Минобрнауки России письмом от 21 марта 2022 г. № МН-22/122 «О наиболее типичных и значимых нарушениях, выявленных за 2021 год в ходе проверок деятельности организаций, подведомственных Минобрнауки России» ознакомило с типичными и значимыми нарушениями, осуществлёнными образовательными организациями в 2021 г.
В письме сообщается, что за 2021 г. было проведено 77 проверок, выявивших значительный объём нарушений. По результатам проверок были приняты меры дисциплинарной ответственности в отношении руководителей 10, два из которых были уволены, также были приняты меры дисциплинарного взыскания к 158 должностным лицам.
Нарушения объединены в 6 групп:
- в сфере финансово-хозяйственной деятельности;
- в сфере использования и распоряжения федеральным имуществом;
- в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- в сфере осуществления научной деятельности;
- в сфере соблюдения трудового законодательства;
- в части выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Наибольшее количество типичных нарушений – 74, было выявлено в финансовой сфере:
- Расходование средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета на цели, не соответствующие их предоставлению
- Неправомерное расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оплату труда работников учреждения, не участвующих в выполнении государственного задания, и прочих расходов, несвязанных с выполнением государственного задания
- Осуществление деятельности, требующей обязательного лицензирования, без специального разрешения (лицензии)
- Нарушения установленного порядка формирования Плана финансово-хозяйственной деятельности, в том числе:
- составление плана не по утвержденной форме;
- при изменении объема субсидии по государственному заданию и на иные цели не произведено уточнение показателей
- Неиспользованные остатки средств целевых субсидии в установленные сроки не возвращены в федеральный бюджет
- Совершение сделки с заинтересованностью без одобрения учредителя
- Неправомерные (без согласования с учредителем, приказы подписаны в отношении себя лично) выплаты руководителю организации стимулирующих надбавок, премий, оплата работы по совмещению, совместительству и т.д.
- Не осуществляется надлежащий контроль за деятельностью созданных учреждениями хозяйственных обществ в целях фактического применения результатов интеллектуальной деятельности. Вложения в хозяйственные общества длительное время не приносят доход учреждениям.
- Произведены выплаты материальной помощи студентам в отсутствие документов, подтверждающих их нуждаемость
- Размеры стипендий по программам высшего образования и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре выплачивались в размере ниже нормативов, установленных Правительством Российской Федерации по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции
- Студентам первого и второго курсов, обучающимся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), имеющим оценки успеваемости «отлично» или «хорошо» и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии, установлена государственная академическая и (или) государственная социальная стипендия в размере ниже прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации за IV квартал года, предшествующего году, в котором осуществлялось формирование стипендиального фонда университетом
- Размер стипендии, размер материальной помощи и порядок ее выплаты определялись без учета мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся
- Неправомерное (необоснованное) получение грантов в рамках государственной Программы в результате предоставления недостоверной информации о ее выполнении и предоставление заведомо ложных сведений о достижении индикативных показателей результатов предоставления грантов в виде субсидии
- В результате неприменения коэффициента платной деятельности допущено превышение предельно допустимого уровня расходования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на уплату имущественных налогов
- Заключение учреждением мнимой (притворной) сделки – договора пожертвования, условиями которого определен заведомо невыполнимый срок приобретения дорогостоящего оборудования
- Заключение крупных сделок по получению займов у сторонних лиц без предварительного согласования с учредителем
