Круглый стол на тему «Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности: итоги работы Общественного совета при Минпросвещения» прошел 4 марта в Общественной палате РФ.
В 2015 году был сформирован Общественный совет при Минпросвещения России по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности (НОКО) федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджета. Трехлетние полномочия нынешнего состава завершаются 6 марта 2022 года.
Фото - oprf.ru
«Мы собрались, чтобы выслушать мнение коллег по поводу того, как была организована работа Общественного совета по НОКО, что можно порекомендовать следующему составу и проанализировать проблемы, с которыми столкнулся действующий состав, — это мероприятие для обмена опытом и формирования рекомендаций для тех коллег, которые продолжат эту важную работу», — пояснила Наталья Кравченко, председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.
Эксперты отметили, что НОКО — важный элемент формирования единого образовательного пространства. В то же время, хотя в течение трех лет текущим составом Общественного совета проводилась большая работа по разъяснению понятий и смыслов процедуры НОКО, методики проведения и т.д., в некоторых регионах важность этой процедуры до конца не понимают.
«Когда мы говорим о качестве обучения — это важно, важно и предоставить понятные и удобные для родителей и детей условия, в которых обучается ребенок. Это не только высота парт и наличие теплого туалета, но и вежливость сотрудников, понятная и доступная информация на сайте и т.д. Те регионы, которые НОКО используют как инструмент развития своей системы образования, оказались сейчас на передовых позициях и по качеству обучения, и по условиям, в которых ребята находятся. Отмечу, что в этих регионах процедуру НОКО поддерживают губернаторы, понимая смысл этой истории», — подчеркнул председатель Общественного совета по НОКО Александр Милкус.
Он рекомендовал новому составу Общественного совета по НОКО продолжить работу по совершенствованию процедуры НОКО с учетом опыта регионов, где эта процедура успешно реализуется.
За три года эксперты компании-оператора по НОКО осуществил проверку качества условий осуществления образовательной деятельности в 195 образовательных организациях. В это же время Общественный совет по НОКО осуществлял деятельность, обеспечивающую эффективность ее проведения. Это методическая поддержка — разработка порядка и инструментария для проведения объективной и независимой процедуры; создание специализированного электронного ресурса для информирования и проведения анкетирования обучающихся и их родителей; сбор и анализ региональных и муниципальных практик проведения НОКО; контроль за объективностью выставленных оценок и обеспечение взаимодействия с педагогическим сообществом, общественными объединениями и организациями инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья по вопросам сбора предложений по совершенствованию процедуры НОКО.
По мнению Алексея Ганеева, эксперт ООО «Верконт сервис» — компании, выполняющей функции оператора по НОКО, деятельность Общественного совета по НОКО позволила обеспечить независимую, объективную процедуру оценки; предоставить обучающимся и их родителям доступную, открытую и достоверную информацию об условиях осуществления образовательной деятельности; выявить реальные проблемы в вопросах деятельности образовательных организаций и использовать результаты НОКО для совершенствования их деятельности.
Алексей Ганеев считает, что серьезным минусом в организации процедуры НОКО стало отсутствие эффективной информационной кампании в центральных и региональных СМИ. Его рекомендация — организовать такую кампанию.
Из положительных итогов — низких результатов оценки качества образования выявлено не было. При этом деятельность образовательного учреждения оценивалась по пяти критериям — открытость и доступность информации об образовательной организации; доброжелательность вежливость работников; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности; комфортность условий осуществления образовательной деятельности; доступность услуг для инвалидов — именно по этому параметру большинство аутсайдеров оказались на хвосте рейтинга.
«Выявленные НОКО недостатки стали основанием для запроса дополнительного финансирования для их устранения, и многие образовательные организации этим воспользовались», — уточнил Алексей Ганеев.
Действительно, на основании результатов проверок Минпросвещения России совместно с Главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) были подготовлены планы по устранению выявленных недостатков. По результатам проверок в 2020 году составлено 112 планов — это 758 мероприятий. Большинство из них — в 73 организациях (656 мероприятий) — уже выполнено в полном объеме и частично — в 39 организациях (102 мероприятия). По результатам НОКО, проведенной в 2021 году, в настоящее время идет процедура утверждения планов по устранению выявленных недостатков. Такой информацией поделилась Евгения Евдокимова, начальник отдела стратегического планирования Департамента стратегии, программной и проектной деятельности Минпросвещения России.
Также она отметила, что 2020 году общественным советом была инициирована и проведена работа с регионами по сбору проблемных вопросов, которые возникают у регионов по работе сайта bus.gov.ru, где информация о качестве условий обучения публикуется. Благодаря этой работе сайт стал функционировать эффективнее — существенный вклад Общественного совета по НОКО, считает Евгения Евдокимова:
«В целом Минпросвещеиня положительно оценивает работу Общественного совета. Мы надеемся, что следующий состав будет работать не менее активно и плодотворно».
Важность независимой оценки качества образовательной деятельности подчеркнули региональные эксперты. Среди их предложений по совершенствованию процедуры НОКО — формирование реестра операторов независимой оценки; учет при выборе региональных операторов квалификации исполнителей и опыта проведения подобной работы; популяризация процедуры НОКО в медиа пространстве; формирование критериев оценки на местах с учетом трудностей территорий и возможностей региональных бюджетов; развитие механизма общественно-профессиональной экспертизы; учет удовлетворенности педагогом рабочим местом и образовательных средой и другие.
Независимая оценка качества образовательной среды является эффективным инструментом общественного контроля, подвела итоги совещания Наталья Кравченко:
«Мне кажется, ни у кого не вызывает сомнения, что процедура НОКО важна, полезна и является инструментом развития образовательной сферы».
Источник: Пресс-служба ОП РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.