Кого могут освободить от ЕГЭ

09.02.2022 157

В 2022 году Единый госэкзамен планируют провести в допандемийном формате.

Два предыдущих года итоговое тестирование разрешали не сдавать тем школьникам, кто не планировал поступать в институты. В этом году такую норму отменили, однако эксперты и парламентарии не исключают, что она может вернуться. Предлагаются и другие альтернативные варианты по модернизации главного экзамена страны. Что изменилось в ЕГЭ с момента подписания Президентом РФ Владимиром Путиным 15 лет назад профильного закона — разбиралась «Парламентская газета».
Какие такие билеты

На экзамене ученик берёт один билет — не знает. Берёт другой — тоже. Третий — та же беда… В итоге учитель ставит ему «3». — «За что?» — удивляется ученик. «Как за что, — отвечает учитель, — если что-то ищешь, значит, что-то знаешь».

Этот анекдот из 90-х современным школьникам вряд ли будет понятен. В России выросло второе поколение людей, которые никогда не тянули билеты на экзамене в школе. С 2001 года — в тестовом режиме и с 2009-го — в обязательном порядке знания одиннадцатиклассников оценивают с помощью ЕГЭ.

Тем, кто сдавал Единый государственный экзамен в качестве эксперимента в 2001 году, сегодня — под 40 лет. Их дети уже сдают ЕГЭ во втором поколении, обратила внимание нашего издания председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. В России выросло поколение, которое не знает другой системы оценки знаний, кроме ЕГЭ, отметила она. Менять эту систему сегодня, значит, создать новый стресс для школьников.

«Я задавала школьникам вопрос: а если сейчас сделать билеты и вы будете их тянуть — понравится вам это? А они меня спрашивают: а что такое билеты? И когда объясняешь, что это лотерея, что к билетам бывают дополнительные вопросы, они говорят: нет, пожалуй, мы так не хотим», — рассказала депутат.

Казакова призналась, что и сама вначале, как педагог и мама, с недоверием относилась к новой системе оценки знаний. «Были непонимание, недоверие, страх», вспоминает депутат. За 15 лет систему удалось отладить, но вопросы остаются, поэтому ЕГЭ совершенствуется до сих пор, отметила парламентарий.

«Те, кто сегодня критикует ЕГЭ, говорят о том, что это система «натаскивания» на знания, скорее всего, не видели последние тесты, — предположила депутат. — А они очень сильно изменились за последние годы: стало меньше вопросов «на зубрёжку» и больше творческих заданий. Это уже совсем другой ЕГЭ».

Баба-ЕГЭ

Аббревиатура ЕГЭ до сих пор вызывает в обществе волнение и даже отторжение, признала Казакова. «Но надо понимать, что в центре этой аббревиатуры — слово «единый» — то есть одинаковый подход ко всем», — сказала она. 

«Справедливость — это именно то, о чём каждый родитель мечтает для своего ребёнка. Кроме того, это цель, к которой многие годы стремилось советское и российское образование, но так и не смогло её достигнуть», — отметила депутат.

Кроме того, за всё время, пока в России в качестве эксперимента, а затем и в обязательном порядке проводится Единый государственный экзамен, общество так и не смогло предложить ему альтернативу, отметила Ольга Казакова.

«Я всегда говорю: считаете, что есть вариант лучше, — предлагайте. Сейчас мы совершенствуем действующую систему. Для этого собираем мнения педагогов, родителей, детей по всей стране», — сообщила глава профильного думского комитета

С депутатом согласен и председатель Общественного совета при Министерстве просвещения Виталий Сурвилло. «При всех изъянах и недостатках система ЕГЭ как вступительные экзамены в вузы не имеет на сегодняшний день внятной, разумной и справедливой альтернативы», — сказал он нашему изданию.

Новая система оценки знаний школьников, наделавшая в своё время много шума и критикуемая до сих пор, похоже, с нами надолго, а может быть, и навсегда, заявили и другие опрошенные нашим изданием эксперты.

«Минпросвещения не планирует отменять ЕГЭ, но планирует совершенствовать систему единого экзамена с каждым годом», — заявила нашему изданию член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова.

Зачем поменяли систему оценки знаний

Идея ЕГЭ принадлежала Владимиру Филиппову, возглавлявшему Министерство образования в 1998—2004 годах. Зачем понадобилась новая система оценки знаний, он рассказал в книге «Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло». «Приехали регионы в Кремль, в Москву, и сказали — поступить в московские вузы стало невозможно. У вас репетиторы, у вас свои платные курсы, у вас договорные школы, а мы — далеко», — рассказывал Филиппов.

В советское время в Москве в университетах было примерно 25 процентов москвичей и 75 — иногородних. Но к концу 90-х пропорция изменилась ровно наоборот: «Как будто мы МГУ, МАИ, МЭИ, Бауманку построили только для москвичей?!» — возмущался в книге чиновник.

Единый экзамен, который стал не только выпускным в школах, но и одновременно вступительным в институтах, дал возможность подать документы сразу в несколько вузов, а значит, больше шансов преступить в вуз, напомнила Ольга Казакова.

