Филологи УрГПУ провели Лейдермановские чтения на площадке Технопарка

07.04.2022 307

По инициативе заведующего кафедрой литературы и методики её преподавания института филологии и межкультурной коммуникации УрГПУ Александра Тагильцева была проведена XXIV Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и в школе» – X юбилейные «Лейдермановские чтения».

Мероприятие состоялось на площадке Технопарка универсальных педагогических компетенций. Тема конференции – «Изоляция как литературная ситуация» – органично вписалась в социокультурную картину настоящего времени.
Торжественную часть открыл Александр Тагильцев, сформулировавший общую концепцию и проблематику конференции.

Фото - uspu.ru

Ректор УрГПУ Светлана Минюрова познакомила гостей конференции с инновационной площадкой и выступила с приветственным словом:

– Созданный на базе УрГПУ «Технопарк универсальных педагогических компетенций» даёт уникальную возможность формирования единой образовательной среды, усиления практической подготовки студентов, будущих учителей, а также дальнейшего профессионального развития работающих педагогов Свердловской области. Современное высокотехнологичное пространство нацелено на эффективную реализацию непрерывного педагогического образования.

Гостей поприветствовала Ирина Семухина, директор института филологии и межкультурной коммуникации:

– Постоянные участники нашей конференции знают, что с 2011 года конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и в школе» получила второе имя – «Лейдермановские чтения». Коллектив кафедры и всего института бережно хранит и продолжает научно-образовательные традиции, заложенные Наумом Лазаревичем Лейдерманом, доктором филологических наук, профессором, которого знает научное сообщество не только в России, но и далеко за её пределами. Наум Лазаревич стал основателем известной научной школы, много сил и времени уделял развитию филологического образования в школе, внедрив проект филологических классов. Поэтому неслучайно сегодня вместе с научной конференцией мы проводим Уральскую школу учителей русского языка и литературы. И большие возможности для этого предоставляет площадка Технопарка универсальных педагогических компетенций УрГПУ, новые технологические ресурсы которой позволяют расширить географические границы научного диалога, воплотить в жизнь самые смелые идеи и проекты.

На пленарном заседании конференции состоялся серьёзный и глубокий международный научный диалог. Профессор Йосеф Догнал (Масариков Университет, г. Брно, Чехия) и доцент института литературы Болгарской Академии наук Йордан Люцканов обратились к сюжетам изоляции в русской литературе и культуре ХХ века. Профессор УрФУ Ольга Сидорова рассказала о ситуации изоляции в современном постколониальном романе Австралии. Профессор СурГПУ Дмитрий Ларкович реконструировал жизнестроительную модель горацианского эскапизма на материале творчества Г. Р. Державина. Блестящие содержательные доклады российских учёных и их восточноевропейских коллег во время пленарного заседания задали высокий уровень научной дискуссии.

Фото - uspu.ru

Вторую часть конференции составила не менее плодотворная работа в рамках нескольких секций. Участники секции «Формы изоляции в русской классической литературе XVIII-XIX вв.» поразмышляли над соотношением понятий «уединение» и «изоляция» в творчестве Н. М. Карамзина и Ф. М. Достоевского (выступления А. Н. Кудреватых (Екатеринбург) и О. Д. Кошелевой (Екатеринбург)). Доклад М. Ф. Климентьевой (Томск) «Изоляция в сатире А. Ф. Воейкова “Дом сумасшедших”» поднимал вопросы традиций, на которые опирался автор, а также влияния произведения писателя на последующую литературу. Т. А. Ложкова (Екатеринбург), опираясь на рассмотрение общей проблемы психологии одиночного заключения, обнаружила, что ситуация заключения парадоксальным образом не помешала творческой деятельности В. Кюхельбекера; как ни странно, годы заключения стали пиком творчества поэта. По наблюдениям С. И. Ермоленко (Екатеринбург), изоляция аналогичным образом привела к небывалому творческому взлету А. С. Пушкина («болдинская осень»), повлияла на жанровые новации М. Ю. Лермонтова. Сообщение М. Ю. Поповой (Екатеринбург) раскрыло нравственно-психологическую и творческую динамику Е. П. Ростопчиной под воздействием уединения в Аннинском. Завершил секцию доклад И. А. Семухиной (Екатеринбург), посвящённый исследованию своеобразия воплощения сюжетной ситуации изоляции в повести уральского писателя Ф. М. Решетникова «Подлиповцы», что становится типичным для русской литературы кризисного пореформенного времени.

