Экспертизой учебников займется Совет по развитию исторического образования

17.03.2022 104

Одной из первоочередных задач созданного Совета станет координация контрпропагандистских мероприятий в сфере исторической правды, а также принятие оперативных мер по противодействию фальсификации российской истории и политической интерпретации исторических событий.

На первом заседании Экспертного совета выступил председатель ассоциации «Российское историческое общество» Сергей Нарышкин.

«Решение Президента Российской Федерации о проведении специальной операции, имеющей целью защитить население Донбасса и безопасность нашей страны, опиралось на глубокий анализ исторических закономерностей и предельно точную реалистичную оценку ситуации в мире. России просто не оставили шансов поступить иначе. Малейшее промедление в отношении откровенно русофобского коррупционно-олигархического киевского режима обернулось бы в недалеком будущем большой трагедией. Огромное значение в эти дни приобретает гуманитарная, образовательная повестка, поэтому приветствую решение сформировать Экспертный совет по развитию исторического образования при Министерстве науки и высшего образования РФ», — подчеркнул Сергей Нарышкин.

Фото - minobrnauki.gov.ru

Он также напомнил, что «Российское историческое общество» ведет длительное и плодотворное сотрудничество с Минобрнауки России в распределении контрольных цифр приема, и уже в следующем году бюджетные места на исторические специальности появятся во всех регионах страны.

«Считаю правильным в первую очередь сосредоточиться на том, чтобы студенты-историки вне зависимости от того, в каком вузе они учатся, получали бы актуальные, современные и востребованные профессиональные знания. Ни для кого не секрет, что ситуации везде разные. В некоторых вузах достаточно опытных, сильных преподавателей, хорошо налажена производственная практика, в других обстановка не такая благоприятная. Думаю, что Экспертный совет вполне мог бы выявлять и анализировать такие проблемы, помогать оперативно находить нужные решения, в том числе с применением сетевых форм реализации образовательных программ, то есть через взаимодействие региональных вузов с ведущими университетами и академическими институтами», — подчеркнул председатель Российского исторического общества.

После Сергея Нарышкина о важности исторического образования высказался глава Минобрнауки России Валерий Фальков. 

«Важность истории как науки и учебной дисциплины всегда состояла в том, что именно она формирует отношение общества к своему прошлому, осуществляет преемственность поколений, формирует сознание личности и нравственные ценности. Историческое образование играет важнейшую роль в сохранении и укреплении культурно-духовной идентичности российского народа и государства, защищая его от попыток фальсификации исторических фактов и событий. В этой связи необходима целенаправленная деятельность органов власти, институтов гражданского общества, ученых-историков и преподавателей гуманитарных дисциплин по формированию в обществе исторической культуры», — отметил Валерий Фальков.

Глава Минобрнауки России подчеркнул, что образование должно базироваться на основах уважения к истории своей страны, опираться на документальные источники и научные исследования.

По словам Валерия Фалькова, деятельность Совета будет направлена на поддержку объективизации исторических событий с учетом опыта научного сообщества. Одной из ключевых задач Совета станет качественная экспертиза методического контента и учебной литературы.

«У нас в активе несколько тысяч учебников по истории, и мы ни в коем случае не хотим ограничивать их использование в учебном процессе, но в некоторых случаях есть вопросы к корректности в подаче исторических фактов», — сообщил Валерий Фальков.

К первоочередным задачам Совета относится организация экспертизы учебных пособий по истории в высшей школе, противодействие фальсификации истории в любых ее проявлениях, популяризация исторического знания и выработка рекомендаций для университетов. В случае обнаружения исторических неточностей и ошибок, фальсификаций и искажений в учебных пособиях по истории, используемых в вузах, любой гражданин сможет обратиться к участникам Совета по электронной почте historyexpert@minobrnauki.gov.ru с просьбой о проведении соответствующей проверки. Опытные эксперты будут оценивать степень допустимых трактовок и предотвращать случаи перехода «красной линии» в учебниках по истории.

Все ключевые задачи нашли отражение в названиях сформированных рабочих групп Совета: по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы; по изучению исторической основы общегражданской идентичности; по научно-просветительской работе.

О подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы рассказал председатель правления ассоциации «Российское историческое общество», член Совета Константин Могилевский.

«Преподавание курса истории, как правило, ведется по учебникам центральных издательств, и в большинстве случаев существенных нареканий к их структуре и качеству нет. При этом достаточно велика доля учебников и учебных пособий, подготовленных историческими кафедрами вузов в субъектах и регионах России. Однако в отдельных случаях может быть востребован страховочный механизм экспертизы. Я думаю, что эту функцию мог бы взять на себя наш Экспертный совет. И экспертиза может быть как научная, так и общественная. Разумеется, результаты такой экспертизы будут носить рекомендательный для вузов характер, но, я думаю, поскольку здесь действительно собрались крупные профессионалы, эксперты будут прислушиваться к рекомендациям», — отметил Константин Могилевский.

Научный руководитель Института всеобщей истории РАН, член Совета Александр Чубарьян сообщил о перспективах изучения и преподавания всемирной истории в российских вузах.

«Без пафоса могу сказать, что наша страна — единственная в мире, где в средней школе в равной степени преподается как история Отечества, так и мировая история. Такое своеобразие нужно сохранять. Очень важны вопросы преподавания истории в непрофильных вузах. Сейчас поступает много вопросов о преподавании мировой истории в сложившихся условиях. Интерес к ней резко возрос, много дискуссий в интернете и по ТВ, где обсуждаются разные точки зрения. В этой ситуации наш совет мог бы сыграть очень важную роль. Поэтому хочу предложить создание отдельной группы по преподаванию мировой истории, поскольку она занимает большое место в жизни общества, и существует нехватка знаний у студентов в этой сфере», — заявил Александр Чубарьян.

 В состав Совета вошли представителя органов исполнительной и законодательной власти, руководители высших учебных заведений, институтов, общественных организаций, всего 22 человека. Среди них и.о. декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Лев Белоусов, директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Андрей Головнев, директор Института археологии РАН Николай Макаров, ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Председателем Совета стал Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, его заместителями — председатель правления ассоциации «Российское историческое общество» Константин Могилевский, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян и заместитель Министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина.

Отметим, что сегодня около 16,8 тыс. российских студентов обучаются в бакалавриате и магистратуре по профилю «История» в 184 вузах по всей стране. В четверке самых популярных направлений у студентов — «История» (общий профиль), «Историческая политология», «История России» и «Историческое краеведение».

Последние три года Минобрнауки России последовательно увеличивает количество бюджетных мест для будущих историков. Если в 2020 году было выделено 4 992 места, то на предстоящий учебный год выделено уже 5 628 мест.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки России

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*