Минобрнауки России разъяснены типичные и значимые нарушения, осуществлённые образовательными организациями в 2021 г.

28.03.2022 812

Минобрнауки России письмом от 21 марта 2022 г. № МН-22/122 «О наиболее типичных и значимых нарушениях, выявленных за 2021 год в ходе проверок деятельности организаций, подведомственных Минобрнауки России» ознакомило с типичными и значимыми нарушениями, осуществлёнными образовательными организациями в 2021 г.

В письме сообщается, что за 2021 г. было проведено 77 проверок, выявивших значительный объём нарушений. По результатам проверок были приняты меры дисциплинарной ответственности в отношении руководителей 10, два из которых были уволены, также были приняты меры дисциплинарного взыскания к 158 должностным лицам.

Нарушения объединены в 6 групп:

  • в сфере финансово-хозяйственной деятельности;
  • в сфере использования и распоряжения федеральным имуществом;
  • в сфере закупок товаров, работ, услуг;
  • в сфере осуществления научной деятельности;
  • в сфере соблюдения трудового законодательства;
  • в части выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Наибольшее количество типичных нарушений – 74, было выявлено в финансовой сфере:

  1. Расходование средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета на цели, не соответствующие их предоставлению
  2. Неправомерное расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оплату труда работников учреждения, не участвующих в выполнении государственного задания, и прочих расходов, несвязанных с выполнением государственного задания
  3. Осуществление деятельности, требующей обязательного лицензирования, без специального разрешения (лицензии)
  4. Нарушения установленного порядка формирования Плана финансово-хозяйственной деятельности, в том числе:
  • составление плана не по утвержденной форме;
  • при изменении объема субсидии по государственному заданию и на иные цели не произведено уточнение показателей
  1. Неиспользованные остатки средств целевых субсидии в установленные сроки не возвращены в федеральный бюджет
  2. Совершение сделки с заинтересованностью без одобрения учредителя
  3. Неправомерные (без согласования с учредителем, приказы подписаны в отношении себя лично) выплаты руководителю организации стимулирующих надбавок, премий, оплата работы по совмещению, совместительству и т.д.
  4. Не осуществляется надлежащий контроль за деятельностью созданных учреждениями хозяйственных обществ в целях фактического применения результатов интеллектуальной деятельности. Вложения в хозяйственные общества длительное время не приносят доход учреждениям.
  5. Произведены выплаты материальной помощи студентам в отсутствие документов, подтверждающих их нуждаемость
  6. Размеры стипендий по программам высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре выплачивались в размере ниже нормативов, установленных Правительством Российской Федерации по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции
  7. Студентам первого и второго курсов, обучающимся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), имеющим оценки успеваемости «отлично» или «хорошо» и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии, установлена государственная академическая и (или) государственная социальная стипендия в размере ниже прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации за IV квартал года, предшествующего году, в котором осуществлялось формирование стипендиального фонда университетом
  8. Размер стипендии, размер материальной помощи и порядок ее выплаты определялись без учета мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся
  9. Неправомерное (необоснованное) получение грантов в рамках государственной Программы в результате предоставления недостоверной информации о ее выполнении и предоставление заведомо ложных сведений о достижении индикативных показателей результатов предоставления грантов в виде субсидии
  10. В результате неприменения коэффициента платной деятельности допущено превышение предельно допустимого уровня расходования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на уплату имущественных налогов
  11. Заключение учреждением мнимой (притворной) сделки – договора пожертвования, условиями которого определен заведомо невыполнимый срок приобретения дорогостоящего оборудования
  12. Заключение крупных сделок по получению займов у сторонних лиц без предварительного согласования с учредителем 
