Российский EdTech: тенденции и перспективы

22.02.2022 230

На площадке Общественной палаты РФ 18 февраля прошел круглый стол «Российский EdTech: тенденции и перспективы». В мероприятии приняли участие общественники, депутаты Государственной думы РФ, представители крупнейших образовательных онлайн-платформ и экспертного сообщества.
 
Открывая заседание, Наталья Кравченко, председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, отметила важность и значимость цифровых решений в годы пандемии.

Фото - oprf.ru

«Мы помним, что в тот момент, когда неожиданно для всех закрыли школы с целью сохранить здоровье наших детей, отрасль была в растерянности. Хочется сказать спасибо проводникам цифрового контента и платформам за то, что в тот тяжелый для всех момент многие открыли доступ к своим платформам и образовательным ресурсам. У детей была возможность учиться не выходя из дома, и учиться тому, чему даже в школе не учат. При этом школа пыталась адаптироваться к внезапно возникшим условиям. Учителя спешно осваивали преподавание онлайн. Теперь понятно, что обучение в дистанционном режиме требует других подходов, другой методологии. Нельзя теми приемами, которыми ты работаешь в классе, обучать детей онлайн, — отметила Наталья Кравченко. — Сейчас идет процесс комбинации и сочетания форм. Безусловно, не идет речи о том, чтобы перевести общее образование в дистанционный режим. Нет. Но уже невозможно не замечать и не использовать те цифровые решения и инструменты, которые помогают автоматизировать рутинные процессы, разнообразить уроки в классе и домашнюю работу, дать доступ к занятиям тем, кто по разным причинам не может быть очно в классе».

Как отметил председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Рифат Сабитов, пандемия коронавируса катализировала процесс развития цифровых платформ в целом. При этом он отметил, что дистанционное обучение, несмотря на критику, является полезной разработкой.

«Возможность учиться и общаться дистанционно — не панацея, и все равно по прошествии времени мы будем либо смешанно пользоваться теми и другими способами обучения и общения, либо просто вернемся к традиционному способу. Но есть малонаселенные пункты, где проживают от 100 до 500 человек. Там есть школа, но сложно найти учителя и специалистов. В данном случае дистанционное обучение может быть плюсом. Если есть возможность провести туда широкополосный интернет, обеспечить техническими средствами, хорошие учителя и преподаватели из хороших школ и вузов могут спокойно дистанционно обучать ребят. Все положительное надо применять в нашей жизни», — подчеркнул Сабитов.

Член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Сергей Гребенников указал на то, что развитие площадок дистанционного образования может быть полезно не только для учеников и родителей, но и для педагогов. Кроме того, по мнению эксперта, необходимо обезопасить всех пользователей образовательных платформ от мошенников.

«Законодатели начали обсуждать создание реестра недобросовестных онлайн-экспертов, инфоцыган... Сейчас время саморегулирования, нам нужно договориться внутри отрасли, каким образом мы хотим лицензировать тех людей, которые создают свои персональные курсы. Как пользователь я не всегда понимаю, могу ли я пройти курс у того или иного человека. Нужно продумать каким образом мы можем это сертифицировать, чтобы пользователи понимали, что, платя деньги, они смогут получать качественный контент. Эти вещи нужно развивать, и я выступаю в этом вопросе за саморегулирование», — заявил Гребенников.

Его позицию поддержал заместитель председателя Комитета Государственной думы по информационной политике, ИТ и связи Антон Горелкин. Он сообщил, что в Госдуме планируется создать межфракционную группу, в задачи которой войдет наведение порядка в сфере платного онлайн-коучинга.

«Наша общая задача — обеспечить качественное образование детей и взрослых, и здесь государство должно выступать как арбитр. У нас есть пробел, которым пользуются недобросовестные граждане, выдавая себя за бизнес-тренеров, а по факту занимаются разводом, — рассказал он. — При этом депутат выразил сомнение в необходимости создания государственного реестра инфоцыган».

«Этот вопрос нужно решать не сверху, создавая новые законодательные ограничительные меры, а снизу. Люди должны понимать, что онлайн-образование возможно только на специализированных платформах и что бизнес-тренеров в соцсетях искать не нужно. Мы же не на улице ищем диплом, а приходим за ним в вуз», — отметил Горелкин и призвал EdTech-индустрию занять активную позицию в поиске решения этой проблемы.

«Сейчас в диджитал-среде все больше положительных примеров саморегуляции: меморандум против пиратов, меморандум против фейков, Альянс по защите детей в цифровой среде. Образовательные онлайн-платформы тоже должны прийти к общему противодействию инфоцыганам как главной угрозе, которая дискредитирует онлайн-образование в целом… Саморегуляция может стать хорошим решением», — заключил депутат, подчеркнув, что правила, разработанные внутри индустрии, впоследствии могут быть облечены в законодательную форму.

О важности школьного онлайн-образования рассказал Рубен Акопов, генеральный директор платформы «Сферум», которая была запущена Ростелекомом и «ВКонтакте» в 2021 году на фоне выросшей потребности в подобных сервисах. Сервис активно развивается и становится все более популярным.

