В 2015 году в Тюменском госуниверситете была создана Политехническая школа – практикоориентированный проект по совершенствованию подготовки инженерно-технических кадров с учетом потребностей региональной экономики. Немало выпускников школы за это время построили успешную карьеру в нефтегазовых компаниях. О реализованных проектах и планах дальнейшего развития рассказал в интервью Михаил Писарев, директор Политехнической школы ТюмГУ.
Политехническая школа c момента создания стала уникальным структурным подразделением, которым ТюмГУ заявило свою амбицию на самое современное инженерное образование. Школа выполнила свою функцию?
– Начнем с того, что инженерное образование, инженерная профессия, инженерия в целом – все это термины, говорящие о практике. В процессе обучения необходимо готовить студентов к прикладной практической чрезвычайно ответственной деятельности. Выпускники, становясь молодыми специалистами на предприятиях реального сектора, должны быстро включаться в рабочие процессы и приносить пользу, создавая ценность. Понимание этого дает четкое осознание недостаточности знаний и навыков – необходимы компетенции как подтвержденная способность эффективно действовать в реальных ситуациях, выполняя инженерные задачи с использованием современных инструментов, принимая решения и неся за них ответственность. Постановка формата образовательного процесса, позволяющего в тесном сотрудничестве с партнерами из индустриального сектора достигать этих целей и была задачей Политехнической школы. Я считаю, что мы справляемся с ней отлично. Ключевой показатель, который позволяет об этом судить – востребованность выпускников и их карьерная судьба. Здесь нам определенно есть кем гордиться!
Фото - utmn.ru
Сколько магистров вы выпустили, где они сейчас работают?
– Первый выпуск состоялся в 2018 году. С тех пор суммарно по программе «Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа» было выпущено порядка 110 выпускников. Многие остаются работать в нефтегазовых компаниях Тюменского региона. На втором месте – Санкт-Петербург. Если говорить по конкретным точкам работы, то в первую очередь – это дочерние общества нашего стратегического партнера, компании «Газпром нефть». В частности, Научно-Технический Центр «Газпром нефти», «Газпромнефть-Заполярье», «Газпромнефть-Развитие», где наши магистранты начинают стажироваться с первого года обучения в режиме действующего сотрудника и зачастую остаются на своем первом рабочем месте после завершения обучения.
Также наши выпускники находят себе применение в НОВАТЭКе (ООО «НОВАТЭК НТЦ»), Роснефти (ООО «Тюменский нефтяной научный центр») и в других компаниях отрасли.
Выпускники, хорошо себя проявляющие в прикладной науке во время учебы, имеют шанс остаться в университете, помогая развивать проектные компетенции школы, участвуя в технологических проектах. Их помощь трудно переоценить.
Изменился ли за эти годы формат обучения в Политехнической школе?
– Со стороны может казаться, что формат обучения за время существования школы не менялся. Однако такое наблюдение было бы не верным. Действительно, ключевые элементы, взятые как лучшие практики одновременно из российской и британской образовательных систем, показали себя наилучшим образом и в целом сохранились. Однако, имея в виду, что нашим ключевым партнером является одна из самых динамично развивающихся и инновационных компаний нефтегазового сектора, мы не можем не меняться вместе с ней, постоянно внедряя новое и со своей стороны также помогая развиваться. За это время зародились и были внедрены методы системной инженерии именно для нефтегазового сектора, в проектах и практиках магистрантов обязательно прорабатываются темы, связанные с цифровизацией / цифровой трансформацией отрасли.
Проблемноориентированное мышление и работа в распределенных командах вышли на качественно новый уровень за счет взаимодействия в том числе со студентами партнерского вуза – Тюменского индустриального университета.
Все большее значение в образовательном процессе играют технологические проекты, инициированные в стенах университета и вышедшие за его периметр. Так, например, целый ряд проектов, истоки которых были заложены студентами во время обучения, высоко оценены в компании и продолжили развиваться, став драйверами деятельности некоторых наших выпускников, формируя ценность молодого специалиста для компании с самого начала трудоустройства. И теперь мы находимся на пороге значительного шага вперед. Следующий этап – развитие компетенции технологического предпринимательства. Запрос на данную компетенцию в настоящее время чрезвычайно велик и будет значительно возрастать в ближайшей перспективе. Причем в здесь речь идет в том числе и о внутреннем предпринимательстве. То есть успешные выпускники всегда смогут сделать выбор – работать по найму или развивать собственный проект. База для последних безусловно будет создаваться в университетских центрах компетенций и для развития существующих в ТюмГУ заделов и наработок.
Какие научно-исследовательские проекты были реализованы?
– Все наши исследовательские проекты я бы разделил на три основные группы: обустройство нефтегазовых месторождений, подземная часть и обеспечивающие проекты. В каждой группе есть свои яркие представители. Особенно я бы выделил работу в направлениях модульной стратегии обустройства, химических методов увеличения нефтеотдачи, развитие системного инжиниринга в нефтегазовой отрасли и извлечение редкоземельных металлов из попутнодобываемых вод на зрелых активах. При этом мы продолжаем удерживать фокус Западно-Сибирского НОЦ, частью которого являемся, – цифровизация процессов в нефтегазовой отрасли. Поэтому почти во всех проектах на ключевых ролях, как, например, при анализе данных гидродинамических исследований, либо в качестве обеспечивающей роли происходит формирование цифровых инструментов, направленных на облегчение труда и повышение качества принимаемых решений при выполнении инженерных задач.
Стремительно меняется рынок труда. Какие новые предложения по практикоориентированным магистратурам вы готовы сделать выпускникам специалитета и бакалавриата?
