Директ с директором: Анна Коротун о роли вожатого в педагогической профессии

28.02.2022 386

Анна Валериановна Коротун – директор Института общественных наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, один из организаторов подготовки вожатых в УрГПУ. Институт общественных наук является ответственным учебным подразделением за реализацию проекта по подготовке вожатских кадров и проекта «Вожатые России».

1. Кто такой вожатый сегодня? Как меняется его функционал и деятельность в условиях современности?

На мой взгляд, вожатый – это человек вне времени, возраста и пространства. Вообще, профессия вожатого предполагает, что он одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен, причем всех видов спорта одновременно, и еще много кто. Сегодня профессия вожатого проходит этап трансформации, это связано с реструктуризацией требований лагеря, введением профессиональных стандартов, но и, конечно же, с теми ожиданиями, которые возлагают на него родительская общественность и сами дети. Современный вожатый – человек, который обладает не только профессиональными и надпрофессиональными навыками, но и тот, кто в век цифровизации обладает Digital skills, так называемыми важными навыками будущего, а также своими внутренними ресурсами, которые помогают ему и в виртуальном пространстве организовывать свои функции и в целом быть компетентным специалистом в эпоху цифровизации. Это вожатый, который не забывает про игры, здоровьесбережение, дисциплину и базовые ценности! Они способны к приобретению новых знаний, то есть самомотивации, готовы меняться и следовать трендам, идущих в ногу со временем, но и не забывающих старые добрые традиции, основы педагогики и психологии.

Фото - uspu.ru

2. Как опыт работы вожатым помогает в становлении в педагогической профессии? Какие уникальные качества и компетенции формирует в будущем педагоге?

Опыт работы вожатого помогает не только в становлении педагогической профессии, но в целом это отличный старт карьеры для молодого специалиста. Работа вожатым способствует развитию мягких навыков, надпрофессиональных компетенций у студентов: в первую очередь, это коммуникативные навыки, то есть умение устанавливать и поддерживать контакт с каждым ребенком, независимо от возраста, и конечно с персоналом лагеря. Не стоит забывать про владение навыками убеждения, навыками публичных выступлений. Также это развитие управленческих навыков: необходимо управлять временным детским коллективом, командообразование, управление временем и жизнедеятельностью отряда, так называемыми навыками тайм-менеджмента. Вожатская деятельность дает возможность проявить свою активную жизненную позицию, формирует адаптивность и гибкость у специалиста.

3. Можно ли стать вожатым, не обучаясь в педагогическом вузе? Что отличает студента педвуза в вожатском деле?

Конечно, многие утверждают, что вожатый – это не профессия, а призвание, и это говорит о том, что, якобы можно стать вожатым, не обучаясь этой профессии. К сожалению, многие молодые люди придерживаются позиции, что они могут без подготовки стать вожатым и показать в действии все свои навыки. Но на практике это далеко не так. Наши студенты приходят в детские оздоровительные лагеря не только со знаниями возрастной психологии, педагогики, владением методикой организации игр и мероприятий, но и, как подмечено руководителями лагерей (сегодня мы сотрудничаем более с 30 загородными лагерями), обладают педагогическим тактом и этикой, что и отличает студентов из педагогического университета в рядах других студентов.

4. Как студенты ИОНа включены в вожатскую деятельность?

Здесь достаточно много аспектов и можно назвать разные направления и причины, почему студенты ИОНа активно включаются в вожатскую деятельность. Во-первых, на базе ИОН и УрГПУ функционируют студенческие педагогические отряды и наши студенты массово подключены к ним. Именно они активно занимаются вожатской деятельностью в каникулярный период, преимущественно в июле-августе. Во-вторых, с 2021 года была возобновлена массовая учебная (вожатская) практика, на которую выезжают студенты второго курса всего университета. Если мы окунемся в историю, то на протяжении 20 лет наш университет имеет опыт организации вожатской практики в некоторых учебных подразделениях университета. Всё началось с загородного лагеря «Зеленый мыс».

Сегодня, в течение учебного года, студенты ИОН активно проходят подготовку в рамках модуля «Организация деятельности в летних оздоровительных лагерях», в который входит учебная дисциплина и учебная (вожатская) практика, а также в рамках дисциплины «Методика воспитательной работы». Необходимые знания и навыки для осуществления вожатской деятельности приобретаются студентами в ходе теоретической подготовки и практических занятий.

Организация вожатской практики, в которую включены в т.ч. и студенты ИОНа 2 курса разных форм обучения, дает возможность научиться взаимодействовать с детьми в неформальных условиях, осознавать свою профпригодность, расставлять приоритеты и повышать мотивацию для прохождения будущих педагогических практик. Следующий аспект – участие в работе «Всероссийской школы вожатых на Урале»». Студенты активно включаются в процесс организации мероприятий. Также наши обучающиеся участвуют в конкурсах вожатского мастерства, в которых показывают высокий уровень профессионального мастерства. Наши студенты ежегодно участвуют во Всероссийском конкурсе проектов «Вожатые - школе» и занимают призовые места.

6. В чем особенность проекта «Вожатые России»? Как пришла идея создания данного проекта?

Конкурс «Вожатые России» является уникальным (единственным) конкурсом проектов на территории РФ для вожатых и других сотрудников сферы детского отдыха и оздоровления. Идея проекта «Вожатые России» заключалась в создании площадки для взаимодействия, обмена опытом для организаций сферы детского отдыха и оздоровления детей, обмену эффективными практиками деятельности вожатых в образовательных организациях, загородных детских оздоровительных лагерях, а также разработки предложений по усовершенствованию подготовки вожатых в РФ в новых условиях. Данный проект был реализован благодаря государственной поддержке Министерства образования и науки в 2017 году, когда наш университет получил госзадание по подготовке вожатских кадров для УрФО. Одним из ярких опытов стал как раз проект «Вожатые России».

7. Кто может принимать участие в проекте?

В Конкурсе могут принять участие обучающиеся образовательных организаций, вожатые загородных детских оздоровительных лагерей, руководители и специалисты сферы организации отдыха и оздоровления детей, члены молодежных общественных объединений в возрасте от 16 до 30 лет.

8. Есть ли реальные истории успеха выпускников вашего учебного подразделения, которые сегодня строят свой маршрут в педагогической профессии?

Конечно, студенты, которые заканчивают Институт общественных наук, особенно по таким направлениям подготовки, как «Управление воспитательной работой», «Правоведение и управление воспитательной работой», «Социальная педагогика» активно проявляют себя на практике, и работодатели замечают успешность и предлагают им работу в образовательных организациях, детских оздоровительных лагерях после окончания вуза. У нас есть яркие примеры наших выпускников – это и Анна Быстрова и Ксения Савва и др., которые занимаются подготовкой вожатских кадров, работают в должности заместителей директоров оздоровительных лагерей и продолжают свою практику в учреждениях дополнительного образования детей.

9. Какие перспективы у проекта «Вожатые России»?

Мы всегда стремимся к совершенствованию в организации мероприятий, в том числе и в данном проекте. Конкурс будет организован уже в 3 раз. Мы ищем новые форматы и хотели бы в будущем перевести конкурс в очный формат.

 

Источник: Медиапортал УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*