- Наличие конфликта интересов у работников учреждения, выразившегося в неуведомлении своего непосредственного руководителя о его наличии и непринятии ими мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а именно:
- в премировании близких родственников, работающих в структурных подразделениях, находившихся в прямом подчинении должностного лица;
- в возможности влиять на результат закупочных процедур в пользу участвующих в торгах организаций в которых осуществляли свою деятельность близкие родственники должностного лица
- Действия (бездействия) должностных лиц учреждения, которые привели к:
- неправомерному (необоснованному) и/или неэффективному расходованию денежных средств;
- неэффективному использованию оборудования;
- недополучению дохода;
- прямому действительному ущербу, причиненному организации
- Неправомерные (без согласования с учредителем) выплаты руководителю учреждения надбавок стимулирующего характера
- Непредставление работникам учреждения ежегодного оплачиваемого отпуска, что привело к дополнительным незапланированным расходам на выплату компенсации за неиспользованные отпуска в текущем финансовом году
- Невыполнение установленных показателей по соотношению средней заработной платы научных работников, работников профессорско-преподавательского состава к средней заработной плате в соответствующем регионе (200%)
- Отсутствие в заключенных трудовых договорах критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы сотрудников при принятии решения о назначении им выплат стимулирующего характера
- Неправомерное перераспределение стипендиального фонда (превышение сумм выплат материальной поддержки (более 25%) из фонда стипендиального обеспечения)
- Отсутствие дополнительных соглашений к трудовым договорам при изменении существенных условий оплаты труда
- Незаключение с работником дополнительного соглашения к заключенному трудовому договору при выполнении им дополнительной работы по другой должности
- При отсутствии у учреждения филиалов/обособленных подразделений, расположенных в районах Крайнего Севера, производились неправомерные (необоснованные) выплаты районного коэффициента за стаж работы в районах Крайнего Севера
- Неправомерные выплаты надбавок стимулирующего характера за полную индивидуальную материальную ответственность, которая входила в должностные обязанности работника
- Неправомерные выплаты работникам учреждения, не работающим в режимно-секретном подразделении надбавки за стаж работы в режимно-секретном подразделении
- Необоснованные выплаты заработной платы работникам, находящимся на дистанционной (удаленной) работе, при отсутствии еженедельных отчетов о проделанной дистанционной работе, при неисполнении ими трудовых норм и трудовых (должностных) обязанностей
- Неправомерные компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, при отсутствии специальной оценки условий труда
- Установление директору филиала должностного оклада на 40% ниже должностного оклада директора учреждения, вместо установленного 10-29%.
- Нарушение порядка оформления и оплаты работникам выезда и возвращения из служебной командировки в выходные дни
- Оказание платных услуг по заниженной стоимости
- Оплата работ по заключенным договорам гражданско-правового характера произведена на основании актов выполненных работ, в которых отсутствуют обязательные реквизиты, в том числе дата, наименование услуги (работы). Также в актах на списание смазочных материалов отсутствовало наименование автотранспортного средства, что не позволяло подтвердить обоснованность списания материальных запасов.
- Своевременно не проводилась претензионно-исковая работа по истребованию со сторонних лиц просроченной дебиторской задолженности, в том числе:
- арендных платежей за пользование объектами недвижимого имущества;
- возмещения стоимости потребленных коммунальных услуг;
- неустоек за неисполнение условий заключенных договоров
- В результате отсутствия необходимого контроля за проведением ремонтно-строительных работ приняты и оплачены по актам о приеме выполненных работ (форма КС-2):
- работы с завышением стоимости использованных при их выполнении материалов;
- фактически не выполненные работы;
- материалы, не предусмотренные к использованию локальными сметными расчетами, исполнительной документацией.
Отсутствие технического журнала, который является основным документом, характеризующим состояние эксплуатируемых объектов.