  13. Наличие конфликта интересов у работников учреждения, выразившегося в неуведомлении своего непосредственного руководителя о его наличии и непринятии ими мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов,  а именно:
  • в премировании близких родственников, работающих в структурных подразделениях, находившихся в прямом подчинении должностного лица;
  • в возможности влиять на результат закупочных процедур в пользу участвующих в торгах организаций в которых осуществляли свою деятельность близкие родственники должностного лица
  1. Действия (бездействия) должностных лиц учреждения, которые привели к:
  • неправомерному (необоснованному) и/или неэффективному расходованию денежных средств;
  • неэффективному использованию оборудования;
  • недополучению дохода;
  • прямому действительному ущербу, причиненному организации
  1. Неправомерные (без согласования с учредителем) выплаты руководителю учреждения надбавок стимулирующего характера
  2. Непредставление работникам учреждения ежегодного оплачиваемого отпуска, что привело к дополнительным незапланированным расходам на выплату компенсации за неиспользованные отпуска в текущем финансовом году
  3. Невыполнение установленных показателей по соотношению средней заработной платы научных работников, работников профессорско-преподавательского состава к средней заработной плате в соответствующем регионе (200%)
  4. Отсутствие в заключенных трудовых договорах критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы сотрудников при принятии решения о назначении им выплат стимулирующего характера
  5. Неправомерное перераспределение стипендиального фонда (превышение сумм выплат материальной поддержки (более 25%) из фонда стипендиального обеспечения)
  6. Отсутствие дополнительных соглашений к трудовым договорам при изменении существенных условий оплаты труда
  7. Незаключение с работником дополнительного соглашения к заключенному трудовому договору при выполнении им дополнительной работы по другой должности
  8. При отсутствии у учреждения филиалов/обособленных подразделений, расположенных в районах Крайнего Севера, производились неправомерные (необоснованные) выплаты районного коэффициента за стаж работы в районах Крайнего Севера
  9. Неправомерные выплаты надбавок стимулирующего характера за полную индивидуальную материальную ответственность, которая входила в должностные обязанности работника
  10. Неправомерные выплаты работникам учреждения, не работающим в режимно-секретном подразделении надбавки за стаж работы в режимно-секретном подразделении
  11. Необоснованные выплаты заработной платы работникам, находящимся на дистанционной (удаленной) работе, при отсутствии еженедельных отчетов  о проделанной дистанционной работе, при неисполнении     ими   трудовых норм  и трудовых (должностных) обязанностей 
  12. Неправомерные компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, при отсутствии специальной оценки условий труда
  13. Установление директору филиала должностного оклада на 40% ниже должностного оклада директора учреждения, вместо установленного 10-29%.
  14. Нарушение порядка оформления и оплаты работникам выезда и возвращения из служебной командировки в выходные дни
  15. Оказание платных услуг по заниженной стоимости
  16. Оплата работ по заключенным договорам гражданско-правового характера произведена на основании актов выполненных работ, в которых отсутствуют обязательные реквизиты, в том числе дата, наименование услуги (работы). Также в актах на списание смазочных материалов отсутствовало наименование автотранспортного средства, что не позволяло подтвердить обоснованность списания материальных запасов.
  17. Своевременно не проводилась претензионно-исковая работа по истребованию со сторонних лиц просроченной дебиторской задолженности, в том числе:
  • арендных платежей за пользование объектами недвижимого имущества;
  • возмещения стоимости потребленных коммунальных услуг;
  • неустоек за неисполнение условий заключенных договоров
  1. В результате отсутствия необходимого контроля за проведением ремонтно-строительных работ приняты и оплачены по актам о приеме выполненных работ (форма КС-2):
  • работы с завышением стоимости использованных при их выполнении материалов;
  • фактически не выполненные работы;
  • материалы, не предусмотренные к использованию локальными сметными расчетами, исполнительной документацией.

Отсутствие технического журнала, который является основным документом, характеризующим        состояние эксплуатируемых объектов.