– Действительно, рынок труда не стоит на месте. Достаточно быстро меняются требования к знаниям и навыкам молодых специалистов. Стремительно развиваются инструменты инженерной деятельности. Совершенно точно, стандартные университетские циклы в современном мире не в состоянии успевать отвечать на изменение запроса. Вместе с тем, на мой взгляд, решение давно найдено и хорошо опробовано. Его суть заключается в максимально быстрой передаче базовых знаний и навыков с последующим формированием компетенций в тесном взаимодействии с индустрией. Причем это взаимодействие должно заключаться именно во включении студентов в работу над реальными производственными задачами с постепенным усилением погружения. Одновременно особенное внимание уделяется сквозным компетенциям – в нашем случае, знакомству с актуальными цифровыми инструментами и участию в их развитии.
Главной отличительной особенностью наших выпускников, позволяющей им быстро включаться в коллектив, начинать приносить пользу и делать отличную карьеру, всегда было целостное комплексное видение ситуации в нефтегазовых проектах. Именно это позволяет правильно ставить цели, определять приоритеты и достигать значимых результатов на доверенном участке работ.
Вместе с тем, актуальные запросы индустрии нацеливают на более высокую сформированность компетенций по ряду критически важных узких направлений. В ответ на данный запрос, начиная со следующего учебного года, пользуясь всеми наработанными практиками мы планируем модернизировать существующую магистратуру «Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа» с явным выделением четырех новых фокусных направлений: «Геология и разработка месторождений нефти и газа», «Инжиниринг месторождений нефти и газа», «Разработка интеллектуальных систем» и «Робототехника и автономные системы».
Каждое из направлений имеет свою отдельную историю. Так, в части запроса индустрии по направлению анализа данных нефтяной промышленности, рассматривая вакансии на портале HeadHanter, не закрывающиеся по полгода и более в разрезе требований к компетенциям, мы увидели, что не достаточно уметь анализировать большие данные или проектировать искусственные нейронные сети, необходимо уметь на их основе разрабатывать соответствующие алгоритмы и программное обеспечение, а затем встраивать их в бизнес-процессы отрасли. Поэтому для решения задач цифровизации нефтегазовой отрасли мы предлагаем обучение по программе практикоориентированной магистратуры «Разработка интеллектуальных систем». При проектировании программы мы выполнили системный анализ текущих и возможных будущих проблем и задач, возникающих в отрасли, проанализировали российский и зарубежный опыт обучения. Это позволило максимально эффективно наполнить образовательную программу актуальными дисциплинами.
Указанная фокусировка позволила значительно усилить погружение в тематические направления, одновременно сохранив все лучшие черты существующей магистерской программы, включая кросс-функциональность и практикоориентированность. Мы планируем расширить взаимодействие наших студентов с магистрантами из других вузов и сохранить кросс-функциональную командную работу над проектом в качестве ВКР. Одновременно будет значительно усилено внимание развитию надпрофессиональных компетенций, связанных с вопросами управления, системной инженерии, работе в плоской команде, проектного менеджмента и многого другого.
Кто из индустрий поддерживает или инициирует свои программы? Кто будет преподавать?
– Основные обсуждения векторов развития и формирование новых магистратур происходит при непосредственном участии экспертов «Газпром нефти» – по каждому направлению сформирована отдельная рабочая группа. Мы также работаем и с другими нефтяными компаниями: «Роснефть», «НОВАТЭК», «Лукойл», куда также направляются наши студенты на практику и дальнейшее трудоустройство, поэтому нам важно считывать запросы отрасли в целом.
Состав наших преподавателей в большей своей части состоит из экспертов компаний, каждый из которых в своей профессиональной деятельности занимается именно тем направлением, которое преподает студентам. Эксперты, которые в полной мере понимают текущие проблемы и потребности отрасли, имеют широкий практический опыт и – самое главное – готовы им делиться, потому что понимают, что готовят будущих коллег, с которыми им придется решать самые сложные производственные задачи. Кроме того, данные эксперты непосредственно принимают участие в разработке учебных программ.
Также политика Политехнической школы в образовательной области изначально заключается в максимальном привлечении заинтересованных лиц компаний на всех этапах обучения, при проведении мастер-классов и особенно при выполнении студентами своих проектов – это обеспечивает поддержание актуальной повестки, близость к производственному процессу и, что также крайне важно, прямую оценку студентов со стороны перспективных работодателей, что открывает значительные перспективы выпускникам.
Какие из программ станут абсолютно новыми для региона и страны?
– Мы являемся частью системы образования и в этом смысле выполняем, как и должны, все основные требования. Поэтому форма и объем программ в целом будут формироваться аналогичным образом, как и в хорошо зарекомендовавшей себя магистратуре «Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа», реализуемой совместно с компанией «Газпром нефть». При этом смысловое насыщение будет претерпевать существенные изменения. Как я говорил ранее, мы видим острую необходимость формирования не только исследовательских, но и предпринимательских компетенций в широком смысле. Под предпринимательством мы понимаем постоянный поиск слабых звеньев, формирование идей для оптимизации и способность доказать необходимость проведения улучшений с точки зрения технологической, экономической эффективности, а также в разрезе безопасности осуществления деятельности. Студенты в процессе обучения совместно с представителями индустриальных партнеров будут формировать бизнес-возможности, вести проектную деятельность в командах, состоящих не только из представителей конкретной магистратуры, но и, возможно, вовлекающих участников из-за периметра университета. Это будет действительно уникальный опыт. И на выходе успешно справившиеся со своей задачей команды смогут получить возможность организовывать собственные стартапы. В этом, я считаю, вся наша линейка магистерских программ не будет иметь аналогов в России.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.