Психологическое сопровождение в высшей школе

06.04.2022 227

Ментальное здоровье является неотъемлемой составляющей формирования полноценной личности с духовно-нравственными ценностями. Психологическое здоровье — залог здоровья физического, поэтому вопросы психология находятся в фокусе внимания при реализации мер здоровьесбережения россиян. Если подходить к вопросу глобально, то психологически здоровое общество создает благоприятную среду для развития и формирования личности, и в этом смысле является основой для эффективного развития государства. Университет в данном случае выступает важным этапом и местом формирования личности.

В 2020 году в закон «Об образовании» были внесены поправки о воспитании, после чего была запущена серия семинаров по организации воспитательной работы в вузах по инициативе Минобрнауки на базе РГГУ. Министерство в лице директора департамента молодежной политики и воспитательной работы Дениса Аширова  анонсировало сбор и масштабирование лучших практик воспитательной работы. Примечательно, что к этой работе активно подключилась проректор РГГУ Лариса Пастухова, которая также является членом-корреспондентом РАО и руководителем Всероссийского конкурса «Моя страна — моя Россия». Напомним, конкурс в том числе ставит перед собой задачи интеграции лучших практик в образовательный процесс и воспитания через просветительские проекты участников.

Фото - t.me/scienpolicy

Позиция Минобрнауки

Продолжая эту линию, сегодня министерство все больше ориентируется на оказание адресной помощи и индивидуальном подходе к личности. На базе Мастерской управления «Сенеж» прошел семинар-совещание «Психологическая служба в системе высшего образования: концептуальные основы и перспективы развития». Инициаторами мероприятия выступили Минобрнауки, РАО и президентская платформа «Россия — страна возможностей». В Мастерской собрались профильные проректоры университетов для совместной разработки единой концепции и подходов к оказанию психологической помощи и поддержки студентов.

Как отметил заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров в своем выступлении, работа в этом направлении ведется давно, однако к настоящему моменту в высшей школе нет единой системы. Отправной точкой, побудившей более пристально взглянуть на проблему стали печально известные события в Перми (стрельба в Пермском государственном университете). Сегодня определены ключевые проблемные зоны — все, что связано с самочувствием в вузе: буллинг, шутинг, суициды. Григорий Гуров отметил, что данный семинар — первое мероприятие такого рода. Ожидания министерства от семинара — выработка совместными усилиями концепции дальнейшего развития системной психологической поддержки студентов вузов.

Данные опросов показывают, что в обществе возрастает интерес к психологии и взаимодействию с психологами, в том числе его проявляют преподаватели и студенты. Серьёзный потенциал имеют психологические службы на базе вузов для города и региона в рамках реализации Третьей миссии университета.

Важным остается вопрос формирования доверительной среды — не каждый студент готов рассказать о своих проблемах в университете. Здесь имеет место вопрос секретности и передачи информации. В этой связи уместно говорить о необходимости дополнительных проектов совместно с волонтерскими организациями, которые смогут работать на базе вуза, не являясь при этом его структурными подразделениями.

Приоритетные задачи Минобрнауки:
 - Единое пространство психологического сопровождения;
 - Кадровое обеспечение соответствующих психологических служб;
 - Научные и мониторинговые исследования в интересах развития психологической службы в системе высшего образования.

Уже есть план мероприятий по реализации концепции. В планах также апробация модели на 15 университетах разной ведомственной принадлежности. В перспективе есть цель обеспечить межведомственное взаимодействие по данному вопросу, где ключевыми игроками выступят Минобрнауки, Минпросвещения, Росмолодежь, Минздрав и РАО.

Позиция РАО

Особенно важен на этом фоне вклад РАО. Стоит отметить, что накануне прошел первый Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете», организатором которого стала Академия. РАО были заданы векторы на переосмысление подходов к педагогике как науке. При этом воспитание и психология как раз и выступают элементами педагогики.

В рамках прошедшего в «Сенеже» семинара-совещания Эдуард Галажинский, ректор ТГУ, академик РАО, доктор психологических наук, подчеркнул, что первокурсники университетов часто встречаются с такой проблемой как депрессия.

РАО проявила инициативу о создании ресурсного центра, который станет ресурсом для психологических служб на базе вузов. При этом не стоит забывать о преемственности между различными ступенями образования в вопросах психологического сопровождения. Ключевое — договориться о функционировании и формировании экосистемы поддержки психологических служб.

Как отметил Эдуард Галажинский, первое — необходимо договориться о первых шагах и пакете сбора данных — только набирая базу и фрактуру можно оценивать их объективность. Второе — психологическая служба — это всегда про доверие, его нужно создать.

Другой акцент от Эдуарда Галажинского — финансирование. В настоящий момент в рамках нацпроекта «Демография» реализуется крупнейший российский проект в сфере ДПО, а ТГУ является одним из операторов (наряду с WorldSkills Russia и РАНХиГС). Нацпроект может стать ресурсом для обеспечения реализации программ в области психологии. Стоит отметить, что модель реализации данного проекта всё чаще вызывает очень жаркие споры (включая критические) в экспертном сообществе.

Свою лепту в обсуждение внесли и законодатели — Ксения Горячева, первый заместитель председателя Государственной Думы по науке и высшему образованию — приняла участие в семинаре-совещании. «Вуз — это шаг взросления и перехода, при котором ты выходишь из-под опеки родителя в самостоятельную жизнь. Это площадка для взросления. Психология в вузе — это про раскрытие потенциала человека», — отметила она.

Также, по мнению Елены Метельковой, советника ректора НИУ ВШЭ, сегодня важно дать определение понятию «Психологическая помощь» в нормативном поле, в том числе в рамках закона «Об образовании».

Особенно остро вопросы психологического здоровья встали в период пандемии. Студенчество оказалось «под ударом» — тотальный дистант на протяжении практически двух лет лишил возможности личного контакта с группой и преподавателем и развития части мягких навыков у студентов. В условиях отмены ковидных ограничений обучение перешло в оффлайн. Однако кто-то из студентов сейчас впервые начинает свою обучение в таком формате — речь о студентах, поступивших на пике пандемии.

Долгое время вопросы психологического здоровья были незаслуженно забыты. В свою очередь, одним из приоритетов Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года является «переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения», что неизбежно включает в себя и психологическое здоровье граждан.

Сегодня есть много вопросов, на которые только предстоит найти ответы — неквалифицированные психологи, доступность психологической помощи, финансирование. Минобрнауки в коллаборации с другими ведомствами предстоит большая работа по выработке соответствующих мер поддержки. Большую роль здесь определенно сыграет профильный Департамент государственной молодежной политики и воспитательной деятельности под руководством профильного замминистра Григория Гурова. Уже в рамках семинара-совещания Денис Аширов и Григорий Гуров проявили самое активное участие и включённость в процессы. В перспективе — создание экосистемы психологической поддержки, где студенты займут свое долгожданное заслуженное место.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*