  1. Ремонтные работы осуществлены на объектах, которые не отражены на балансе учреждения
  2. Работы по демонтажу объектов недвижимого имущества осуществлялись до утверждения в установленном порядке актов о списании и получения согласования собственника имущества на его списание
  3. Приняты и неправомерно оплачены за счет целевой субсидии фактически не выполненные ремонтно-строительные работы 
  4. Объем и виды работ по капитальному ремонту помещений не подтверждены дефектными ведомостями и актом осмотра, содержащими перечень дефектов, а также качественные и количественные характеристики ремонтных работ
  5. Цена строительных материалов, не имеющих установленных сметных цен при проведении ремонтных работ, не обоснована методом сопоставимых рыночных цен с учетом индексов пересчета в текущие цены
  6. Необоснованное завышение цены договора (контракта) на сумму НДС при заключении договоров на проведение ремонтно-строительных работ с подрядчиками, применяющими упрощенную систему налогообложения
  7. Занижение стоимости объектов нематериальных активов, созданных при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
  8. Нарушение порядка формирования себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, в частности:
  • включение в состав прямых расходов затрат, относимых к накладным и общехозяйственным     расходам учреждения;
  • не производится распределение накладных и общехозяйственных расходов;
  • учетной политикой не определен порядок формирования затрат
  1. В первичных документах (актах приема-сдачи оказанных услуг (работ)) отсутствует информация об объемах и видах фактически выполненных работ (оказанных услуг)
  2. Нарушения порядка оформления авансовых отчетов сотрудниками учреждения по возвращению из служебных командировок, а также сроков их представления 
  3. Отсутствие согласованного сторонами технического задания, а также плана-графика выполнения работ по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ
  4. Допускалось заключение договоров с физическими лицами, не обладающими достаточной компетенцией на выполнение работ (оказание услуг)
  5. Нарушение порядка применения классификации операций сектора государственного управления, выразившееся в неверном применении кодов бюджетной классификации при отражении хозяйственных операций
  6. Операции по начислению поступлений доходов не отражались по счету 20540 «Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещение ущерба» в момент возникновения требований  к их плательщикам при вступлении в силу вынесенных постановлений (решений)  по делам об административных правонарушениях, определений  о наложении штрафов, а также при предъявлении плательщикам документов, устанавливающего право требования  по уплате предусмотренных контрактами (договорами) неустоек (штрафов, пеней)
  7. Учетная политика    для    целей бухгалтерского учета не сформирована и не утверждена в установленном порядке 
  8. Отсутствие количественно-суммового учета имущества и обязательств на забалансовых счетах, что привело к искажению учетных данных в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, входящей в состав бухгалтерской отчетности
  9. Нарушения порядка учета нематериальных активов, при наличии надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации
  10. Нарушение порядка учета финансовых вложений, иных финансовых активов, приобретенных (сформированных) учреждением в рамках ведения  им хозяйственной деятельности
  11. Отсутствие ведения аналитического учета по видам денежных документов
  12. Отсутствие организации учета готовой продукции, изготовленной для целей продажи
  13. Объекты основных   средств, нежилые помещения и оборудование, не соответствующие критериям актива, необоснованно учитываются в составе основных средств
  14. Отсутствие ведения должным образом бухгалтерского учета резерва предстоящей оплаты отпусков:
  • резерв предстоящей оплаты отпусков на начало и конец года несформирован на счете 401.60 «Резервы предстоящих расходов»;
  • резерв предстоящей оплаты отпусков не используется в течение года на покрытие затрат по оплате отпусков, а списывается со счета 401.60 «Резервы предстоящих расходов» в полном объеме в конце года
  1. Принятие к бухгалтерскому учету первичных учетных документов, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, документов без обязательных реквизитов, формирование учетных записей при отсутствии первичных учетных документов
  2. Несвоевременная регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета
  3. Не проведение или проведение с нарушениями инвентаризации активов и обязательств
  4. Учетной политикой не утвержден порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля. Неосуществление или осуществление не в полном объеме внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни
  5. Несоответствие сведений, содержащихся в отчетности, данным регистров бухгалтерского учета на отчетную дату
  6. Несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет
  7. По счету 111 42 «Права пользования нежилыми зданиями и помещениями» не были отражены права пользования нежилыми помещениями.

По счету 302 24 «Расчеты по арендной плате за пользование имущества» не были отражены обязательства по уплате арендных платежей.

Указанные нарушения привели к искажению данных формы бухгалтерской отчетности «Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф. 0503730).

