Директ с директором: Ирина Семухина о творческих и научных традициях Института филологии и межкультурной коммуникации

18.04.2022 98

Семухина Ирина Александровна – директор Института филологии и межкультурной коммуникации, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания об образовательных, научных традициях и перспективах развития ИФМК специально для USPU_PRODUCTION.

1. Институт филологии и межкультурной коммуникации гордится успешной самореализацией своих выпускников в профессии. Можете поделиться историями успеха студентов, которые закончили ИФМК?

– История Института филологии и межкультурной коммуникации (когда-то филологического факультета) берет свое начало с момента основания нашего вуза, в 1930 году. Поэтому перечислить лаконично даже самые яркие истории успеха наших выпускников-филологов практически невозможно. Среди выпускников ИФМК – кандидаты и доктора наук, многие из которых продолжают служить родному институту, приумножая его славу. Немалое число наших филологов составляют современные писатели и поэты (Виталина Тхоржевская (Вита Тэ), Надежда Колтышева, Ярослава Широкова, Леонид Антипьев, Ирина Максимова), известные журналисты (например, Надежда Колтышева – заместитель главного редактора журнала «Урал», Евгений Камшилов – представитель пресс-службы Екатеринбургской епархии, Кирилл Зайцев – журналист 66.ru), организаторы и участники творческих коллективов (Алексей Пеньков – административный директор популярного театра современной хореографии «Провинциальные танцы», Юлия Михалкова – актриса шоу «Уральские пельмени»). Многие становятся переводчиками, редакторами журналов, копирайтерами.

Фото - uspu.ru

Но подавляющее большинство выпускников ИФМК, безусловно, реализует себя в роли преподавателей русского языка и литературы. Свидетельством профессионального успеха наших уже коллег-словесников является и то, что среди них немало руководителей образовательных учреждений, например: Сажина Татьяна – директор гимназии № 205, Белова Елена – директор школы № 43, Миронова Светлана – директор школы № 200, Моисеев Александр – директор школы № 147 г. Екатеринбурга, Погудина Юлия – директор школы № 1 г. Ивделя. Совсем недавно Елена Белова выиграла престижный конкурс и вскоре возглавит новый «губернаторский лицей» Свердловской области.

2. В этом году журналу “Уральский филологический вестник” исполняется 10 лет. Расскажите об истории его становления и других изданиях института.

– Институт филологии всегда отличался активной издательской деятельностью. В первую очередь следует назвать такие наши статусные журналы, как «Филологический класс» (ВАК, Web оf Science), инициатором создания которого в 1996 г. стал профессор Наум Лазаревич Лейдерман, главный редактор сегодня – проф. Нина Петровна Хрящева; «Политическая лингвистика» (ВАК) – под руководством профессора Анатолия Прокопьевича Чудинова. Эти журналы известны не только специалистам в России, но и профессиональной общественности за рубежом.

2022 год, действительно, стал юбилейным для журнала «Уральский филологический вестник», но 10 лет этому изданию исполняется только под этим названием, которое объединило несколько самостоятельных научных сборников, имеющих более давнюю историю и сохранивших свое именование и проблематику в соответствующих 4 сериях. Так, концепция серии сборника научных трудов «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива» представляет собой разработку нового научного направления, инициированного проф. Татьяной Гридиной, предметом исследования стали разные виды лингвокреативной деятельности. Серия «Русская классика: динамика художественных систем», возглавляемая проф. Светланой Ермоленко, предназначена для публикации статей, рассматривающих проблемы развития русской литературы XVIII-XIX вв., прежде всего, в аспектах метода, жанра и стиля. Проф. Нина Барковская как руководитель серии «Русская литература XX-XXI веков: направления и течения» поддерживает активный научный диалог в области теории и истории новейшей русской литературы, а также способствует научному развитию молодых литературоведов в серии «Драфт: Молодая наука».

И это еще не все научные издания ИФМК, список можно продолжить регулярными сборниками «Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности», «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в школе», «Лингвокультурология» и др.

3. Могут ли действующие студенты института публиковать свои статьи в этих журналах, или они созданы исключительно для размещения научных трудов преподавателей, имеющих значительный опыт в области литературы и лингвистики?

– Безусловно, наряду с опытными литературоведами и лингвистами в наших изданиях имеют возможность обнародовать свои научные изыскания и студенты, в одних журналах – в соавторстве с научными руководителями, а в некоторых и самостоятельно. Уже обозначенная серия «Драфт: Молодая наука» (в составе «УФВ») как раз приглашает молодых ученых – от студентов до кандидатов наук – к самостоятельному научному общению, апробации своих первых результатов исследований в области теории и истории литературы, методики преподавания литературы.

Достаточно длительную историю существования имеет и другой наш сборник – «LINGUISTICA JUVENIS», где студенты и аспиранты могут представить материалы, посвященные описанию разных сфер речевой деятельности, лингвометодические аспекты изучения языковых единиц в ситуации современного образования.