Кроме того, ЕГЭ стал важным инструментом для борьбы с коррупцией в системе образования. «В наше время говорили: поступаем туда, куда хватит денег. Потому что все знали, что место в хорошем вузе стоит недёшево. Сегодня ситуация однозначно изменилась», — отметила она.

«Также централизованная сдача ЕГЭ позволяет если не исключить, то минимизировать ошибки в итоговой аттестации выпускников и получить полноценную картину уровня образовательной подготовки будущих абитуриентов», — добавила Лариса Тутова.

Провинциалы в столице

Мы с помощью экспертов проанализировали, насколько достигнуты поставленные 15 лет назад цели. Предварительные результаты ЕГЭ как инструмента доступности высшего образования в 2016 году оценили в Высшей школе экономики (ВШЭ).

«Единый государственный экзамен себя оправдал, и сейчас в полтора-два раза больше провинциалов поступают в столичные вузы по результатам экзамена», — сказал тогда ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Однако уже спустя четыре года в Высшей школе экономики заявили: «Анализ результатов приемной кампании 2020 года позволяет сделать предположение о том, что традиционно растущее перетекание абитуриентов из регионов в Москву и Санкт-Петербург в ближайшее время может приостановиться».

Этому способствовала новая политика в области высшего образования с акцентом на развитие университетов в большинстве российских регионов и совершенствование механизма распределения контрольных цифр приёма, отметили в ВШЭ.

Значительную часть студентов у вузов оттянули и средние специальные учебные заведения (ссузы). Так, в 2020 году колледжи и техникумы впервые набрали студентов больше, чем институты и университеты. В итоге в 2024 году ссузы впервые выпустят больше специалистов, чем вузы.

Децентрализация рынка образовательных услуг, направленная на закрепление молодёжи на местах, и изменение структуры рынка труда, которому сегодня нужно больше рабочих профессий, — это объективные факторы, говорят эксперты.

«И в этом нет ничего плохого, — считает Виталий Сурвилло.Я уж не говорю, что набор знаний по многим востребованным профессиям сегодня меняется с частотой от 3 до 5 лет. В этом плане колледжи и техникумы могут готовить специалистов гораздо быстрее».

При этом для тех, кто хочет получить высшее образование, такая возможность сегодня сохраняется, отметила Ольга Казакова.

«Да, это может быть не совсем то направление, о котором мечтал ребёнок, но надо понимать, что это конкурс и, как к любому конкурсу, к нему надо готовиться», — сказала она.

Качество знаний 70+

Насколько ЕГЭ повлиял на качество самих знаний школьников, до сих пор спорят эксперты. Главная претензия, которую предъявляли и предъявляют до сих пор к новой системе оценок, — якобы она ориентирована не на понимание материала, а на натаскивание к экзамену: запоминание дат, цифр, формул.

По мнению большинства профессорско-преподавательского состава вузов, качество подготовки абитуриентов в последние годы существенно снизилось, подтвердил Виталий Сурвилло.

«Однако причина этого — не сама система ЕГЭ, а сложность синхронизации привычной нам школы со стремительными изменениями алгоритмов профессиональной деятельности, информационных технологий, жизненных критериев», — считает эксперт

На ситуацию также повлияли многочисленные эксперименты, пестрота взглядов и подходов общества к задачам образования, изменения шкалы ценностей родителей и их детей, полагает Сурвилло.

О снижении уровня знаний школьников косвенно говорят результаты ещё одного исследования Высшей школы экономики. В 2021 году там обратили внимание на то, что тенденция постоянного роста качества приёма остановилась: средний балл на бюджетных отделениях составил 70,3 против 70,8 в 2020 году. Однако и в ВШЭ считают, что единый госэкзамен здесь не при чём.

«Причина в том, что во время пандемии государство впервые выделило университетам большее количество бесплатных мест, которые теперь станут доступны абитуриентам, ранее не проходившим на бюджет», — отмечается в мониторинге качества приёма в вузы.

ЕГЭ для аттестата и для карьеры

Другая часто предъявляемая претензия к ЕГЭ — школы не дают тех знаний, которые у детей затем спрашивают на экзамене. Ведь по статистике до 60 процентов родителей прибегают к услугам репетиторов, чтобы подготовить своих детей к ЕГЭ. Но школа даёт базу, которой в первую очередь должно быть достаточно, чтобы сдать ЕГЭ для аттестата, прокомментировала эту ситуацию Ольга Казакова.

Например, в 2021 году, чтобы получить аттестат, русский язык нужно было сдать не менее чем на 24 балла, а профильную математику — на 27 баллов. При этом минимум баллов для поступления в вузы составлял по русскому языку — 36, а для вузов, подведомственных Минобру, — 40 баллов.

«Если ребёнок планирует поступать на физмат и хочет сдать эти предметы на 100 баллов, он, конечно, должен либо учиться в профильном классе, либо заниматься с репетитором», — отметила Казакова.

С депутатом согласен и Виталий Сурвилло. Это как в спорте — чем выше планка, тем больше тренировок. «К разным турнирам надо готовиться по-разному, также и с ЕГЭ, в зависимости от того, как вы хотите использовать дальше эти результаты», — отметил он.