  1. В годовой бухгалтерской отчетности в форме «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503769) отражены данные о фактически отсутствующей у учреждения кредиторской задолженности по налогам
  2. В годовой бюджетной отчетности в форме «Отчет о движении денежных средств» (ф. 0503723) поступление гранта от РФФИ ошибочно отражено по подстатье 154 (вместо подстатьи 152)
  3. Суммы выявленных недостач имущества не отражены в учете (по счету 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам»)
  4. Несвоевременное снятие автотранспортных средств с государственного учета в подразделении ГИБДД, что привело к излишней уплате транспортного налога
  5. Несвоевременное информирование учредителя о начале проведения проверок деятельности организации контрольными и правоохранительными органами и о результатах проверки
  6. Отсутствует контроль за соблюдением численности студентов, получающих повышенную государственную стипендию
  7. В результате неприменения коэффициента платной деятельности при расчете и уплате налога на имущество, учреждением допущено превышение предельно допустимого уровня затрат за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания
  8. При отсутствии вакантных мест на обучение в аспирантуре за счет средств федерального бюджета, допущено обучение аспирантов, с которыми не были заключены договоры на оказание платных образовательных услуг
  9. При оплате ремонта автотранспортного средства стоимость произведенных работ не была уменьшена на сумму гарантийных обязательств

35 нарушений в части распоряжения имуществом было выявлено в 2021 году. Наиболее распространёнными признаны:

  1. Отсутствие государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества
  2. Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации и иных вещных прав на объекты недвижимого имущества
  3. Наличие несформированных земельных участков под объектами недвижимого имущества (непоставленных на государственный кадастровый учет и неоформленных в федеральную собственность)
  4. Наличие фактов несанкционированной передачи федерального имущества без оформления договорных отношений
  5. Распоряжение федеральным имуществом без получения согласия учредителя и собственника федерального имущества:  передача имущества в аренду;
  • передача имущества безвозмездное пользование;
  • передача имущества в субаренду;
  • возобновление договоров аренды/безвозмездного пользования на неопределенный срок;
  • размещение сторонних организаций в помещениях подведомственных организаций по      договорам аренды, заключенным на срок до 1 (одного) года;
  • размещение банкоматов, вендинговых аппаратов, антенно-фидерного оборудования
  1. Заключение договоров аренды недвижимого имущества без проведения экспертной оценки последствий заключения такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей
  2. Отсутствие в договорах аренды недвижимого имущества условия об обязательном страховании арендатором (ссудополучателем) гражданской ответственности юридических лиц, а также необеспечение своевременного страхования гражданской ответственности и имущества от риска утраты (гибели), недостачи или повреждения, сдаваемых в аренду помещений
  3. Отсутствие инвентаризации при передаче имущества по договорам аренды
  4. Заключение притворных сделок – договоров возмездного оказания услуг, договоров ответственного хранения, договоров о сотрудничестве и иных с целью уклонения от заключения договоров аренды
  5. Непринятие мер в отношении государственной регистрации договоров аренды федерального недвижимого имущества
  6. Наличие договоров найма жилого помещения, оформленных не по типовому образцу
  7. Безосновательное предоставление специализированных жилых помещений (отсутствие решения уполномоченного лица)
  8. Нарушение (занижение)         норматива предоставления мест в общежитиях
  9. Проживание в жилых помещениях, отнесенных к специализированному жилищному фонду, лиц, не являющихся сотрудниками или обучающимися
  10. Отсутствие заключенных договоров найма специализированного жилищного фонда с лицами, проживающими в жилых помещениях
  11. Отсутствие решения об отнесении жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда
  12. Неиспользование или использование объектов недвижимого имущества не по назначению
  13. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию
  14. Отсутствие согласия     собственника на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций
  15. Выявление несогласованных перепланировок и переустройств помещений, реконструкций объектов недвижимого имущества, в том числе объектов культурного наследия
  16. Предоставление гостиничных услуг при отсутствии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории
  17. Нецелевое использование земельных участков, неиспользование земельных участков
  18. Наличие фактов использования земельных участков организаций третьими лицами
  19. Наличие земельных участков, в отношении которых требуется уточнение местоположения границ, а также наличие пересечений границ земельных участков с границами смежных земельных участков, принадлежащих другим лицам
  20. Наличие фактов захламления/загрязнения земельных участков
  21. Отсутствие оформленных в установленном порядке имущественных правоотношений по использованию неделимого земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности различным субъектам права
  22. Отсутствие оформленных в установленном порядке имущественных правоотношений по использованию земельного участка, занятого линейными объектами, принадлежащими на праве собственности третьим лицам
  23. Нарушение порядка      установления сервитута в отношении земельного участка
  24. Нарушение порядка утверждения, ведения перечней особо ценного движимого имущества и отнесения движимого имущества к категории особо ценного движимого имущества и включения его в перечень особо ценного движимого имущества
  25. Распоряжение объектами особо ценного движимого имущества, приобретенными за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, без согласования собственника
  26. Несоответствие сведений об объектах федерального имущества, содержащихся в реестре федерального имущества, в ИАС «Мониторинг», сведениям бухгалтерского учета и ЕГРН
  27. Непредставление или нарушение сроков представления сведений в реестр федерального имущества об объектах федерального имущества, о долях (вкладах) в уставных (складочных) капиталах, о хозяйственных обществах и товариществах и т.п.
  28. Нарушение бухгалтерского учета объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (учет не на соответствующих счетах) 
  29. Учет объектов капитального строительства и особо ценного движимого имущества, непригодных для дальнейшего использования по назначению, а также неправомерный учет в бухгалтерском балансе объектов, не соответствующих критериям актива
  30. Выявление неучтенных объектов капитального строительства, особо ценного движимого имущества

