О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части создания условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

16.03.2022 159

Правительством Российской Федерации разработан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Изменения вносятся в статьи 41–44, 47, 48, 60 и 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» убирается формулировка «формы умственной отсталости» заменяемая на «нарушения интеллекта», а вместо фразы «со сложными дефектами» предлагается употреблять «с тяжелыми и множественными нарушениями развития».

В статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» более подробно раскрывается вопрос образования обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, которым по заключению медицинской организации проводятся диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия. Для них обучение организуется в образовательных организациях, в том числе в санаторных и в организациях, осуществляющих обучение, с проведением в таких организациях необходимых лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями также на дому или в медицинских организациях. Основаниями для организации образования на дому являются заключение медицинской организации о наличии заболевания, дающего право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, и обращение в письменной форме родителей (законных представителей), для организации образования в медицинских организациях – медицинские документы, подтверждающие факт длительного лечения в медицинской организации в стационарных условиях или в условиях дневного стационара, и обращение в письменной форме родителей (законных представителей).

В статью 42 вносится информация, раскрывающая сущность оказываемой помощи и проводимых мероприятий Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В частности указано, что Центр осуществляет комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы, по вопросам обучения и воспитания обучающихся, в том числе в части:

а) психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы;

б) методической помощи в разработке и реализации основных общеобразовательных программ, включая адаптированные основные общеобразовательные программы, в разработке и реализации индивидуальных учебных планов;

в) методической помощи в выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся;

г) методической помощи в выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению и воспитанию обучающихся.

Также в статью вносится новая часть 7: «Порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе порядок деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения».

В статье 79 новую редакцию получили части 1-3 и введена новая часть 3.1, определяющая ответственных за приобретение учебников, учебных пособий и дидактических материалов, а также предоставление услуг тьюторов и т.п.: «1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида).

  1. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  2. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются:

1) условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;

4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, услуг тьютора, сурдопереводчикаи тифлосурдопереводчика;

5) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья невозможно или затруднено.

3.1. Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистентов (помощников), оказывающих необходимую техническую помощь, услуг тьюторов, сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета обеспечение указанных специальных условий является расходным обязательством Российской Федерации.».

Вносимые изменения не изменяют подход, сложившийся в российской системе образования в отношении обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. В то же время вносимые уточнения позволяют более чётко распределить зоны ответственности между образовательными организациями и регионами, социальными службами и т.д.

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*