Образовательно-экспертный фронт

04.03.2022 99

Воспитание становится одним из важнейших компонентов образования, а патриотизм пронизывает весь процесс обучения. Именно через образовательные программы – с фокусом на школьный и вузовский уровень – планируется в максимальной степени заложить духовно-нравственные ценности, а особенно – патриотизм. Второй вектор – это более масштабные общественные (особенно – молодежные) проекты и движения. В первую очередь – волонтерство, но не только оно.

Акцент, естественно, делается именно на детей и молодежь – а потому у этого процесса патриотизации есть три ключевым оператора: Минпросвещения, Минобрнауки, Росмолодежь. Контрольно-надзорный функционал в определенных пределах есть у Рособрнадзора. Именно в контуре четырех ведомств стоит выстраивать сквозные идеологические конструкты и механизмы развития духовно-нравственных ценностей у молодежи.

Этот процесс требует серьезной и системной методологической и методической поддержки. В настоящее время на фоне мобилизационных процессов обостряется борьба за администрирование этого процесса.

Консервативно-силовой блок делает ставку на связку нового президента Российской академии образования Ольги Васильевой (в недалеком прошлом – самый «школьный» глава Минобрнауки) и министра просвещения Сергея Кравцова (ранее возглавлял Рособрнадзор). Оба хорошо знакомы друг с другом, потому готовы работать. Большая перезагрузка РАО как раз имела своей целью создать научно-методический центр по педагогике в целом и по воспитанию – в частности. Первым актом было избрание Ольги Васильевой, вторым – прошедшие выборы членов РАО.

По воспитательно-идеологическому вектору особенно востребованы компетенции Ольги Васильевой как историка, организатора и администратора общественных проектов – здесь же идет тесное взаимодействие с двумя историческими обществами – РИО и РВИО. В ближайшей перспективе – построение эффективных отношений с Обществом «Знание».

На базе Российской академии образования планируется развернуть главный методический центр по всему школьному образованию – включая его воспитательный компонент. Однако, как раз с точки зрения сквозных образовательных траекторий или форматов молодежной политики сложно отделить уровни и виды образования друг от друга. Потому РАО в определенном смысле «заходит» в пространство высшего образования.

Здесь уже зона ответственности Минобрнауки, а с точки зрения методологии преподавания скорее – самоорганизующегося университетского сообщества. С другой стороны, за научный компонент должна отвечать Российская академия наук.

Однако, как выяснилось, у РАН есть вполне ощутимые претензии на зону ответственности РАО. Причем, не у всей Академии наук, а конкретно у вице-президента Алексея Хохлова, известного представителя либерального крыла научно-образовательной политики. На проходящем в эти дни Общем собрании РАО он заявил, что РАН намерена создать специальную группу для проведения экспертизы тем и проектов в области наук об образовании. А заодно попросил Ольгу Васильеву делегировать туда представителей.

По сути Алексей Хохлов, прикрываясь Российской академией наук, от лица либералов и оппозиции открыто атакует позиции консерваторов и патриотов. При этом президент РАН Александр Сергеев не упоминал какие-либо претензии Академии наук на образовательные сюжеты.

Речь идет о политической субъектности РАО и руководстве с ее стороны процессами обучения и воспитания в широком сегменте детско-молодежного образования, а также – патриотического воспитания и привития духовно-нравственных ценностей. Этот вопрос становится критически важным не только для образовательной, но и для внутренней политики.

Подробнее: https://nauka.tass.ru/nauka/13930919

 

Истчоник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*