Одной из первоочередных задач созданного Совета станет координация контрпропагандистских мероприятий в сфере исторической правды, а также принятие оперативных мер по противодействию фальсификации российской истории и политической интерпретации исторических событий.
На первом заседании Экспертного совета выступил председатель ассоциации «Российское историческое общество» Сергей Нарышкин.
«Решение Президента Российской Федерации о проведении специальной операции, имеющей целью защитить население Донбасса и безопасность нашей страны, опиралось на глубокий анализ исторических закономерностей и предельно точную реалистичную оценку ситуации в мире. России просто не оставили шансов поступить иначе. Малейшее промедление в отношении откровенно русофобского коррупционно-олигархического киевского режима обернулось бы в недалеком будущем большой трагедией. Огромное значение в эти дни приобретает гуманитарная, образовательная повестка, поэтому приветствую решение сформировать Экспертный совет по развитию исторического образования при Министерстве науки и высшего образования РФ», — подчеркнул Сергей Нарышкин.
Фото - minobrnauki.gov.ru
Он также напомнил, что «Российское историческое общество» ведет длительное и плодотворное сотрудничество с Минобрнауки России в распределении контрольных цифр приема, и уже в следующем году бюджетные места на исторические специальности появятся во всех регионах страны.
«Считаю правильным в первую очередь сосредоточиться на том, чтобы студенты-историки вне зависимости от того, в каком вузе они учатся, получали бы актуальные, современные и востребованные профессиональные знания. Ни для кого не секрет, что ситуации везде разные. В некоторых вузах достаточно опытных, сильных преподавателей, хорошо налажена производственная практика, в других обстановка не такая благоприятная. Думаю, что Экспертный совет вполне мог бы выявлять и анализировать такие проблемы, помогать оперативно находить нужные решения, в том числе с применением сетевых форм реализации образовательных программ, то есть через взаимодействие региональных вузов с ведущими университетами и академическими институтами», — подчеркнул председатель Российского исторического общества.
После Сергея Нарышкина о важности исторического образования высказался глава Минобрнауки России Валерий Фальков.
«Важность истории как науки и учебной дисциплины всегда состояла в том, что именно она формирует отношение общества к своему прошлому, осуществляет преемственность поколений, формирует сознание личности и нравственные ценности. Историческое образование играет важнейшую роль в сохранении и укреплении культурно-духовной идентичности российского народа и государства, защищая его от попыток фальсификации исторических фактов и событий. В этой связи необходима целенаправленная деятельность органов власти, институтов гражданского общества, ученых-историков и преподавателей гуманитарных дисциплин по формированию в обществе исторической культуры», — отметил Валерий Фальков.
Глава Минобрнауки России подчеркнул, что образование должно базироваться на основах уважения к истории своей страны, опираться на документальные источники и научные исследования.
По словам Валерия Фалькова, деятельность Совета будет направлена на поддержку объективизации исторических событий с учетом опыта научного сообщества. Одной из ключевых задач Совета станет качественная экспертиза методического контента и учебной литературы.
«У нас в активе несколько тысяч учебников по истории, и мы ни в коем случае не хотим ограничивать их использование в учебном процессе, но в некоторых случаях есть вопросы к корректности в подаче исторических фактов», — сообщил Валерий Фальков.
К первоочередным задачам Совета относится организация экспертизы учебных пособий по истории в высшей школе, противодействие фальсификации истории в любых ее проявлениях, популяризация исторического знания и выработка рекомендаций для университетов. В случае обнаружения исторических неточностей и ошибок, фальсификаций и искажений в учебных пособиях по истории, используемых в вузах, любой гражданин сможет обратиться к участникам Совета по электронной почте historyexpert@minobrnauki.gov.ru с просьбой о проведении соответствующей проверки. Опытные эксперты будут оценивать степень допустимых трактовок и предотвращать случаи перехода «красной линии» в учебниках по истории.
Все ключевые задачи нашли отражение в названиях сформированных рабочих групп Совета: по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы; по изучению исторической основы общегражданской идентичности; по научно-просветительской работе.
О подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы рассказал председатель правления ассоциации «Российское историческое общество», член Совета Константин Могилевский.
«Преподавание курса истории, как правило, ведется по учебникам центральных издательств, и в большинстве случаев существенных нареканий к их структуре и качеству нет. При этом достаточно велика доля учебников и учебных пособий, подготовленных историческими кафедрами вузов в субъектах и регионах России. Однако в отдельных случаях может быть востребован страховочный механизм экспертизы. Я думаю, что эту функцию мог бы взять на себя наш Экспертный совет. И экспертиза может быть как научная, так и общественная. Разумеется, результаты такой экспертизы будут носить рекомендательный для вузов характер, но, я думаю, поскольку здесь действительно собрались крупные профессионалы, эксперты будут прислушиваться к рекомендациям», — отметил Константин Могилевский.
Научный руководитель Института всеобщей истории РАН, член Совета Александр Чубарьян сообщил о перспективах изучения и преподавания всемирной истории в российских вузах.
«Без пафоса могу сказать, что наша страна — единственная в мире, где в средней школе в равной степени преподается как история Отечества, так и мировая история. Такое своеобразие нужно сохранять. Очень важны вопросы преподавания истории в непрофильных вузах. Сейчас поступает много вопросов о преподавании мировой истории в сложившихся условиях. Интерес к ней резко возрос, много дискуссий в интернете и по ТВ, где обсуждаются разные точки зрения. В этой ситуации наш совет мог бы сыграть очень важную роль. Поэтому хочу предложить создание отдельной группы по преподаванию мировой истории, поскольку она занимает большое место в жизни общества, и существует нехватка знаний у студентов в этой сфере», — заявил Александр Чубарьян.
В состав Совета вошли представителя органов исполнительной и законодательной власти, руководители высших учебных заведений, институтов, общественных организаций, всего 22 человека. Среди них и.о. декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Лев Белоусов, директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Андрей Головнев, директор Института археологии РАН Николай Макаров, ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Председателем Совета стал Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, его заместителями — председатель правления ассоциации «Российское историческое общество» Константин Могилевский, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян и заместитель Министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина.
Отметим, что сегодня около 16,8 тыс. российских студентов обучаются в бакалавриате и магистратуре по профилю «История» в 184 вузах по всей стране. В четверке самых популярных направлений у студентов — «История» (общий профиль), «Историческая политология», «История России» и «Историческое краеведение».
Последние три года Минобрнауки России последовательно увеличивает количество бюджетных мест для будущих историков. Если в 2020 году было выделено 4 992 места, то на предстоящий учебный год выделено уже 5 628 мест.
Источник: Пресс-служба Минобрнауки России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.