Три вектора импортозамещения в вузах

16.03.2022 213

Университеты сегодня могут, да и должны, быть центрами оперативной разработки импортозамещающих технологий. Эта тема в ближайшие месяцы станет центральной на ведущих российских форумах с участием НОП ( в т.ч., ПМЭФ, ВЭФ, ММСО и др.).

Что уже сейчас могут сделать университеты?

Мы переговорили с Дмитрием Седневым, и.о. ректора Томского политехнического университета. Томский политех известен своей плотной работой с промышленностью.

Дмитрий Седнев для "Научно-образовательной политики":

Политика импортозамещения в вузах может быть разделена сейчас на три основных вектора. Первый, и он стандартный для университетов, – проекты развития. Это работа, которая уже была заложена в стратегические ставки университетов. Развитие технологий, которые, с одной стороны, импортозамещающие, с другой – двигают нас вперед. То есть речь не про просто про аналоги, а про результаты лучше зарубежных. Например, для Томского политеха это технологии для энергетики (традиционной, атомной, водородной) и медицинской инженерии (новые препараты, материалы, медицинские приборы).
 
Второе – это базовые технологии, где нам нужны быстрые победы. Фокуса на их замещение не было, но в новых обстоятельствах мы должны понять, как быстро заместить простые технологические решения. Это избавит от ненужного импорта и поднимет малое инновационное производство в стране. Я думаю, что здесь ответом на вызов могут стать университетские команды, которые создаются с участием студентов и поддерживаются Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Это и классические программы фонда вроде «УМНИКа», и новая программа «Студенческий стартап».
 
Здесь вузам важно оперативно проанализировать себя и понять, что у нас уже есть. В этом смысле я убежден, что инициатива по созданию «Биржи импортозамещения», анонсированная вице-премьером Дмитрием Чернышенко, крайне своевременная. Для научного сообщества сейчас критично оперативно получать информацию о потребностях промышленности в базовых и передовых технологиях.
 
Третье – мы должны подумать о самих университетах. Я говорю об импортозамещении научного оборудования. Вузы и институты РАН должны скооперироваться и понять, что можно создавать внутри страны прямо сейчас. Речь и об оборудовании как таковом, и о запасных комплектующих, реагентах – это важно сделать, чтобы научно-технологическое развитие не замедлилось.
 
Если разделить задачи на эти три понятных сегмента и выстроить системную работу по ним с оперативным и эффективным обменом данными, российская наука сможет качественно реагировать на вызовы импортозамещения.

 

 

Источник: Телеграм-канал Научно-образовательная политика

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*