- Ремонтные работы осуществлены на объектах, которые не отражены на балансе учреждения
- Работы по демонтажу объектов недвижимого имущества осуществлялись до утверждения в установленном порядке актов о списании и получения согласования собственника имущества на его списание
- Приняты и неправомерно оплачены за счет целевой субсидии фактически не выполненные ремонтно-строительные работы
- Объем и виды работ по капитальному ремонту помещений не подтверждены дефектными ведомостями и актом осмотра, содержащими перечень дефектов, а также качественные и количественные характеристики ремонтных работ
- Цена строительных материалов, не имеющих установленных сметных цен при проведении ремонтных работ, не обоснована методом сопоставимых рыночных цен с учетом индексов пересчета в текущие цены
- Необоснованное завышение цены договора (контракта) на сумму НДС при заключении договоров на проведение ремонтно-строительных работ с подрядчиками, применяющими упрощенную систему налогообложения
- Занижение стоимости объектов нематериальных активов, созданных при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
- Нарушение порядка формирования себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, в частности:
- включение в состав прямых расходов затрат, относимых к накладным и общехозяйственным расходам учреждения;
- не производится распределение накладных и общехозяйственных расходов;
- учетной политикой не определен порядок формирования затрат
- В первичных документах (актах приема-сдачи оказанных услуг (работ)) отсутствует информация об объемах и видах фактически выполненных работ (оказанных услуг)
- Нарушения порядка оформления авансовых отчетов сотрудниками учреждения по возвращению из служебных командировок, а также сроков их представления
- Отсутствие согласованного сторонами технического задания, а также плана-графика выполнения работ по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ
- Допускалось заключение договоров с физическими лицами, не обладающими достаточной компетенцией на выполнение работ (оказание услуг)
- Нарушение порядка применения классификации операций сектора государственного управления, выразившееся в неверном применении кодов бюджетной классификации при отражении хозяйственных операций
- Операции по начислению поступлений доходов не отражались по счету 20540 «Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещение ущерба» в момент возникновения требований к их плательщикам при вступлении в силу вынесенных постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях, определений о наложении штрафов, а также при предъявлении плательщикам документов, устанавливающего право требования по уплате предусмотренных контрактами (договорами) неустоек (штрафов, пеней)
- Учетная политика для целей бухгалтерского учета не сформирована и не утверждена в установленном порядке
- Отсутствие количественно-суммового учета имущества и обязательств на забалансовых счетах, что привело к искажению учетных данных в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, входящей в состав бухгалтерской отчетности
- Нарушения порядка учета нематериальных активов, при наличии надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации
- Нарушение порядка учета финансовых вложений, иных финансовых активов, приобретенных (сформированных) учреждением в рамках ведения им хозяйственной деятельности
- Отсутствие ведения аналитического учета по видам денежных документов
- Отсутствие организации учета готовой продукции, изготовленной для целей продажи
- Объекты основных средств, нежилые помещения и оборудование, не соответствующие критериям актива, необоснованно учитываются в составе основных средств
- Отсутствие ведения должным образом бухгалтерского учета резерва предстоящей оплаты отпусков:
- резерв предстоящей оплаты отпусков на начало и конец года несформирован на счете 401.60 «Резервы предстоящих расходов»;
- резерв предстоящей оплаты отпусков не используется в течение года на покрытие затрат по оплате отпусков, а списывается со счета 401.60 «Резервы предстоящих расходов» в полном объеме в конце года
- Принятие к бухгалтерскому учету первичных учетных документов, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, документов без обязательных реквизитов, формирование учетных записей при отсутствии первичных учетных документов
- Несвоевременная регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета
- Не проведение или проведение с нарушениями инвентаризации активов и обязательств
- Учетной политикой не утвержден порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля. Неосуществление или осуществление не в полном объеме внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни
- Несоответствие сведений, содержащихся в отчетности, данным регистров бухгалтерского учета на отчетную дату
- Несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет
- По счету 111 42 «Права пользования нежилыми зданиями и помещениями» не были отражены права пользования нежилыми помещениями.
По счету 302 24 «Расчеты по арендной плате за пользование имущества» не были отражены обязательства по уплате арендных платежей.
Указанные нарушения привели к искажению данных формы бухгалтерской отчетности «Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф. 0503730).
