Анна Валериановна Коротун – директор Института общественных наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, один из организаторов подготовки вожатых в УрГПУ. Институт общественных наук является ответственным учебным подразделением за реализацию проекта по подготовке вожатских кадров и проекта «Вожатые России».
1. Кто такой вожатый сегодня? Как меняется его функционал и деятельность в условиях современности?
На мой взгляд, вожатый – это человек вне времени, возраста и пространства. Вообще, профессия вожатого предполагает, что он одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен, причем всех видов спорта одновременно, и еще много кто. Сегодня профессия вожатого проходит этап трансформации, это связано с реструктуризацией требований лагеря, введением профессиональных стандартов, но и, конечно же, с теми ожиданиями, которые возлагают на него родительская общественность и сами дети. Современный вожатый – человек, который обладает не только профессиональными и надпрофессиональными навыками, но и тот, кто в век цифровизации обладает Digital skills, так называемыми важными навыками будущего, а также своими внутренними ресурсами, которые помогают ему и в виртуальном пространстве организовывать свои функции и в целом быть компетентным специалистом в эпоху цифровизации. Это вожатый, который не забывает про игры, здоровьесбережение, дисциплину и базовые ценности! Они способны к приобретению новых знаний, то есть самомотивации, готовы меняться и следовать трендам, идущих в ногу со временем, но и не забывающих старые добрые традиции, основы педагогики и психологии.
Фото - uspu.ru
2. Как опыт работы вожатым помогает в становлении в педагогической профессии? Какие уникальные качества и компетенции формирует в будущем педагоге?
Опыт работы вожатого помогает не только в становлении педагогической профессии, но в целом это отличный старт карьеры для молодого специалиста. Работа вожатым способствует развитию мягких навыков, надпрофессиональных компетенций у студентов: в первую очередь, это коммуникативные навыки, то есть умение устанавливать и поддерживать контакт с каждым ребенком, независимо от возраста, и конечно с персоналом лагеря. Не стоит забывать про владение навыками убеждения, навыками публичных выступлений. Также это развитие управленческих навыков: необходимо управлять временным детским коллективом, командообразование, управление временем и жизнедеятельностью отряда, так называемыми навыками тайм-менеджмента. Вожатская деятельность дает возможность проявить свою активную жизненную позицию, формирует адаптивность и гибкость у специалиста.
3. Можно ли стать вожатым, не обучаясь в педагогическом вузе? Что отличает студента педвуза в вожатском деле?
Конечно, многие утверждают, что вожатый – это не профессия, а призвание, и это говорит о том, что, якобы можно стать вожатым, не обучаясь этой профессии. К сожалению, многие молодые люди придерживаются позиции, что они могут без подготовки стать вожатым и показать в действии все свои навыки. Но на практике это далеко не так. Наши студенты приходят в детские оздоровительные лагеря не только со знаниями возрастной психологии, педагогики, владением методикой организации игр и мероприятий, но и, как подмечено руководителями лагерей (сегодня мы сотрудничаем более с 30 загородными лагерями), обладают педагогическим тактом и этикой, что и отличает студентов из педагогического университета в рядах других студентов.
4. Как студенты ИОНа включены в вожатскую деятельность?
Здесь достаточно много аспектов и можно назвать разные направления и причины, почему студенты ИОНа активно включаются в вожатскую деятельность. Во-первых, на базе ИОН и УрГПУ функционируют студенческие педагогические отряды и наши студенты массово подключены к ним. Именно они активно занимаются вожатской деятельностью в каникулярный период, преимущественно в июле-августе. Во-вторых, с 2021 года была возобновлена массовая учебная (вожатская) практика, на которую выезжают студенты второго курса всего университета. Если мы окунемся в историю, то на протяжении 20 лет наш университет имеет опыт организации вожатской практики в некоторых учебных подразделениях университета. Всё началось с загородного лагеря «Зеленый мыс».
Сегодня, в течение учебного года, студенты ИОН активно проходят подготовку в рамках модуля «Организация деятельности в летних оздоровительных лагерях», в который входит учебная дисциплина и учебная (вожатская) практика, а также в рамках дисциплины «Методика воспитательной работы». Необходимые знания и навыки для осуществления вожатской деятельности приобретаются студентами в ходе теоретической подготовки и практических занятий.
Организация вожатской практики, в которую включены в т.ч. и студенты ИОНа 2 курса разных форм обучения, дает возможность научиться взаимодействовать с детьми в неформальных условиях, осознавать свою профпригодность, расставлять приоритеты и повышать мотивацию для прохождения будущих педагогических практик. Следующий аспект – участие в работе «Всероссийской школы вожатых на Урале»». Студенты активно включаются в процесс организации мероприятий. Также наши обучающиеся участвуют в конкурсах вожатского мастерства, в которых показывают высокий уровень профессионального мастерства. Наши студенты ежегодно участвуют во Всероссийском конкурсе проектов «Вожатые - школе» и занимают призовые места.
6. В чем особенность проекта «Вожатые России»? Как пришла идея создания данного проекта?
Конкурс «Вожатые России» является уникальным (единственным) конкурсом проектов на территории РФ для вожатых и других сотрудников сферы детского отдыха и оздоровления. Идея проекта «Вожатые России» заключалась в создании площадки для взаимодействия, обмена опытом для организаций сферы детского отдыха и оздоровления детей, обмену эффективными практиками деятельности вожатых в образовательных организациях, загородных детских оздоровительных лагерях, а также разработки предложений по усовершенствованию подготовки вожатых в РФ в новых условиях. Данный проект был реализован благодаря государственной поддержке Министерства образования и науки в 2017 году, когда наш университет получил госзадание по подготовке вожатских кадров для УрФО. Одним из ярких опытов стал как раз проект «Вожатые России».
7. Кто может принимать участие в проекте?
В Конкурсе могут принять участие обучающиеся образовательных организаций, вожатые загородных детских оздоровительных лагерей, руководители и специалисты сферы организации отдыха и оздоровления детей, члены молодежных общественных объединений в возрасте от 16 до 30 лет.
8. Есть ли реальные истории успеха выпускников вашего учебного подразделения, которые сегодня строят свой маршрут в педагогической профессии?
Конечно, студенты, которые заканчивают Институт общественных наук, особенно по таким направлениям подготовки, как «Управление воспитательной работой», «Правоведение и управление воспитательной работой», «Социальная педагогика» активно проявляют себя на практике, и работодатели замечают успешность и предлагают им работу в образовательных организациях, детских оздоровительных лагерях после окончания вуза. У нас есть яркие примеры наших выпускников – это и Анна Быстрова и Ксения Савва и др., которые занимаются подготовкой вожатских кадров, работают в должности заместителей директоров оздоровительных лагерей и продолжают свою практику в учреждениях дополнительного образования детей.
9. Какие перспективы у проекта «Вожатые России»?
Мы всегда стремимся к совершенствованию в организации мероприятий, в том числе и в данном проекте. Конкурс будет организован уже в 3 раз. Мы ищем новые форматы и хотели бы в будущем перевести конкурс в очный формат.
Источник: Медиапортал УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.