В сфере закупок товаров, работ, услуг выявлено 17 типичных значимых нарушений:

  1. Несоблюдение порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта: завышение цен на закупаемые товары по сравнению  со среднерыночными, обоснование НМЦК у аффилированных между собой лиц
  2. Несоблюдение порядка формирования извещений и документации о закупке
  3. Изменение существенных условий договоров с нарушением требований законодательства
  4. Несоблюдение сроков оплаты товаров, работ, услуг
  5. Приемка и       оплата        фактически неисполненных   обязательств или обязательств, исполненных с нарушением условий контракта
  6. Невыставление требований об оплате неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств
  7. Заключение контрактов при наличии конфликта интересов, заключение контрактов с аффилированной группой лиц
  8. Заключение крупных сделок без их согласования в соответствии с действующим законодательством
  9. Заключение ничтожных договоров до истечения 10-дневного срока с даты размещения итогового протокола
  10. Отчет об объеме закупок у СМП, СОНКО по итогам года размещен в системе ЕИС с нарушением срока размещения данного отчета (до 1 апреля)
  11. Доля закупок, которые заказчик осуществил у СМП и СОНКО в отчетном году, в совокупном годовом объеме закупок составила менее 15% СГОЗ
  12. Нарушения, связанные с ведением реестра контрактов, в том числе нарушения сроков размещения в реестре контрактов информации – неразмещение или размещение необходимой информации и документов (в том числе о заключении, изменении, исполнении, расторжении контракта, о начислении неустоек и пеней, о приемке исполнения обязательств) в реестре контрактов позднее пяти рабочих дней
  13. Нарушение порядка формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих) – отсутствие высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок у всех работников контрактной службы
  14. Нарушение порядка описания объекта закупки в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации,
  • работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой:
  • использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при отсутствии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» в условиях;
  • включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой;
  • отсутствие в документации обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология
  1. В документации о закупке не установлены запреты, ограничения и условия допуска при осуществлении закупки
  2. Несоблюдение сроков размещения извещения о проведении электронного аукциона заказчиком в единой информационной системе
  3. Неправомерное проведение закупок только для субъектов малого и среднего предпринимательства, не включенных в Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства

В научной деятельности организаций, подведомственных Минобрнауки России было выявлено только три типичных нарушения:

  1. Неполное и/или несвоевременное размещение информации учреждениями на официальном сайте о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru 
  2. Некорректное и/или несвоевременное размещение сведений в ЕГИСУ НИОКТР (rosrid.ru) о начинаемой научно-исследовательской, опытно-
  3. конструкторской и технологической работе гражданского назначения и реферативно-библиографических сведений о результатах научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы гражданского назначения
  4. Не соблюдение условий заполнения и направления формы направления реферативно-библиографических сведений о результатах научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы гражданского назначения

Типичных нарушений трудового законодательства было выявлено относительно немного:

  1. Непредставление либо несвоевременное представление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
  2. Непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
  3. Представление справок о доходах, заполненных без использования специального программного обеспечения «Справки БК» либо с использованием не актуальной (устаревшей) версии  СПО «Справка БК»
  4. Представление неполных   и (или) недостоверных сведений о доходах
  5. Неисполнение требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации в части обучения отдельных категорий работников по образовательным программам в области противодействия коррупции
  6. Не обеспечение своевременной выдачи и полноты средств индивидуальной защиты
  7. Отсутствие в Системе управления охраной труда Политики в области охраны труда, а также подробного описания процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда

В части выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) основными нарушениями признаны:

  1. Отсутствие категорирования в отношении закрепленных и функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий)
  2. Состав комиссии по обследованию и категорированию объектов не соответствует пункту 13 Требований  к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
  3. В перечни мероприятий паспортов безопасности объектов (территорий) включена часть мероприятий, которые имеются в актах обследования объектов (территорий). Отсутствует план-график реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий) организации.
  4. Установленные графиком сроки завершения мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий), превышают 12-месячный срок завершения этих мероприятий.
  5. Не назначено должностное лицо в должности не ниже первого проректора (заместителя руководителя), ответственное за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) учреждения (предприятия) и организацию взаимодействия с территориальными органами ФСБ России, МЧС России, МВД России, Росгвардии или подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии
  6. Не организован контроль за проходом лиц и проездом автотранспорта на территорию объекта (территории) организации (учреждения). На объекты (территории) допускаются посторонние лица. Не соблюдается установленный график несения службы.
  7. Не разработан порядок действий при обнаружении подозрительных лиц или предметов и поступлении информации об угрозе возникновения и/или возникновении чрезвычайной ситуации, угрозе совершения и/или о совершении террористических актов
  8. Объекты (территории) не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией лиц, находящихся на объекте (территории) об угрозе совершения или о совершении террористического акта
  9. Не все объекты (территории) обеспечены наглядными пособиями, содержащими информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов
  10. К обеспечению охраны объектов (территорий) допускаются работники частных охранных организаций без лицензии, а также не выполняющие или допускающие нарушения служебных обязанностей. Имеют место случаи отсутствия работников частных охранных организаций на постах охраны, а также несения службы не в полном составе.
  11. Отсутствие системы видеонаблюдения на объектах (территориях) второй категории 
  12. На объектах (территориях) первой категории потенциально опасные участки и критические элементы объектов (территорий) не оборудованы системой видеонаблюдения, обеспечивающей передачу визуальной информации  о состоянии периметра потенциально опасных участков и мест доступа  к      критическим элементам объекта (территории)
  13. На объектах (территориях) первой категории отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая осуществлять идентификацию и (или) различение (распознавание) лиц и автомобильных номеров на контрольно-пропускных пунктах и въездах на объекты (территории)
  14. Въезды на территорию объектов первой категории не оборудованы воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами
  15. Отсутствие разработанной программы развития в области комплексной безопасности, включающей антитеррористическую защищенность объектов (территорий), гражданскую оборону, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, и обеспечение пожарной безопасности. Отсутствие контроля за выполнением регламентирующих документов учреждения. Отсутствие органа повседневного управления (дежурно-диспетчерская служба).
  16. Наличие на      объектах    устаревшей (смонтированной в начале 2000-х годов) автоматической пожарной сигнализации (АПС) 
  17. Количество мероприятий, указанных в предписаниях надзорных органов остаются не выполнены практически на 50%, в том числе капитального характера, требующие материальных затрат, которые влияют на безопасность людей, находящихся в зданиях организации
  18. Паспорта безопасности объектов (территорий) оформлены с нарушением установленной формы
  19. Не направлен 2-й экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  20. Не направлена копия (электронная копия) паспорта безопасности объекта (территории) в территориальный орган безопасности по месту нахождения объекта (территории)
  21. Отсутствие актуализации паспортов безопасности объектов(территорий)
  22. Отсутствие инструкции по действиям персонала в случаях радиационной аварии
  23. План гражданской обороны не соответствует требованиям приказа МЧС России от 27.03.2020 № 216дсп 
  24. Состав комиссий (по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, эвакуационной, по повышению устойчивости функционирования) не определен, функциональные обязанности не разработаны и не доведены до исполнителей, порядок работы в различных режимах функционирования отсутствует
  25. На должности должностных лиц, отвечающих за реализацию мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности назначены лица, не соответствующие требованиям регламентирующих документов учреждения, и, соответственно, не имеющие нужной квалификации
Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*