Высшее образование в условиях санкций

22.04.2022 220

Состоялся «Открытый разговор: встреча правительства и представителей сферы высшего образования». Это был очередной акт в серии открытых дискуссий вице-премьера Дмитрия Чернышенко с представителями курируемых отраслей: науки (https://t.me/scienpolicy/24126), спорта, туризма, цифры – о жизни в условиях санкционного давления. В среднем каждую из встреч посмотрело около 3,5 млн чел. Высшее образование, к радости профильного зампредседателя правительства, «обставила» науку, заработав более 4 млн просмотров.

На вузы возложены две взаимосвязанные задачи: технологическое импортозамещение и подготовка кадров (с прицелом именно на эти области). Дмитрий Чернышенко обрисовал несколько вызовов и соответствующих уже принятых решений. Подробности сообщали выступавшие следом за ним. Многие меры (https://t.me/scienpolicy/24162) в силу единства пространств науки и высшего образования являются общими для них – потому следует сосредоточиться на специфике высшей школы.

Финансы и программы
Дмитрий Чернышенко и Валерий Фальков в один голос подтвердили – ни одна из программ поддержки сектора высшего образования (ГП НТР, НП «Наука и университеты») не будет отменена или всерьез уменьшена. Вице-премьер особо подчеркнул, что пройдет и анонсированная ротация НОЦев мирового уровня.

Запускается программа «Приоритет-2030. Дальний Восток», будет продолжаться создание молодежных лабораторий, многие формы поддержки расширены.

Продолжается прием заявок на вторую волну отбора кампусов мирового уровня, которые в этом потоке должны быть интегрированы с технопарками.

Трудоустройство
Уход многих крупных компаний с российского рынка (особенно тех, что активно практиковали частичную занятость сотрудников) больно ударил именно по студентам. Они оказались одними из самых уязвимых категорий в рамках «двойного удара» коронавируса и далее санкций.

В помощь им продолжают реализовываться программы стимулирования трудоустройства выпускников на их первую работу, в том числе – на научные и педагогические позиции.

Иные меры связаны с субсидированием в размере 3 МРОТ приема на работу молодежи без опыта, развитие новой модели целевого обучения с трехсторонними договорами и фиксацией обязательств по трудоустройству, переобучение в рамках нацпроекта «Демография» и т.п.

Лилия Гумерова вообще выступила с инициативой о снижении требований по «остепененности» ППС для IT и иных практикоориентированных направлений с целью трудоустройства магистрантов и студентов старших курсов на позиции ассистентов. Это же позволит несколько снизить кадровый голод в условиях резкой востребованности IT-специалистов и глобального увеличения количества студентов на данных направлениях подготовки.

Своих не бросаем
Еще раз был озвучен комплекс мер по содействию «репатриации» студентов. Граждане ДНР, ЛНР и Украины могут поступать на основе внутренних экзаменов самих вузов, без предоставления оригинала аттестата (если он отсутствует – достаточно указать причину), а также в рамках увеличившейся с 18 до 23 тыс. мест квоты Правительства.

Отдельно Валерий Фальков озвучил механизм работы с вузами ДНР и ЛНР: каждый из них получил куратора из числа ведущих университетов России. Это наставничество может проводиться в совершенно любых областях – от работы над учебными планами до совместных проектов.

Для граждан Белоруссии сохраняется возможность поступления по результатам Централизованного тестирования.

Циркуляция умов
Сложные геополитические условия поставили проблемы и перед российскими студентами в иностранных вузах, и перед иностранцами в отечественных. Однако, как подчеркнул ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, в целом оба потока более-менее уравновешены. То есть речь об утечке мозгов не идет – это именно циркуляция, хотя и вызванная совсем не научно-образовательными причинами.

Стоимость обучения
Замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев сообщил, что Российский союз ректоров принял единое решение – не поднимать стоимость обучения для первого курса относительно прошлого года, а для всех остальных курсов допустить лишь индексацию на размер инфляции.

Контроль и оценка
Министр Валерий Фальков сообщил хорошую новость – на 2022 год университеты освобождены от проверок Рособрназдора. Кроме того, для вузов отменены научные категории (1-2-3), которые сохраняются лишь для научных институтов.