Выступая на молодежных научных конференциях «Актуальные проблемы филологии» и «LITTERA TERRA: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы», которые ежегодно проводятся в ИФМК, студенты публикуют свои материалы в одноименных сборниках. Таким образом, у наших студентов-филологов есть множество возможностей для обнародования своих научных изысканий и знакомства с исследовательским опытом иных вузов.

4. Студенты ИФМК – люди, обладающие не только даром слова, но и множеством других неоспоримых талантов. Расскажите о творческой реализации студентов-филологов в УрГПУ?

– Да, в институте филологии царит творческая и оживленная атмосфера: здесь проводятся встречи с писателями и поэтами, литературные салоны и игры, фестивали, конкурсы, конференции, презентации, так что студенты ИФМК не только много читают, но и много общаются, живут насыщенной и активной жизнью. У нас есть талантливые вокалисты, которые регулярно одерживают победы на конкурсах (в настоящее время это Ангелина Шулятьева). Немало филологов уже во время учебы реализуют себя в журналистике: начинают с опыта работы в студенческом медиа-секторе, а в последующем мы видим их уже в роли корреспондентов на региональных ТВ-каналах; сегодня, например, это Василина Желтышева и Полина Гладких.

Студенты ИФМК – веселые и инициативные, наш студенческий совет работает как настоящий генератор идей и новых проектов: студенты сами проводят мастер-классы, организуют выставки, фестивали, заседания киноклуба, издают литературный альманах «Маяк», где публикуются наши начинающие писатели и поэты. В этом году группа талантливых ребят возродила традицию студенческого театра: 13 апреля студенческий театр «им. Ф.Ф. Погорелова» презентовал премьеру спектакля «Обыкновеннейшее чудо».

5. Какими особенными традициями гордится Институт филологии и межкультурной коммуникации?

– Институт гордится, прежде всего, своими образовательными и научными традициями. Опираясь на богатый предшествующий опыт, коллектив ИФМК продолжает с учетом современных условий и требований ежегодно обеспечивать регион высококвалифицированными кадрами, и прежде всего – это учителя-словесники.

Профессорско-преподавательский состав института представляет известные лингвистические и литературоведческие школы, здесь работают ведущие ученые Урала и России, под руководством которых студенты могут исследовать современную и классическую литературу, политическую лингвистику, психолингвистику, языковую игру и многое другое. Помимо научных мероприятий для вузовских и школьных преподавателей ИФМК продолжает поощрять научную активность студентов: ежегодно мы проводим несколько событий российского и международного уровней для молодых ученых – конференции «Актуальные проблемы филологии», «LITTERA TERRA», а с этого года и «LINGUISTICA JUVENIS». Трудолюбие, творческий подход и вовлеченность наших студентов в науку высоко ценятся, поэтому студенты ИФМК регулярно становятся лауреатами премии «Научный Олимп», получают стипендии Губернатора, Президента и Правительства РФ, стипендии им А.И. Солженицына.

Хорошей традицией стало и проведение фестиваля «Поэзия без границ», который объединяет школьников и студентов разных стран и национальностей.

6. Какие сейчас перспективы и планы развития Института филологии и межкультурной коммуникации?

– Перспективы института, прежде всего, связаны с поддержкой и развитием образовательных и научных проектов подразделения. ИФМК продолжает подготовку выпускников по трём уровням высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Уже несколько лет среди профилей обучения на бакалавриате нами предлагается не только «классическая», проверенная временем программа «Русский язык и литература», но и ставшие актуальными в поликультурной среде «Русский язык как иностранный и Английский язык», «Русский язык как иностранный и Китайский язык». Подготовка магистров осуществляется по программам «Современные технологии филологического образования» и «Языковое образование в поликультурной среде».

Откликаясь на запросы времени, преподаватели ИФМК разрабатывают модели смешанного обучения, которые стали актуальны как для основных программ, так и для дополнительного образования, повышения квалификации педагогов-практиков.

Тесная связь с профессиональным сообществом учителей-филологов сегодня приобретает новые формы: в 2020 г. нами организовано Региональное общество учителей-словесников (РОУС), деятельность которого постепенно расширяется и пополняется все новыми и новыми событиями. Так, в сотрудничестве с центром «Учитель будущего» разработана и запущена программа дорожной карты «Актуальные вопросы современного филологического образования», в рамках которой в апреле этого года успешно реализовалась «Уральская школа учителей русского языка и литературы». Подобные мероприятия сегодня приобретают особую ценность как для опытных учителей, осваивающих новые технологии, так и молодых педагогов, которые только входят в профессию (многие филологи начинают свою профессиональную деятельность в школе, начиная с 3 курса).

Успех института отражен в успехах его выпускников. И мы с радостью наблюдаем за достижениями наших филологов, встречая их в самых разных сферах – в образовательных организациях, где они работают преподавателями русского языка и литературы, английского и китайского, обучают иностранцев русскому языку (в том числе за рубежом); в журналистике, где трудятся переводчиками, редакторами, корреспондентами; в творческих коллективах и т.д.

Для выпускника ИФМК нет ограничений: высокий уровень культуры, креативность, ораторское мастерство, знание родного и иностранных языков открывает любые двери!

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*