Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» определило направление развитие дополнительного образования детей на восьмилетний период.
Согласно Концепции к 2030 году 82% детей должны быть охвачены системой дополнительного образования во всех субъектах РФ, а детей с ОВЗ и инвалидов, охваченных дополнительным образованием, должно быть не менее 80% (2030 г.). 15% должны заниматься в региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, технопарков «Кванториум» и центров «IТ-куб». К 2024 году во всех школах должны быть свои спортивные клубы.
В Концепцию включён широкий список задач, требующих решения:
- совершенствование системы организации и управления дополнительного образования, направленной на выстраивание региональной политики в части развития региональных систем дополнительного образования детей с учетом задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики;
- обновление инфраструктуры дополнительного образования детей;
- совершенствование системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования в рамках целевой модели, в том числе выдача сертификатов персонифицированного;
- формирование единого открытого образовательного пространства дополнительного образования детей;
- организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства;
- укрепление потенциала дополнительного образования в решении задач социокультурной реабилитации детей-инвалидов;
- включение в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека;
- использование возможностей дополнительного образования для повышения качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
- формирование механизмов преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем, дополнительном образовании детей, среднем профессиональном и высшем образовании;
- распространение эффективных моделей интеграции, начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительного образования;
- использование механизма зачета общеобразовательными организациями образовательных результатов, полученных детьми в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ;
- вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации;
- расширение участия профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- сохранение сети организаций дополнительного образования детей;
- совершенствование научно-методического и ресурсного обеспечения ведомственных систем дополнительного образования;
- создание новых мест для увеличения количества обучающихся в системе дополнительного образования детей;
- реализация современных образовательных моделей, обеспечивающих применение обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности;
- создание на базе общеобразовательных организаций сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых, а также школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся, школьных музеев, театров, медиацентров;
- содействие в разработке и внедрению современных учебно-методических комплексов по всем направленностям дополнительного образования;
- развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся;
- совершенствование деятельности по организации экскурсий для детей;
- формирование в каждом субъекте Российской Федерации туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой соответствующего региона;
- создание условий для профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей;
- совершенствование механизмов подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров и привлечения их в систему дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности;
- разработка мер поддержки для молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, содействие их профессиональному развитию;
- развитие института наставничества в системе дополнительного образования детей.
Концепция предполагает переход на персонифицированное финансирование, обеспечена возможность оплаты дополнительных общеразвивающих программ сертификатами персонифицированного финансирования во всех типах образовательных организаций, в том числе негосударственных. Так, в субъектах Российской Федерации должны быть предоставлены сертификаты персонифицированного финансирования не менее 25 процентам детей - до 2024 года, не менее 30 процентам детей - до 2030 года.
Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа:
I этап - 2022–2024 годы;
II этап - 2025–2030 годы.
На I этапе реализации Концепции планируется переход на персонифицированное финансирование, увеличение количества мест и создание современной инфраструктуры в системе дополнительного образования детей, а также решение остальных базовых задач. II этап предполагает дальнейшее развитие и повышение эффективности и результативности системы дополнительного образования детей.
Как определено Концепцией, финансирование будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству просвещения Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных источников (в том числе в рамках государственно-частного партнерства).
Государственная поддержка может также осуществляться путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации национальных проектов «Образование», «Культура», «Демография».
Согласно Концепции к 2030 году 82% детей должны быть охвачены системой дополнительного образования во всех субъектах РФ, а детей с ОВЗ и инвалидов, охваченных дополнительным образованием, должно быть не менее 80% (2030 г.). 15% должны заниматься в региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, технопарков «Кванториум» и центров «IТ-куб». К 2024 году во всех школах должны быть свои спортивные клубы.
В Концепцию включён широкий список задач, требующих решения:
- совершенствование системы организации и управления дополнительного образования, направленной на выстраивание региональной политики в части развития региональных систем дополнительного образования детей с учетом задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики;
- обновление инфраструктуры дополнительного образования детей;
- совершенствование системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования в рамках целевой модели, в том числе выдача сертификатов персонифицированного;
- формирование единого открытого образовательного пространства дополнительного образования детей;
- организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства;
- укрепление потенциала дополнительного образования в решении задач социокультурной реабилитации детей-инвалидов;
- включение в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека;
- использование возможностей дополнительного образования для повышения качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
- формирование механизмов преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем, дополнительном образовании детей, среднем профессиональном и высшем образовании;
- распространение эффективных моделей интеграции, начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительного образования;
- использование механизма зачета общеобразовательными организациями образовательных результатов, полученных детьми в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ;
- вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации;
- расширение участия профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- сохранение сети организаций дополнительного образования детей;
- совершенствование научно-методического и ресурсного обеспечения ведомственных систем дополнительного образования;
- создание новых мест для увеличения количества обучающихся в системе дополнительного образования детей;
- реализация современных образовательных моделей, обеспечивающих применение обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности;
- создание на базе общеобразовательных организаций сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых, а также школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся, школьных музеев, театров, медиацентров;
- содействие в разработке и внедрению современных учебно-методических комплексов по всем направленностям дополнительного образования;
- развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся;
- совершенствование деятельности по организации экскурсий для детей;
- формирование в каждом субъекте Российской Федерации туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой соответствующего региона;
- создание условий для профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей;
- совершенствование механизмов подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров и привлечения их в систему дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности;
- разработка мер поддержки для молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, содействие их профессиональному развитию;
- развитие института наставничества в системе дополнительного образования детей.
Концепция предполагает переход на персонифицированное финансирование, обеспечена возможность оплаты дополнительных общеразвивающих программ сертификатами персонифицированного финансирования во всех типах образовательных организаций, в том числе негосударственных. Так, в субъектах Российской Федерации должны быть предоставлены сертификаты персонифицированного финансирования не менее 25 процентам детей - до 2024 года, не менее 30 процентам детей - до 2030 года.
Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа:
I этап - 2022–2024 годы;
II этап - 2025–2030 годы.
На I этапе реализации Концепции планируется переход на персонифицированное финансирование, увеличение количества мест и создание современной инфраструктуры в системе дополнительного образования детей, а также решение остальных базовых задач. II этап предполагает дальнейшее развитие и повышение эффективности и результативности системы дополнительного образования детей.
Как определено Концепцией, финансирование будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству просвещения Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных источников (в том числе в рамках государственно-частного партнерства).
Государственная поддержка может также осуществляться путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации национальных проектов «Образование», «Культура», «Демография».