Госзаказ
Многие спикеры во главе с Дмитрием Чернышенко еще раз повторяли одну и ту же мысль – необходима рефокусировка госзадания. Как научного – в соответствии с критически значимыми областями импортозамещения и потребностями рынка труда, так и образовательного – через перераспределение потоков подготовки кадров на наиболее востребованные направления. Далее продолжится перезагрузка механизмов определения КЦП. Аналогичные дофокусировки должны пройти в рамках программ развития консорциумов и их участников в НОЦах, научных центрах мирового уровня, программе «Приоритет-2030».

В научно-исследовательской работе университеты уже в 2022 году должны скорректировать работы согласно:
1.  Приоритетным и критически важным направлениям, определенным Минобрнауки и РАН.
2.  Переориентации на поисковые исследования с обязательным выходом на практический запрос бизнеса.
3.  Обязательному трансферу результатов по TRL (уровням готовности технологий).

Приемка-2022
В этом году на бюджетные места примут 588 044 человека, а в дополнение к этому более 30 тыс. мест выделено на магистратуры по приоритетным технологическим направлениям. Всего 64% выпускников школ обеспечена бесплатным высшим образованием.

В качестве примера реальной платформизации – все отечественные гражданские вузы должны в этом году принимать документы абитуриентов с использованием суперсервича «Поступление в вуз онлайн».

Замминистра Дмитрий Афанасьев сообщил, что приемная кампания 2022 продлится с 6 июня по 9 августа. Помимо использования суперсервиса главной новацией становится возможность выбора нескольких предметов по одному вступительному испытанию с зачетом максимального количества баллов.

Есть изменения и по линии сопряжения СПО и ВО. Если выпускник СПО поступает на профильное направление – то это происходит через вступительные экзамены в самом вузе, а если направление иное – тогда ему необходимо сдать ЕГЭ.  

Будут учитываться все три знака ГТО, а также вузы могут использовать любой перечень дополнительных достижений при учете индивидуальных заслуг абитуриента.

Hard & soft
У университетов (кстати, как и у научных институтов) возникла острая потребность в импортозамещении (как железа, так и ПО). Удовлетворять ее планируется через формирование единого свода необходимого (до 15 мая, подача в Правительство – до 1 июня), централизованных закупок, типовых решений на базе «гособлака».

Платформы
Не раз озвучивались предложения о создании той или иной платформы – например, по определению КЦП. Дмитрий Чернышенко высказался весьма жестко, заявив, что пока он будет координировать цифру, будет неизменным курс на создание единой платформы «Образование» с абсолютной бесшовностью, сквозными процессами от детсада до поствузовского повышения квалификации, единым профилем гражданина.

Научно-образовательная дипломатия
Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов особо подчеркнул – санкции горстки западных стран означают, что по остальным направлениям международная работа должна быть кратно усилена. Речь идет о развитии всего спектра форматов: обменных программ, открытия филиалов, совместных образовательных проектов и т.п.

Санкции дают возможность переориентировать наши научные и образовательные усилия на дружественные страны, которые искренне готовы сотрудничать с нами и совместно развиваться.

Андрей Фурсенко в этой связи особо подчеркнул:

«Реальное международное сотрудничество – это один из действенных инструментов противодействия санкциям. Важно приглашать не только студентов, но и носителей знаний по нужным для нас направлениям».

Он, конечно, имеет в виду мегагранты, которые в новых условиях как раз и должны быть ориентированы на соотечественников и ученых из дружественных стран.

Игры и цели
Помощник президента РФ Андрей Фурсенко, в отличие от «научного» «открытого разговора» был более миролюбив. Он определил три ключевых ориентира.

Первый: наука и образование – это игра в долгую. Реальную эффективность принятых контрсанкционных мер мы сможем оценить лишь через несколько лет.

Второе: должен быть абсолютный примат результата над процессом. Все действия должны быть нацелены на конкретные ощутимые и измеримые достижения в приоритетных направлениях. Эту мысль, подводя итоги, развил Дмитрий Чернышенко: вузам при выполнении госзадания по науке будет дана гибкость, но усилен критерий конверсии: интересовать те объемы, что будут передаваться далее по TRL.

Третий: свобода в обмен на ответственность. Самостоятельность университетов и научных институтов постоянно расширяется, аналогично и для других игроков научно-образовательной политики – Минобрнауки, РАН, научные фонды. Однако, вместе с дополнительными возможностями должен быть повышен уровень ответственности за результат.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*