В секции «Формы и факторы изоляции в русской литературе ХХ – начала ХХI вв.» большой интерес вызвал доклад Н. В. Пращерук (Екатеринбург) «Изоляция как обретение и возвращение (на материале прозы и судьбы И. Бунина)», где в центре внимания – изоляция писателя от родины, изменение тональности бунинских произведений, символическое возвращение посредством памяти, наконец, обретение писателем родины заново. А. А. Ходынская (Сургут) исследовала культурную изоляцию как поэтическую стратегию в творчестве Г. Шенгели, московского акмеиста. Продолжил тему художественной самоизоляции Н. В. Ганущак (Сургут) в докладе, посвящённом творческому бытию В. Шаламова, для которого одиночество – оптимальное состояние, сознательное противопоставление себя всем. О. А. Скрипова (Екатеринбург) говорила о функциях изоляции в лирических сюжетах поэм 1920-х годов А. Блока, В. Маяковского, М. Цветаевой, о психологическом проживании изоляции лирическим героем и рефлексии по поводу её первопричин. В докладе И. В. Петрова (Екатеринбург) анализировалась поэзия неизвестного автора, находящегося в фашистском плену; особое внимание было уделено воскрешению жанровых традиций городского и сиротского романса, дневника, элегии, выражающих романтический порыв к свободе. Д. И. Марченко (Краснодар) показала ментальную изоляцию в романе А. Понизовского «Принц инкогнито». В секции был представлен широкий круг литературных явлений, имён, охватывавший разные историко-литературные периоды – от серебряного века до литературы 2000-х гг.

В секции «Ситуация изоляции и художественные стратегии в современной российской прозе» коллеги заслушали 10 докладов. В докладе У. Ю. Вериной (Минск) «Переписка отшельника: эпистолярное наследие Вениамина Блаженного» впервые был высказан тезис о том, что эпистолярий В. Блаженного, чьё 100-летие отмечалось осенью 2021 г., представляет собой единый лирический текст, развивающий устойчивый авторский миф. Из конгломерата лирических масок поэта ещё в юности возобладала маска блаженного, отшельника, непризнанного поэта. В докладе предпринималась попытка соотнести эпистолярий с фактами жизни В. Блаженного и объяснить прагматику такого автомифотворчества. Доклад Н. П. Хрящевой (Екатеринбург) был посвящён рассказу А. Платонова «Неодушевленный враг», в котором изоляция от врага объяснялась не только идеологическими, но и философскими причинами. Т. Л. Рыбальченко (Томск) охарактеризовала метафорический локус лепрозория как место перехода в метафизическую реальность, обратившись к рассказу А. Кима «Остров Ионы». Остров представляет собой место вынужденной и добровольной изоляции, своего рода «чрево китово», в котором пребывал Иона. Отметим, что данная мифологема уже интерпретировалась как метафора изоляции в докладе Йордана Люцканова, прочитанного на пленарном заседании, характерен миф об Ионе и для автомифологизации В. Блаженного. Таким образом, для осмысления и показа ситуации изоляции (вызванной разными причинами) современные авторы привлекают мифологические сюжеты, помогающие за временным увидеть вечные, экзистенциальные проблемы. Ряд докладов (Н. В. Барковской (Екатеринбург), Т. А. Снигиревой (Екатеринбург), О. А. Гримовой (Краснодар), Т. А. Рытовой (Томск)) был посвящён произведениям самого недавнего времени, позволяющим говорить о разных аспектах проявления психологической, ментальной самоизоляции как возможности укрыться от пугающей, катастрофичной повседневности. В центре внимания оказались следующие произведения: «Короче» Л. Горалик, «Квартирай» Е. Некрасовой, «Адвент» К. Букши, «Свобода» М. Бутова и «Горизонтальное положение» Д. Данилова. При всей разнице творческих индивидуальностей авторов, их задач и поэтики, доклады свидетельствовали о том, что ситуация самоизоляции весьма характерна для современного социума и переживается болезненно. Три доклада были посвящены современной драматургии. Т. Ф. Семьян (Челябинск) охарактеризовала поэтику zoom-пьесы Д. Данилова «Выбрать троих», А. С. Лисанова (Краснодар) поделилась наблюдениями над особенностями конфликта и сюжета в отечественной драме, А. А. Бархоян (Краснодар) рассмотрела феномен изоляции в контексте сюжета личностной идентичности на материале сборника пьес для чтения Е. Водолазкина «Сестра четырех». Пандемийные ограничения актуализировали для героев Е. Водолазкина проблему свободы и условий её достижения.

