных институтов постоянно расширяется, аналогично и для других игроков научно-образовательной политики – Минобрнауки, РАН, научные фонды. Однако, вместе с дополнительными возможностями должен быть повышен уровень ответственности за результат.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.