Россия – Белоруссия: укреплять и расширять научно-образовательные связи

05.04.2022 98

День единения народов России и Белоруссии в этом году был особенно заряжен как идеологическими, там и практическими смыслами. Интеграция в рамках Союзного государства рассматривается как один из важных путей суверенизации пространств, усиления независимости и безопасности.

Научно-образовательные сюжеты традиционно занимают не последнее место в траекториях сотрудничества. В периоды охлаждения отношений они продолжали являть собой действенный пример неуклонного сближения двух братских государств единого русского метанарода.

Новая архитектура сотрудничества выстроена вокруг 28 союзных программ, по научно-технологическому вектору они дополняются 10 профильными. Весь спектр взаимодействий обсуждали министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и министр образования РБ Андрей Иванец.

Управление
Глава Минобрнауки России предложил дополнить существующие форматы сотрудничества проведением Форума ректоров Союзного государства. Здесь явные аллюзии на то, что Российский союз ректоров может стать ключевым элементом новой структуры.

Многое обсудят на грядущем совместном заседании коллегий Минпросвещения и Минобрнауки РФ и ГКНТ РБ.

Также предполагается проведение Форума молодых ученых Союзного государства, который (вместе с возможным «спутником» в Белоруссии) займет достойное место в созвездии Конгресса молодых ученых.

Программы
Флагман научно-образовательного развития особенно в университетском компоненте – программа «Приоритет-2030». Консорциумный характер ее реализации в принципе открывает двери для участия белорусских вузов и научных институтов.

В прошлом весьма регулярно запускались Союзные научно-технические программы и проекты, хотя и с различным итоговым результатом. Сейчас в фокусе внимания находятся успехи российских селекционеров в рамках обеспечения семенной независимости страны по картофелю – это была первая подпрограмма ФНТП развития сельского хозяйства. Но до нее была развернута Союзная программа по картофелю и топинамбуру – с аналогичными задачами, хотя и крайне скромными результатами.

Высшее образование
Научно-образовательное и инновационно-технологическое пространство внутри Союзного государства с каждым годом становится все более связанным. Выпускники белорусских школ получили возможность поступать в российские вузы по результатам Централизованного тестирования (белорусский аналог ЕГЭ), причем на бюджетные места, а не по квоте для иностранцев.

Оценки
Недружественные решения иностранных издательств и операторов международных баз данных подтолкнули Россию к суверенизации методологии оценки эффективности и результативности науки – по поручению вице-премьера Дмитрия Чернышенко разрабатывается Национальная система оценки результативности научных исследований и разработок. Она вполне может интегрировать в себя белорусские научные институты – в том числе для полноценной реализации совместных программ.

Отключение России от западных баз данных Web of Science и Scopus подняло вопрос о систематическом развитии отечественных журналов. Статус «ведущий» теперь будет присваиваться по RSCI, формируемом через экспертную оценку РАН и общественную экспертизу на базе РИНЦ и по ее показателям. В перспективе – полноценная интеграция белорусских изданий в РИНЦ и RSCI, интеграция перечней при присвоении ученых степеней и званий.

Воспитание и просвещение
Последние события подчеркнули важность сохранения культурно-цивилизационного кода двух стран – особое значение здесь имеет молодежная политика, а также цельная и единая историческая политика. Тут активную работу начала Российская академия образования и Российский союз молодёжи.

Итог
Наука и образование связывают пространство не только через совместные проекты и академическую мобильность, но и позволяют выстраивать новые цепочки сотрудничества, которые напрямую влияют на развитие Союзной экономики. «Научно-образовательная политика» также будет укреплять коммуникационный вектор в диалоге двух государств. Программы наших форумов в 2022 году планируются с учётом этих процессов.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*