Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ, по итогам отчета Правительства РФ в Государственной Думе

08.04.2022 333

В прошлом году по инициативе президента и при поддержке Михаила Владимировича Мишустина отобрали первые 8 заявок на создание кампусов мирового уровня, всего их было 27. 8 заявок получили финансирование. 7 из них от университетов, которые находятся в регионах, это заявки на строительство полноценных кампусов: не на строительство, например, одного здания общежития или учебного корпуса. Кампус – это совокупность помещений с разной функциональностью.

Для того, чтобы отвечать на вызовы времени, соответствовать работодателям, вузы должны существенно трансформироваться. Университеты, это такая сложная система; если вы хотите что-то изменить в образовании, сделать более его качественным, надо изменить материально-техническую базу, кадровую политику, систему управления, надо по-другому организовать научный совет. Для того, чтобы совокупно, системно это решать, мы запустили программу на 10 лет, которая называется «Приоритет 2030»: на конкурсной основе отобрали 121 вуз.

В ней могли принять участие все вузы без ограничений. Отобрали 121 вуз, ранжировали в зависимости от их успехов и дали им грант. Минимальный – 100 млн рублей, максимальный – в пределах миллиарда. Сейчас вузы проводят большую работу. В чем принципиальное отличие этой программы от всех программ, которые реализовывали в предыдущие годы: мы не ориентируемся ни на какие международные рынки, эта программа ориентирует университеты на национальные цели, поддержку региональной экономики, чтобы наши абитуриенты шли в российские вузы и, желательно, в регионы. Меньше года идет реализация этого проекта, но реакция очень хорошая от региональных властей, поскольку те вузы, которые вошли в программу, стали более популярны у выпускников наших школ.

Теперь мы создаем специальную программу для вузов Дальнего Востока, где порядка 40 вузов. И в ближайшие 2-3 месяца мы запустим новый конкурс «Приоритет 2030. Дальний Восток». Сам отбор пройдет во второй половине года (с учетом специфики Дальнего Востока), а сама программа будет направлена на решение одной важнейшей задачи: обеспечить условия для получения качественного образования на Дальнем Востоке и прекратить отток молодежи, которая едет на «большую землю» получать образование.

Дальневосточные университеты должны быть привлекательны для абитуриентов со всех регионов. В первую очередь, для выпускников школ самих дальневосточных регионов. Для этого они должны существенно преобразиться. И речь не только об изменении внешнего дизайна, строительстве зданий, либо их ремонте. Они должны кардинально измениться в своем представлении как развиваться, должны появиться новые яркие, интересные программы, преподаватели должны пройти повышение квалификации, должна появиться приборная база. Именно на это мы будем давать соответствующие ресурсы.

Все, что необходимо сделать в текущих условиях: создать более благоприятные условия для студентов из Луганской и Донецкой народных республик – мы уже сделали, соответствующие изменения, в том числе нормативные, были приняты. У нас в этом году выйдет дополнительная квота на бюджетные места, и шансы поступить в российский вуз бесплатно без ЕГЭ очень-очень высоки.

У нас есть принципиальных договоренности. Те вузы, которые приняли решение по некой корректировке цен до 24 февраля, – мы эту ситуацию не меняем, они вообще вопрос повышения стоимости просто даже не ставят. Те вузы, которые в силу ряда причин этот вопрос ещё не обсуждали, мы договорились, что на площадке Российского союза ректоров сейчас до конца апреля будет консолидированное решение о том, будут ли они вообще повышать. Пока я знаю, что наши лидеры – это МГУ, ВШЭ, ректоры публично заявили, что они не планируют повышать стоимость обучения.
Мне кажется это принципиально важным моментом, поскольку мы должны обеспечить бесплатное, доступное, качественное высшее образование. Каждая из этих характеристик имеет значение принципиальное.

Безусловно, та ситуация, которая складывается с беспрецедентным давлением она влияет на систему высшего образования. Во-первых, высшее образование и университет неразрывного связаны с наукой. Вы видите, какие недружественные шаги предпринимают наши коллеги, в том числе в сфере науки. Никто этого не ожидал, поскольку наука вне политики, и сами коллеги очень часто об декларировали. Сейчас мы видим другую модель поведения. А мы спокойно будем дальше двигаться, выстраивать отношения и исходить из понимания того, что наука в любом случае должна работать на интересы своей страны.

Современная наука устроена таким образом, что ее сложно делать в закрытом пространстве, она требует очень серьезной кооперации и коллеги должны встречаться, общаться. Сегодня, когда пандемия немного отступила, это чрезвычайно актуально. Сейчас происходит некая перегруппировка. Наши коллеги не отчаиваются. Вижу как многие университеты очень активно стали поднимать связи в Южной Америке, в Юго-Восточной Азии и в Арабском мире. Тем более у наших университетов и научных институтов связи диверсифицированы были, не замыкались только на одной стране – у хорошего научного института или академического университета, как правило, добрая сотня хороших компаний.

Сейчас первая эмоциональная составляющая уходит и мы будем устанавливать контакты, мы получаем немало поддержки от коллег из дружественных стран.

В определенной степени [эта ситуация] скажется на каждом человеке, без сомнения, в мире. Поскольку процессы идут – тектонические сдвиги в самых разных сферах, – наука и образование здесь не исключение. Но я думаю то, что касается получения образования, в этом смысле у нас все риски минимальны. Количество бюджетных мест в этом году для абитуриентов беспрецедентны. Безумного роста стоимости обучения нет.

Мы, как договаривались, расширили меры социальной поддержки. Поскольку у нас есть такие инструменты как прием абитуриентов за счет собственных средств, если это талантливый и способный выпускник школы, который не смог поступить на бюджетное место: университет идет на встречу и за свой счет берет. В этом смысле таких форматов будет больше. А что касается самого качества образования, оно обеспечивается методической базой, технологиями обучения, здесь мы не будем снижать темп, а наоборот будем наращивать, призывая наши университеты плотнее сотрудничать с промышленностью, больше ориентироваться на бизнес, слышать регион, чтобы готовить специалистов. На местах постоянно говорят: «Дайте нам выпускников максимально готовых к тем задачам, которые стоят перед нами».

Новый проект касается в том числе и студентов – платформа университетского технологического предпринимательства. Большой федеральный проект, который очень востребован в субъектах, впервые в этом году будет. В чем суть этого проекта: возможность студента на ряду с получением профессии историка, физика, юриста, попробовать себя в предпринимательстве. И второй большой проект, который сейчас в условиях импортозамещения чрезвычайно важен, это проект передовых инженерных школ.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*