- В годовой бухгалтерской отчетности в форме «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503769) отражены данные о фактически отсутствующей у учреждения кредиторской задолженности по налогам
- В годовой бюджетной отчетности в форме «Отчет о движении денежных средств» (ф. 0503723) поступление гранта от РФФИ ошибочно отражено по подстатье 154 (вместо подстатьи 152)
- Суммы выявленных недостач имущества не отражены в учете (по счету 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам»)
- Несвоевременное снятие автотранспортных средств с государственного учета в подразделении ГИБДД, что привело к излишней уплате транспортного налога
- Несвоевременное информирование учредителя о начале проведения проверок деятельности организации контрольными и правоохранительными органами и о результатах проверки
- Отсутствует контроль за соблюдением численности студентов, получающих повышенную государственную стипендию
- В результате неприменения коэффициента платной деятельности при расчете и уплате налога на имущество, учреждением допущено превышение предельно допустимого уровня затрат за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания
- При отсутствии вакантных мест на обучение в аспирантуре за счет средств федерального бюджета, допущено обучение аспирантов, с которыми не были заключены договоры на оказание платных образовательных услуг
- При оплате ремонта автотранспортного средства стоимость произведенных работ не была уменьшена на сумму гарантийных обязательств
35 нарушений в части распоряжения имуществом было выявлено в 2021 году. Наиболее распространёнными признаны:
- Отсутствие государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества
- Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации и иных вещных прав на объекты недвижимого имущества
- Наличие несформированных земельных участков под объектами недвижимого имущества (непоставленных на государственный кадастровый учет и неоформленных в федеральную собственность)
- Наличие фактов несанкционированной передачи федерального имущества без оформления договорных отношений
- Распоряжение федеральным имуществом без получения согласия учредителя и собственника федерального имущества: передача имущества в аренду;
- передача имущества безвозмездное пользование;
- передача имущества в субаренду;
- возобновление договоров аренды/безвозмездного пользования на неопределенный срок;
- размещение сторонних организаций в помещениях подведомственных организаций по договорам аренды, заключенным на срок до 1 (одного) года;
- размещение банкоматов, вендинговых аппаратов, антенно-фидерного оборудования
- Заключение договоров аренды недвижимого имущества без проведения экспертной оценки последствий заключения такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей
- Отсутствие в договорах аренды недвижимого имущества условия об обязательном страховании арендатором (ссудополучателем) гражданской ответственности юридических лиц, а также необеспечение своевременного страхования гражданской ответственности и имущества от риска утраты (гибели), недостачи или повреждения, сдаваемых в аренду помещений
- Отсутствие инвентаризации при передаче имущества по договорам аренды
- Заключение притворных сделок – договоров возмездного оказания услуг, договоров ответственного хранения, договоров о сотрудничестве и иных с целью уклонения от заключения договоров аренды
- Непринятие мер в отношении государственной регистрации договоров аренды федерального недвижимого имущества
- Наличие договоров найма жилого помещения, оформленных не по типовому образцу
- Безосновательное предоставление специализированных жилых помещений (отсутствие решения уполномоченного лица)
- Нарушение (занижение) норматива предоставления мест в общежитиях
- Проживание в жилых помещениях, отнесенных к специализированному жилищному фонду, лиц, не являющихся сотрудниками или обучающимися
- Отсутствие заключенных договоров найма специализированного жилищного фонда с лицами, проживающими в жилых помещениях
- Отсутствие решения об отнесении жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда
- Неиспользование или использование объектов недвижимого имущества не по назначению
- Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию
- Отсутствие согласия собственника на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций
- Выявление несогласованных перепланировок и переустройств помещений, реконструкций объектов недвижимого имущества, в том числе объектов культурного наследия
- Предоставление гостиничных услуг при отсутствии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории
- Нецелевое использование земельных участков, неиспользование земельных участков
- Наличие фактов использования земельных участков организаций третьими лицами
- Наличие земельных участков, в отношении которых требуется уточнение местоположения границ, а также наличие пересечений границ земельных участков с границами смежных земельных участков, принадлежащих другим лицам
- Наличие фактов захламления/загрязнения земельных участков
- Отсутствие оформленных в установленном порядке имущественных правоотношений по использованию неделимого земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности различным субъектам права
- Отсутствие оформленных в установленном порядке имущественных правоотношений по использованию земельного участка, занятого линейными объектами, принадлежащими на праве собственности третьим лицам
- Нарушение порядка установления сервитута в отношении земельного участка
- Нарушение порядка утверждения, ведения перечней особо ценного движимого имущества и отнесения движимого имущества к категории особо ценного движимого имущества и включения его в перечень особо ценного движимого имущества
- Распоряжение объектами особо ценного движимого имущества, приобретенными за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, без согласования собственника
- Несоответствие сведений об объектах федерального имущества, содержащихся в реестре федерального имущества, в ИАС «Мониторинг», сведениям бухгалтерского учета и ЕГРН
- Непредставление или нарушение сроков представления сведений в реестр федерального имущества об объектах федерального имущества, о долях (вкладах) в уставных (складочных) капиталах, о хозяйственных обществах и товариществах и т.п.