«Сегодня для всех стало привычным, что элементы образовательного процесса, такие как журнал, дневник, доступ к оценкам, можно получать не на традиционных носителях, но и в режиме онлайн. У детей другой спрос на интерактивность и на то, что им дается в рамках школы и в рамках дополнительного образования. Они хотят получать современные инструменты, они хотят видеть картинку, которую они видят в быту… То, что сейчас дает нам цифра, — это мотивация для развития личного потенциала, развития гражданина, возможность использования того, что мы накапливаем в цифровом формате для индивидуального развития личности», — заявил Акопов.

Генеральный директор «Сферума» отметил, что реализация национальных образовательных проектов невозможна без объединения усилий крупнейших игроков цифрового рынка и профильных государственных ведомств.

Продвижение новых продуктов в EdTech-индустрии должно сопровождаться масштабными исследованиями. Компании, которые давно работают на рынке, уже имеют такой опыт и готовы им делиться.

«Мы не можем разрабатывать новые продукты без опоры на исследования, на мнение педагогического сообщества, мнение родителей и даже мнение детей. В нашей команде большой штат, который включает методистов по предметам, нейропсихологов, психофизиологов. Эти специалисты проводят целый ряд процедур и исследований, которые контролируют эффективность и безопасность всех наших решений прежде, чем они появляются в электронном виде и становятся доступными. Мы точно готовы приходить и делиться теми результатами, которые мы получаем, чтобы дальше обсуждать, насколько эффективной может быть образовательная среда и наше партнерство», — сообщил директор по продвижению образовательных инициатив в органах власти компании Яндекс Дмитрий Растворов.

Важность исследований новых цифровых решений также подчеркнул директор института развития образования АСОУ Дмитрий Барсуков: «Мы уже сейчас видим и плюсы, и минусы экстренного перехода в онлайн-формат два года назад, но окончательно мы сможем понять последствия и результаты цифровых решений через пять-семь лет, когда нынешние школьники придут в университеты и на рыки труда. И глобально исследования эффективности цифровых форматов нужны, здесь совмещаются интересы всех, кто задействован образовании».

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко отметила, что региональные школы ожидают масштабирования образовательных сервисов, подобных «Сферуму».

«Тема [образования] архиважная. Последние два года мы живем в состоянии, когда востребованы гибридные инструменты, дистанционно-образовательные технологии, когда как никогда нужно объединять усилия государства, бизнеса, общества, образования, науки, всех акторов процесса для единственной цели, чтобы наши дети получали качественное и доступное образование, — отметила Харченко. — В федеральном центре ситуация со школьным образованием на уровне. А вот в школах в регионах до сих пор нет единой системы, единого образовательного контура. Мы смотрим на “Московскую электронную школу” и на другие сервисы, которые сейчас запускаются как пилоты. И очень ждем масштабирования этих решений в регионы. Ждем, когда эти технологии и механизмы станут доступны для всех, например для 520 школ Курской области».

Депутат также отметила потребность российских регионов в единой цифровой образовательной среде: «Сейчас же дела обстоят таким образом, что разные преподаватели используют совершенно разные каналы коммуникации. Кто-то социальные сети (“ВКонтакте”, “Одноклассники”), кто-то мессенджеры, электронную почту, тот же самый электронный дневник и так далее. Родительское сообщество сегодня находится в большом напряжении — работа, детки иногда сидят на дистанте, а тут еще и винегрет из различных каналов общения с педагогами. Конечно, нужно все это как-то систематизировать и объединять в единую платформу».

Параллельно с поиском новых цифровых решений необходимо воспитывать тех, кто будет их использовать, выращивать пользовательское сообщество, считает директор школы «Летово», где дети и учатся, и живут, Михаил Мокринский. По его мнению, необходимо достичь единства всех участников образовательного процесса, всех пользователей, всех потребителей.

«Единство формируется через понятность и прозрачность, через удобства. В этом смысле нас двигают за собой разработчики: это функционал, интерфейс, когда тебе помогают big data, и ты начинаешь понимать, чего ожидать от искусственного интеллекта. Но не только. В образовании важнейшая задача — это деятельность ученика. Структура деятельности и взаимодействий — это то, что одновременно с пользовательским опытом и одновременно с предлагаемыми продуктами меняется радикально. Речь идет о том, что сочетание видов и уровней управления деятельностью — это два параллельных процесса. С одной стороны — структура информации, управленческие решения, форма поддержки как единая система интегрированных инструментов, но, с другой стороны, пользовательское видение — это переход от функции к функции, переход от события к событию, это в первую очередь удержание целей, задач, контекстов, условий взаимодействия. И здесь мы очень ждем, что то же, что возникает сегодня в отдельных инструментах, будет неотъемлемой частью тех огромных экосистем, в которых встраиваются ученики и учителя. И это не набор инструментов пользователей, а это именно удержание в контексте деятельности: цель, задача, условия взаимодействия. Я надеюсь, что мы скоро увидим ситуацию, когда переход от инструмента к инструменту, от функции к функции будет бесшовным, незаметным. Это происходит и достаточно быстро, и мы как пользователи и партнеры всех инициатив, которые помогают развиваться образованию, надеемся вносить в это свой вклад», — отметил Михаил Мокринский.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*