Психологическое сопровождение в университетах: предложения и перспективы

07.04.2022 106

По итогам семинара-совещания «Психологическая служба в системе высшего образования: концептуальные основы и перспективы развития», который прошел на базе Мастерской управления «Сенеж» в рамках проектных групп были сформированы конкретные предложения по улучшению системы психологического сопровождения в университетах от экспертов.

Среди предложений:

 - Регулярные популяционные исследования психологического благополучия российских студентов, которые позволят выявить психологический портрет студента в зависимости от курса.
 - Разработка надёжный и валидных методик психологический исследований.
 - Проведение лонгитюдных исследований, чтобы оценить эффекты программ, методов, технологий на психологическое состояние. Это позволит выявить особенности когнитивного развития, личностной сферы, мотивационных установок, личностной устойчивости.
 - Системные мониторинговые исследования по оценке психологических служб университетов.
 - Психологическая экспертиза образовательных инноваций — коррекция и развитие.
 - Научное сопровождение деятельности психологов университетов — осуществить запрос ВАК регулярно предоставлять сведения по актуальным диссертационным исследованиям, которые имеют большую практическую значимость.
 - Предоставлять дайджесты о научных результатах в мировых научных журналах.
 - Разработка профстандарта и установка четкий квалификационных требований для работников психологических служб.
 - Формулирование протоколов действий в сложных ситуациях.
 - Определить порядок работы с персональными данными — в каком случае необходимо руководствоваться законом, в каком этическим кодексом психолога.
 - Формирование реестра рекомендованных методик.

Заключение Минобрнауки

Финализировали работу семинара-совещания представители Минобрнауки — советник министра Анна Брайнес, директор департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Денис Аширов, заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Валентина Шалашникова.

Анна Брайнес подчеркнула, что эта встреча лишь положила старт большой системной работе, которую планирует развернуть министерство. Валентина Калашникова дополнила слова коллеги комментарием о важности не только межведомственного, но и внутриведомственного взаимодействия. Данный подход лежит в основе образовательного процесса. Другой важный акцент — законодательство, которое определит нормативные требования к психологическому сопровождению образовательной деятельности.

Задача министерства — стать сервис-менеджерами, которые помогут улучшить качество работы служб психологического сопровождения.

Отмечая объемы и роль проделанной в рамках семинара-совещания работы, Денис Аширов обратил внимание на то, что один вопрос остается без ответа — как сформировать доверительную среду, в которой студент будет готов рассказать о своих проблемах в университете и обратиться за помощью?

Он также обратил внимание, что в мероприятии приняли участие представители законодательной власти — Ксения Горячева, первый заместитель председателя Государственной Думы по науке и высшему образованию. Вовлеченность в процесс профильного комитета Госдумы дает возможность и на своей площадке выносить необходимые нормативные акты и вносить изменения.

Однако все это было бы не возможно без экспертной оценки «снизу-вверх». Именно оценка «с земли» позволяет сформировать реальную картину и трансформировать ее в соответствии с запросами. Это задает важность сохранения стабильного коммуникативного поля на основе двусторонней обратной связи.

Присоединился к словам коллег также и Виктор Басюк, и.о. вице-президента ФГБУ «Российская академия образования», декан факультета педагогического образования МГУ, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук. Он добавил, что в адрес Ольги Васильевой, главы РАО, поступило предложение о создании ассоциации психологов высшего образования. Данное предложение было решено включить в итоговую резолюцию семинара-совещания.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

 

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*