Директ с директором: Ирина Филатова о 60-летней истории подготовки дефектологов на Урале и особенностях обучения студентов ИСО

05.04.2022 397

Ирина Александровна Филатова – директор Института специального образования, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза в специальном интервью USPU PRODUCTION.

1. ИСО - один из старейших институтов УрГПУ. Он хранит большую копилку историй успехов выпускников и нынешних студентов. Можете рассказать о выпускниках, которые сейчас активно развиваются в профессии?

Подготовка дефектологических кадров началась на Урале в 1962 году при поддержке декана дефектологического факультета Московского педагогического государственного института им. В. И. Ленина Ханания Самсоновича Замского и ректора Свердловского государственного педагогического института Валерия Константиновича Розова. Сначала это было отделение в рамках факультета педагогики начального образования. В 1964 году создано самостоятельное дефектологическое подразделение вуза – дефектологический факультет, который затем, в 1996 году, был преобразован в первый институт в структуре УрГПУ – Институт специального образования.

Фото - uspu.ru

В 1960-е годы дефектологическая подготовка у нас велась при помощи столичных кадров. К нам регулярно приезжали преподаватели из Москвы, особенно запомнилась нашим первым студентам молодой преподаватель София Давыдовна Забрамная – ныне известный ученый, кандидат педагогических наук.

За 60 лет в Институте сложился уникальный коллектив. На сегодняшний день 84% профессорско-преподавательского состава нашего института – это выпускники СГПИ-УрГПУ. Мы гордимся тем, что наши бывшие студенты стали не просто преподавателями, а настоящими учеными, что подтверждается их учеными степенями и званиями. Сохранение традиций и обеспечение преемственности поколений в коллективе Института специального образования – это процесс, который не прерывается ни на один день.

Лучшими представителями нашего института являются его деканы и директора: Гудошников Федор Филимонович, кандидат медицинских наук, доцент (декан дефектологического факультета с 1964 по 1969 гг.); Тююшева Ара Демьяновна, кандидат биологических наук, доцент (декан дефектологического факультета с 1969 по 1984 гг.); Нигаев Шамиль Нигаевич, выпускник дефектологического факультета СГПИ 1966 г. (первый выпуск), кандидат педагогических наук, доцент (декан дефектологического факультета, основатель и первый директор Института специального образования с 1984 по 2005 гг.).

Значительный вклад в развитие Института внесли замечательные педагоги и известные ученые: Коркунов Владимир Васильевич, выпускник дефектологического факультета СГПИ 1966 г. (первый выпуск), кандидат педагогических наук, профессор (заведующий кафедрой коррекционной педагогики, председатель диссертационного совета по научным специальностям 13.00.03 Коррекционная педагогика и 19.00.10 Специальная психология); Репина Зоя Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза, под руководством которой защищено более сорока диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Высокая востребованность и широкий спектр трудоустройства в образовательных, клинических и реабилитационных организациях – преимущество выпускников Института специального образования. Мы гордимся успехами наших студентов – участников и победителей профессиональных и творческих конкурсов. В этом учебном году Сафонова Милана стала финалисткой конкурса «Первовидения – 2021», в мероприятии «Педагогический дебют УрГПУ – 2022» приняли участие 38 студентов нашего Института, в полуфинал мероприятия «Твой ход» вышли Архипова Екатерина и Паклина Алена, в проекте «ТАВРИДА-ART» наш Институт представляла Шестакова Юлия. Особую важность для наших студентов имеет волонтерская деятельность. Хочется отметить самых активных волонтеров – Максимову Елизавету, Карасеву Эвелину, Мамбетову Арину, Миронову Ульяну, Пашкову Веронику, Вибе Дарью, Минчук Илону.

2. В этом году ИСО празднует особую дату - 60 лет с начала подготовки дефектологов на Урале. В чем заключается особенность подготовки, в чем уникальность?

В этом году исполняется 60 лет с начала подготовки дефектологических кадров на Урале. Поддержка образования людей с ограниченными возможностями здоровья и подготовки дефектологических кадров для работы с ними осуществляется на государственном уровне, что отражено в законе «Об образовании в Российской Федерации» и приоритетном национальном проекте «Образование». Сформирован общественный интерес к профессии дефектолога, который обоснован процессами инклюзии, идущими в обществе, и возрождением российских традиций милосердия.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации Уральский государственный педагогический университет входит в число девяти вузов-лидеров в области подготовки дефектологических кадров. Выбирая наш Институт, абитуриенты действительно выбираете одну из лучших площадок для своего профессионального образования и становления.

Университет относится к числу немногих вузов страны, которые реализуют все три уровня высшего образования дефектологов: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. От студента до дефектолога высшей квалификации – таким может быть ваш профессиональный путь вместе с нашим Институтом.

Отдельно следует сказать о качестве подготовки выпускников, междисциплинарном и полифундаментальном характере образовательных программ, которые реализуются в Институте специального образования. В основе подготовки дефектологов лежат такие фундаментальные науки как педагогика, психология, лингвистика, неврология, что делает процесс обучения интересным для наших студентов и обеспечивает его качество.

Весной на базе Института специального образования пройдут юбилейные научно-практические мероприятия: Всероссийская научно-практическая конференция «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза», Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями» которые будут интересны и полезны всем нашим студентам, преподавателям и работникам образовательных, клинических и реабилитационных организаций.

3. Как студенты ИСО проходят практику?

В Свердловской области сохранилась и развивается система организаций различного уровня для образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти образовательные организации являются базами для организации практической подготовки обучающихся нашего Института.

Взаимодействие со специальными детскими садами и школами не ограничивается только организацией практической подготовки обучающихся Института. Например, совместно с Екатеринбургской школой-интернатом № 1, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, ежегодно проводится Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы воспитания, комплексной абилитации и реабилитации лиц с ОВЗ», в рамках которой обсуждаются различные аспекты взаимодействия как с детьми с ОВЗ, так и с их родителями. В 2022 году эта площадка для обмена опытом работала уже в пятнадцатый раз. В этом учебном году более двадцати студентов выполняют исследования, которые будут представлены в выпускных квалификационных работах, по заявкам образовательных организаций.

4. В чем, по-вашему мнению, заключается сложность работы дефектологов и логопедов?

Профессия дефектолога, к которой относится и профессия логопеда, входит в группу социономических профессий и предполагает профессиональное взаимодействие в системе «человек – человек». Не бывает ни одной работы без сложностей, но чтобы сложностей было меньше, дефектолог должен обладать определенными личностно-профессиональными качествами. Главными для дефектолога, на мой взгляд, являются такие качества как доброта, милосердие, ответственность, дисциплинированность, аккуратность, коммуникабельность, грамотность и профессионализм.

5. ИСО сегодня строит планы на будущее. Какие перспективы развития открываются для нынешних и будущих студентов?

Институт специального образования – стартовая площадка для учителя-дефектолога будущего. Для наших студентов созданы и постоянно совершенствуются условия для получения качественного образования, реализации научного и творческого потенциала, преемственности специального дефектологического образования на уровнях бакалавриата и магистратуры.

 

Источник: Пресс-служба УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*