- Нарушение бухгалтерского учета объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (учет не на соответствующих счетах)
- Учет объектов капитального строительства и особо ценного движимого имущества, непригодных для дальнейшего использования по назначению, а также неправомерный учет в бухгалтерском балансе объектов, не соответствующих критериям актива
- Выявление неучтенных объектов капитального строительства, особо ценного движимого имущества
В сфере закупок товаров, работ, услуг выявлено 17 типичных значимых нарушений:
- Несоблюдение порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта: завышение цен на закупаемые товары по сравнению со среднерыночными, обоснование НМЦК у аффилированных между собой лиц
- Несоблюдение порядка формирования извещений и документации о закупке
- Изменение существенных условий договоров с нарушением требований законодательства
- Несоблюдение сроков оплаты товаров, работ, услуг
- Приемка и оплата фактически неисполненных обязательств или обязательств, исполненных с нарушением условий контракта
- Невыставление требований об оплате неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств
- Заключение контрактов при наличии конфликта интересов, заключение контрактов с аффилированной группой лиц
- Заключение крупных сделок без их согласования в соответствии с действующим законодательством
- Заключение ничтожных договоров до истечения 10-дневного срока с даты размещения итогового протокола
- Отчет об объеме закупок у СМП, СОНКО по итогам года размещен в системе ЕИС с нарушением срока размещения данного отчета (до 1 апреля)
- Доля закупок, которые заказчик осуществил у СМП и СОНКО в отчетном году, в совокупном годовом объеме закупок составила менее 15% СГОЗ
- Нарушения, связанные с ведением реестра контрактов, в том числе нарушения сроков размещения в реестре контрактов информации – неразмещение или размещение необходимой информации и документов (в том числе о заключении, изменении, исполнении, расторжении контракта, о начислении неустоек и пеней, о приемке исполнения обязательств) в реестре контрактов позднее пяти рабочих дней
- Нарушение порядка формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих) – отсутствие высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок у всех работников контрактной службы
- Нарушение порядка описания объекта закупки в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации,
- работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой:
- использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при отсутствии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» в условиях;
- включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой;
- отсутствие в документации обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология
- В документации о закупке не установлены запреты, ограничения и условия допуска при осуществлении закупки
- Несоблюдение сроков размещения извещения о проведении электронного аукциона заказчиком в единой информационной системе
- Неправомерное проведение закупок только для субъектов малого и среднего предпринимательства, не включенных в Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства
В научной деятельности организаций, подведомственных Минобрнауки России было выявлено только три типичных нарушения:
- Неполное и/или несвоевременное размещение информации учреждениями на официальном сайте о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru
- Некорректное и/или несвоевременное размещение сведений в ЕГИСУ НИОКТР (rosrid.ru) о начинаемой научно-исследовательской, опытно-
- конструкторской и технологической работе гражданского назначения и реферативно-библиографических сведений о результатах научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы гражданского назначения
- Не соблюдение условий заполнения и направления формы направления реферативно-библиографических сведений о результатах научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы гражданского назначения
Типичных нарушений трудового законодательства было выявлено относительно немного:
- Непредставление либо несвоевременное представление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
- Непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
- Представление справок о доходах, заполненных без использования специального программного обеспечения «Справки БК» либо с использованием не актуальной (устаревшей) версии СПО «Справка БК»
- Представление неполных и (или) недостоверных сведений о доходах
- Неисполнение требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации в части обучения отдельных категорий работников по образовательным программам в области противодействия коррупции
- Не обеспечение своевременной выдачи и полноты средств индивидуальной защиты
- Отсутствие в Системе управления охраной труда Политики в области охраны труда, а также подробного описания процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда
В части выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) основными нарушениями признаны:
- Отсутствие категорирования в отношении закрепленных и функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий)
- Состав комиссии по обследованию и категорированию объектов не соответствует пункту 13 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
- В перечни мероприятий паспортов безопасности объектов (территорий) включена часть мероприятий, которые имеются в актах обследования объектов (территорий). Отсутствует план-график реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий) организации.