Фото - uspu.ru

Таким образом, был очерчен достаточно устойчивый круг современных авторов, в творчестве которых ситуация изоляции занимает особенно большое место. К сожалению, отсутствовали доклады, посвящённые современной поэзии, в которой остро стоит проблема преодоления изоляции человека от самого себя и социума.

В секции «Версии изоляции в зарубежной литературе и культуре» было представлено 6 докладов. Мотив изоляции рассматривался на примере самых разнообразных литературных периодов и жанров: от произведений эпохи Просвещения (доклад Л. Ю. Макаровой (Екатеринбург)) до постмодернизма, от драмы до фантастического романа. Особый интерес вызвали доклады Т. Л. Селитриной (Уфа), которая проанализировала психологическую прозу С. Хилл, и Н. Э. Сейбель и Я. О. Шебельбайн (Челябинск), они рассказали о современной немецкой пьесе, предвосхитившей ситуацию пандемии ещё несколько лет назад. Сюжет изоляции в постмодернистской драме был представлен также в докладе Е. Г. Доценко (Екатеринбург) на материале творчества Т. Стоппарда. Ещё одна плодотворная сюжетная линия научного диалога, развернувшегося в секции, была связана с мотивами изоляции в фантастическом творчестве (доклады Е. Ю. Козьминой (Екатеринбург) и А. В. Тагильцева (Екатеринбург)).

Доклады секции «Способы и приёмы изучения изоляции, изоляция в детской и подростковой литературе» были связаны с рассмотрением вариантов преодоления психологических трудностей детей разного возраста и разных эпох в художественных произведениях, а также с возможностью использования этого художественного опыта на практике. О. Ю. Орлова (Екатеринбург) рассказала о развитии навыка самостоятельного «прочитывания» мира у маленькой Лоры, главной героини повести Л. Ингл-Уайлдер «Маленький домик в прериях». Доклад Т. И. Устиновой (Екатеринбург) был посвящён проблеме социализации подростков в периоды вынужденной изоляции. Исследовательница рассмотрела поколенческую, гендерную, индивидуальную разницу в восприятии романа Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». О подростковом одиночестве на примере произведений современных авторов литературы «young adult» (А. Зайцева, Н. Дашевская, К. Клери и др.) рассказала М. А. Алексеева (Екатеринбург). В. Б. Сергеева (Ижевск) в своём докладе предприняла попытку сопоставительного анализа двух стихотворений: «Жираф» Н. С. Гумилева и «Аляска» А. Гоголева. Работа секции завершилась выступлением московского коллеги И. М. Слободчикова на тему переживания одиночества персонажами сказок Г. Х. Андерсена и О. Уайлда.

В секции «Выбор творческих стратегий и эпистолярных практик в ситуации исторической, социальной, культурной изоляции» был заслушан ряд докладов, посвящённых проблемам нарратива, эго-документов, различным стратегиям изоляции. В обсуждениях звучали вопросы, уточняющие понятийное поле форм и образцов современных эпистолярных практик.

Конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и в школе – Лейдермановские чтения» – первое мероприятие института, прошедшее, в основном, в очном формате, за достаточно продолжительный период. Организаторы конференции и участники, многие из которых являются постоянными гостями научных мероприятий кафедры, были рады долгожданной встрече. Надеемся, что в следующем году получится собраться вновь.

Материалы докладов будут опубликованы в сборниках и периодических изданиях ИФМК.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*