О трудоёмкости и зачётных единицах в отношении программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре

02.03.2022 1134

С 1 марта 2022 года вступили в действие Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2021 г. № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отельных категорий аспирантов (адъюнктов)» и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». Вместе с приказами Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093» и от 24 августа 2021 г. № 786 Об установлении соответствия направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки от 24 февраля 2021 г. № 118» они составляют современную нормативную базу подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

В соответствии с постановлением № 2122 процесс освоения программ аспирантуры разделяется на курсы и осуществляется, преимущественно, в очной форме. Программа аспирантуры включает в себя научный компонент, образовательный компонент, итоговую аттестацию и разрабатывается организациями в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В пункте 1 приказа Минобрнауки России № 951 программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре разрабатываются организациями в соответствии федеральными государственными требованиями к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов.

В пункте 19 постановления № 2122 указывается, что программа аспирантуры включает в себя комплект документов, в которых определены требования к результатам ее освоения, содержащий план научной деятельности, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей) и практики.

План научной деятельности включает в себя примерный план выполнения научного исследования, план подготовки диссертации и публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, а также перечень этапов освоения научного компонента программы аспирантуры, распределение указанных этапов и итоговой аттестации аспирантов.

Перечень этапов освоения образовательного компонента программы аспирантуры, распределение курсов дисциплин (модулей) и практики определяются учебным планом.

В программе аспирантуры определяются планируемые результаты ее освоения - результаты научной (научно-исследовательской) деятельности, результаты освоения дисциплин (модулей), результаты прохождения практики.

Порядок разработки программ аспирантуры устанавливается организацией.

В пункте 26 указывается, что выбор методов и средств реализации программы аспирантуры (адъюнктуры), образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) осуществляется организацией самостоятельно.

В постановлении № 2122 также указывается, что освоение программы аспирантуры (адъюнктуры) осуществляется в сроки, установленные федеральными государственными требованиями или самостоятельно устанавливаемыми требованиями, вне зависимости от используемых организацией образовательных технологий (пункт 29).

В постановлении № 2122 и приказе № 951 не раскрыт вопрос трудоёмкости программы в пределах одного года обучения.

В соответствии с пунктом 22 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» трудоемкость дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности определена учебным планом, являющимся частью программы аспирантуры. Исходя из этого, а также в соответствии с правами, определёнными статьёй 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Закона об образовании, организации самостоятельно устанавливают трудоемкость программ аспирантуры и требования к результатам ее освоения. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» Закона об образовании для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Таким образом, организации вправе при определении трудоемкости программ аспирантуры использовать систему зачетных единиц в целях измерения учебной нагрузки обучающихся.

Перечень, трудоемкость и распределение по периодам обучения дисциплин (модулей), практик, научно-исследовательской работы, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации обучающихся определяются учебным планом программы аспирантуры. На основе учебного плана, для каждого обучающегося формируется индивидуальный учебный план, который обеспечивает освоение программы аспирантуры на основе индивидуализации ее содержания и (или) графика обучения с учетом уровня готовности и тематики научно-исследовательской работы обучающегося.

В целом объем программы аспирантуры определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении указанной программы или её составной части, включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. В качестве унифицированной единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при указании объема программы аспирантуры и ее составных частей традиционно используется система зачетных единиц.

Специалисты «Информио» считают, что организации вправе использовать подход, представленный в пункте 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1259):

Объем программы аспирантуры выражается целым числом зачетных единиц.

Зачетная единица для программ аспирантуры (адъюнктуры), разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.

При реализации программ аспирантуры (адъюнктуры), разработанных в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными организацией, организация устанавливает величину зачетной единицы не менее 25 и не более 30 астрономических часов.

Установленная организацией величина зачетной единицы является единой в рамках программы аспирантуры (адъюнктуры).

Такой подход обоснован на том, что программы разрабатываются образовательными организациями самостоятельно на основании прав, предоставленных пунктом 6 части 2 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*