- Установленные графиком сроки завершения мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий), превышают 12-месячный срок завершения этих мероприятий.
- Не назначено должностное лицо в должности не ниже первого проректора (заместителя руководителя), ответственное за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) учреждения (предприятия) и организацию взаимодействия с территориальными органами ФСБ России, МЧС России, МВД России, Росгвардии или подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии
- Не организован контроль за проходом лиц и проездом автотранспорта на территорию объекта (территории) организации (учреждения). На объекты (территории) допускаются посторонние лица. Не соблюдается установленный график несения службы.
- Не разработан порядок действий при обнаружении подозрительных лиц или предметов и поступлении информации об угрозе возникновения и/или возникновении чрезвычайной ситуации, угрозе совершения и/или о совершении террористических актов
- Объекты (территории) не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией лиц, находящихся на объекте (территории) об угрозе совершения или о совершении террористического акта
- Не все объекты (территории) обеспечены наглядными пособиями, содержащими информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов
- К обеспечению охраны объектов (территорий) допускаются работники частных охранных организаций без лицензии, а также не выполняющие или допускающие нарушения служебных обязанностей. Имеют место случаи отсутствия работников частных охранных организаций на постах охраны, а также несения службы не в полном составе.
- Отсутствие системы видеонаблюдения на объектах (территориях) второй категории
- На объектах (территориях) первой категории потенциально опасные участки и критические элементы объектов (территорий) не оборудованы системой видеонаблюдения, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и мест доступа к критическим элементам объекта (территории)
- На объектах (территориях) первой категории отсутствует система видеонаблюдения, позволяющая осуществлять идентификацию и (или) различение (распознавание) лиц и автомобильных номеров на контрольно-пропускных пунктах и въездах на объекты (территории)
- Въезды на территорию объектов первой категории не оборудованы воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами
- Отсутствие разработанной программы развития в области комплексной безопасности, включающей антитеррористическую защищенность объектов (территорий), гражданскую оборону, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, и обеспечение пожарной безопасности. Отсутствие контроля за выполнением регламентирующих документов учреждения. Отсутствие органа повседневного управления (дежурно-диспетчерская служба).
- Наличие на объектах устаревшей (смонтированной в начале 2000-х годов) автоматической пожарной сигнализации (АПС)
- Количество мероприятий, указанных в предписаниях надзорных органов остаются не выполнены практически на 50%, в том числе капитального характера, требующие материальных затрат, которые влияют на безопасность людей, находящихся в зданиях организации
- Паспорта безопасности объектов (территорий) оформлены с нарушением установленной формы
- Не направлен 2-й экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
- Не направлена копия (электронная копия) паспорта безопасности объекта (территории) в территориальный орган безопасности по месту нахождения объекта (территории)
- Отсутствие актуализации паспортов безопасности объектов(территорий)
- Отсутствие инструкции по действиям персонала в случаях радиационной аварии
- План гражданской обороны не соответствует требованиям приказа МЧС России от 27.03.2020 № 216дсп
- Состав комиссий (по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, эвакуационной, по повышению устойчивости функционирования) не определен, функциональные обязанности не разработаны и не доведены до исполнителей, порядок работы в различных режимах функционирования отсутствует
- На должности должностных лиц, отвечающих за реализацию мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности назначены лица, не соответствующие требованиям регламентирующих документов учреждения, и, соответственно, не имеющие нужной квалификации