О грантовой поддержке университетов в создании передовых инженерных школ

13.04.2022 240

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2022 года № 619 «О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ» утверждено Положение о Совете по грантам на оказание государственной поддержки создания и развития передовых инженерных школ и Правила предоставления грантов.

Гранты будут предоставляться университетам на поддержку программ развития передовых инженерных школ, обеспечение прохождения практик и стажировок, в том числе в формате работы с наставниками, для талантливых студентов лучших магистерских программ, обеспечение повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки,  в том числе в форме стажировки на базе высокотехнологичных компаний, для профессорско-преподавательского состава и управленческих команд передовых инженерных школ, а также образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы инженерного профиля.

Как указано в Положении Совет по грантам на оказание государственной поддержки создания и развития передовых инженерных школ является постоянно действующим совещательным органом, образованным в целях рассмотрения вопросов, связанных с предоставлением образовательным организациям высшего образования грантов в форме субсидий из федерального бюджета на поддержку программ развития передовых инженерных школ, обеспечение прохождения практик и стажировок, в том числе в формате работы с наставниками, для талантливых студентов лучших магистерских программ, обеспечение повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, в том числе в форме стажировки на базе высокотехнологичных компаний, для профессорско-преподавательского состава и управленческих команд передовых инженерных школ, а также образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы инженерного профиля, в рамках реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Состав Совета по грантам на оказание государственной поддержки создания и развития передовых инженерных школ должен быть утверждён к началу мая 2022 г.

Совет должен будет рассматривать и оценивать программы развития передовых инженерных школ университетов, претендующих на получение грантов, рейтинговать университеты, претендующих на получение гранта, определять предельный размер гранта.

К функциям Совета отнесено рассмотрение предложений университетов - получателей грантов по актуализации программ развития передовых инженерных школ университетов и формирование рекомендаций для них. Совет рассматривает и оценивает отчеты университетов и дает рекомендации и предложения Минобрнауки России по развитию деятельности передовых инженерных школ университетов, в том числе рекомендации в части эффективного взаимодействия университетов и высокотехнологичных компаний.

Выигранные вузами гранты должны быть направлены на:

  • создание и (или) усовершенствование условий подготовки высококвалифицированных кадров высокопроизводительного сектора экономики Российской Федерации;
  • разработку и внедрение новых образовательных программ высшего образования для опережающей подготовки инженерных кадров и дополнительных профессиональных программ по актуальным научно-технологическим направлениям и «сквозным» цифровым технологиям, обеспеченных интерактивными комплексами опережающей подготовки;
  • привлечение работающих инженеров к осуществлению преподавательской деятельности в передовых инженерных школах;
  • создание на базе передовых инженерных школ специальных образовательных пространств (лаборатории, опытные производства, интерактивные комплексы опережающей подготовки, цифровые, «умные», виртуальные (кибер-физические) фабрики, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием, высокопроизводительными вычислительными системами и специализированным прикладным программным обеспечением);
  • выполнение прорывных разработок и исследований, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетной области (областях) технологического развития Российской Федерации;
  • коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и трансфер технологий;
  • тиражирование лучших практик подготовки и переподготовки инженеров;
  • повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка, в том числе в форме стажировки на базе высокотехнологичных компаний, управленческих команд и профессорско-преподавательского состава передовых инженерных школ и образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы инженерного профиля по специальностям и направлениям подготовки высшего образования для подготовки инженерных кадров по перечню согласно приложению;
  • прохождение практик и (или) стажировок вне рамок образовательного процесса, в том числе в формате работы с наставниками, для лучших студентов, обучающихся по программам магистратуры технологического профиля, которые реализуются на базе научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов по «сквозным» технологиям цифровой экономики и приоритетным направлениям развития техники и технологий при поддержке и участии высокотехнологичных компаний.

В Правилах определены достаточно высокие для достижения большинством университетов показатели, необходимые для достижения результатов предоставления гранта:

а) количество разработанных и внедренных новых образовательных программ высшего образования для опережающей подготовки инженерных кадров и дополнительных профессиональных программ по актуальным научно-технологическим направлениям и «сквозным» цифровым технологиям, обеспеченных интерактивными комплексами опережающей подготовки (единиц) (не менее 4 на конец 2024 года (нарастающим итогом);

б) увеличение числа обучающихся по образовательным программам высшего образования для опережающей подготовки инженерных кадров и дополнительным профессиональным программам по актуальным научно-технологическим направлениям и «сквозным» цифровым технологиям передовой инженерной школы за счет развития сетевой формы обучения в образовательных организациях, в которых не созданы передовые инженерные школы (не менее 52 процентов на конец 2026 года, не менее 109 процентов на конец 2030 года);

в) количество инженеров, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования в передовой инженерной школе (не менее 90 человек на конец 2024 года (нарастающим итогом), не менее 333 человек к 2030 году (нарастающим итогом); 

г) количество обучающихся, прошедших обучение в передовой инженерной школе по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, трудоустроившихся в российские высокотехнологичные компании и на предприятия (не менее 50 человек в 2025 году (нарастающим итогом), не менее 1335 человек к 2030 году (нарастающим итогом);

д) количество созданных на базе передовой инженерной школы специальных образовательных пространств (научно-технологические  и экспериментальные лаборатории, опытные производства,  оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием, высокопроизводительными вычислительными системами и специализированным прикладным программным обеспечением, цифровые, "умные", виртуальные (кибер-физические) фабрики, интерактивные комплексы опережающей подготовки инженерных кадров на основе современных цифровых технологий) (не менее 4 на конец 2024 года);

е) отношение внебюджетных средств к объему финансового обеспечения программы развития передовой инженерной школы, предусмотренного на создание передовой инженерной школы в партнерстве с высокотехнологичными компаниями и поддержку указанной программы за счет средств федерального бюджета (не менее 35 процентов в 2022 году, не менее 25 процентов в 2023 году, не менее 20 процентов  в 2024 году);

ж) объем финансирования, привлеченного передовой инженерной школой на исследования и разработки в интересах бизнеса (не менее 270 млн. рублей на конец 2024 года (нарастающим итогом) и не менее 2000 млн. рублей к концу 2030 года (нарастающим итогом);

з) рост количества регистрируемых результатов интеллектуальной деятельности образовательной организации высшего образования, на базе которой создана передовая инженерная школа (не менее 15 процентов на конец 2024 года, не менее 50 процентов на конец 2030 года);

и) количество студентов, прошедших практику и (или) стажировку вне рамок образовательного процесса, в том числе в формате работы  с наставниками, обучающихся по программам магистратуры технологического профиля (не менее 21 человека на конец 2024 года (нарастающим итогом), не менее 63 человек к концу 2030 года (нарастающим итогом).

Университет вправе подать только одну заявку, принимаемую специально создаваемой экспертной комиссией. Вызывают интерес как сами критерии, на которые опирается экспертная комиссия, так и их формулировка. Всего заявлены 5 критериев:

  • амбициозность целей и результатов реализации программы развития передовой инженерной школы и их соответствие Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;
  • академическое признание и потенциал университета;
  • степень проработки и обоснованности программы развития передовой инженерной школы;
  • система управления передовой инженерной школы и ее взаимодействие с высокотехнологичными компаниями – партнерами (включая оценку стратегии развития партнерства, деятельности управляющих органов, реализации образовательных программ и научных проектов);
  • объем внебюджетных средств, привлекаемых университетом со стороны высокотехнологичных компаний на реализацию программы развития передовой инженерной школы.

В приложении к Правилам указаны приоритетные специальности и направления подготовки высшего образования для подготовки инженерных кадров, развитию которых и должны содействовать инженерные школы.

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*