При этом Ольга Казакова обратила внимание на то, что чаще всего апелляции на результаты ЕГЭ подают именно дети, которые занимались с репетитором. «Это вопрос неоправданных ожиданий. Когда репетитор утверждал, что ребёнок знает на 90 баллов, а он получил 70», — отметила она.

Депутат также рассказала, что самих апелляций на результаты ЕГЭ в последнее время стало меньше. «Но даже если оценку повышают, это, как правило, 1,2 балла. Например, было 62 балла стало 63 — что, по сути, не влияет на дальнейшее поступление», — сообщила Казакова.

Экзамен-2022

В 2021 году заявки на сдачу ЕГЭ подали 682 тысячи человек в 85 регионах и 58 странах, где также есть возможность пройти экзамен. Заявки на этот год уже поданы, но пока они обрабатываются.

Напомним, что ЕГЭ могут сдавать не только сегодняшние выпускники, но и те, кто закончил школу ранее. Например, те, кто хочет улучшить свой результат. Или те, кто сдавал экзамены более четырёх лет назад, — именно столько действует ЕГЭ.  Ожидается, что в этом году, как и раньше, самыми популярными предметами на ЕГЭ станут русский язык и математика — это обязательные дисциплины, а также обществознание — самый популярный предмет из дополнительного списка на протяжении всей истории ЕГЭ.

Единый государственный экзамен пройдёт с 21 марта по 2 июля. Первыми с 21 марта по 7 апреля его смогут сдать те, кто проходит испытание досрочно. Например, такое право дают учащимся 11-х классов вечерних школ, которым предстоит нести военную службу.

Основной период сдачи ЕГЭ вместе с резервными днями продлится с 26 мая по 2 июля. Продолжительность испытаний составит от 3 часов 55 минут — по математике профильного уровня, физике, литературе, информатике и биологии — до 14 минут — по китайскому языку в разделе «Говорение».

При этом есть несколько категорий выпускников, которые могут не сдавать Единый государственный экзамен. Это победители и призёры школьных олимпиад, а также спортивных соревновании. Кроме того, по результатам внутренних испытаний в вузах туда могут зачислить людей с ограничениями по здоровью. Такое же право есть и у выпускников из других стран, где ЕГЭ не проводится.

Что хотят изменить

Аттестуемых в 2022 году будет больше, чем годом ранее. Это связано с тем, что в условиях пандемии одиннадцатиклассникам, которые решили не поступать в вузы, разрешали не сдавать ЕГЭ.

В этом году экзамен проведут по правилам, которые действовали до пандемии, то есть в обязательном порядке. Тем не менее распространение такой практики сегодня обсуждается, рассказала Ольга Казакова. «Основной вопрос: не повлечет ли это рост числа учеников, которые будут отказываться от ЕГЭ. А если такие дети через полгода передумают? В итоге получится, что они потеряют целый год?» — поделилась своими опасениями депутат.

Будет меняться и сама форма проведения ЕГЭ, считает Лариса Тутова. «Постепенно тестовая часть будет уменьшаться и заменяться письменной. Ко всем предметам постепенно добавится устная часть, поскольку объективно оценить знания исключительно по письменным работам не удается», — полагает депутат.

Ранее в Рособрнадзоре также рассказали, что может изменится в ЕГЭ в будущем. По словам главы ведомства Анзора Музаева, альтернативой Единого государственного экзамена может стать портфолио.

К 2030 году значительно вырастет роль портфолио, когда класса с шестого ребята уже будут «копить» свои достижения, рассказал Музаев:

«Это будет совершенно другая мотивация: планомерно набирать баллы за различные соревнования или занятия — волонтёрство, занятия спортом, творчеством, — достижения, которые потом дадут им право поступать в высшие учебные заведения».

А как у них?

Кстати, аналоги ЕГЭ есть и в других странах. Первый такой экзамен появился в США в начале 20 века. Тогда Гарвардский университет ввёл специальный тест, который должен был помочь ему найти самых способных абитуриентов.

Чтобы поступить в вуз в Германии, сегодня нужно пройти аттестацию по четырём предметам. Итоговые испытания школьников в Италии похожи на российские: проходят по всей стране в единой форме. А во Франции после успешной сдачи аналога ЕГЭ можно просто вписать своё имя в список поступающих в вуз.

Как пройдут школьные экзамены в 2022 году

Кстати, прообраз современного ЕГЭ был и в СССР. В 1990 году союзное Гособразование учредило Лабораторию централизованного тестирования учащейся молодежи. Эта организация должна была «определять уровень фундаментальной подготовки» школьников. Правда, делали это за деньги. Услуга была особенно востребована у родителей, которые хотели знать, чего на самом деле стоят пятёрки и четвёрки их детей и на что они могут рассчитывать при поступлении.

Уже тогда Гособразование рекомендовало ректорам засчитывать результаты этого тестирования в качестве вступительных экзаменов. В 1992 году таких вузов было всего восемь, а к концу века — уже 250.


Источник: Парламентская газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*