С 1 марта 2022 года вступили в действие Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2021 г. № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отельных категорий аспирантов (адъюнктов)» и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». Вместе с приказами Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093» и от 24 августа 2021 г. № 786 Об установлении соответствия направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки от 24 февраля 2021 г. № 118» они составляют современную нормативную базу подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.
В соответствии с постановлением № 2122 процесс освоения программ аспирантуры разделяется на курсы и осуществляется, преимущественно, в очной форме. Программа аспирантуры включает в себя научный компонент, образовательный компонент, итоговую аттестацию и разрабатывается организациями в соответствии с федеральными государственными требованиями.
В пункте 1 приказа Минобрнауки России № 951 программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре разрабатываются организациями в соответствии федеральными государственными требованиями к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов.
В пункте 19 постановления № 2122 указывается, что программа аспирантуры включает в себя комплект документов, в которых определены требования к результатам ее освоения, содержащий план научной деятельности, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей) и практики.
План научной деятельности включает в себя примерный план выполнения научного исследования, план подготовки диссертации и публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, а также перечень этапов освоения научного компонента программы аспирантуры, распределение указанных этапов и итоговой аттестации аспирантов.
Перечень этапов освоения образовательного компонента программы аспирантуры, распределение курсов дисциплин (модулей) и практики определяются учебным планом.
В программе аспирантуры определяются планируемые результаты ее освоения - результаты научной (научно-исследовательской) деятельности, результаты освоения дисциплин (модулей), результаты прохождения практики.
Порядок разработки программ аспирантуры устанавливается организацией.
В пункте 26 указывается, что выбор методов и средств реализации программы аспирантуры (адъюнктуры), образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) осуществляется организацией самостоятельно.
В постановлении № 2122 также указывается, что освоение программы аспирантуры (адъюнктуры) осуществляется в сроки, установленные федеральными государственными требованиями или самостоятельно устанавливаемыми требованиями, вне зависимости от используемых организацией образовательных технологий (пункт 29).
В постановлении № 2122 и приказе № 951 не раскрыт вопрос трудоёмкости программы в пределах одного года обучения.
В соответствии с пунктом 22 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» трудоемкость дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности определена учебным планом, являющимся частью программы аспирантуры. Исходя из этого, а также в соответствии с правами, определёнными статьёй 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Закона об образовании, организации самостоятельно устанавливают трудоемкость программ аспирантуры и требования к результатам ее освоения. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» Закона об образовании для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Таким образом, организации вправе при определении трудоемкости программ аспирантуры использовать систему зачетных единиц в целях измерения учебной нагрузки обучающихся.
Перечень, трудоемкость и распределение по периодам обучения дисциплин (модулей), практик, научно-исследовательской работы, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации обучающихся определяются учебным планом программы аспирантуры. На основе учебного плана, для каждого обучающегося формируется индивидуальный учебный план, который обеспечивает освоение программы аспирантуры на основе индивидуализации ее содержания и (или) графика обучения с учетом уровня готовности и тематики научно-исследовательской работы обучающегося.
В целом объем программы аспирантуры определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении указанной программы или её составной части, включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. В качестве унифицированной единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при указании объема программы аспирантуры и ее составных частей традиционно используется система зачетных единиц.
Специалисты «Информио» считают, что организации вправе использовать подход, представленный в пункте 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1259):
Объем программы аспирантуры выражается целым числом зачетных единиц.
Зачетная единица для программ аспирантуры (адъюнктуры), разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.
При реализации программ аспирантуры (адъюнктуры), разработанных в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными организацией, организация устанавливает величину зачетной единицы не менее 25 и не более 30 астрономических часов.
Установленная организацией величина зачетной единицы является единой в рамках программы аспирантуры (адъюнктуры).
Такой подход обоснован на том, что программы разрабатываются образовательными организациями самостоятельно на основании прав, предоставленных пунктом 6 части 2 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.