Российские университеты в публичном информационном пространстве 2021

08.02.2022 287

На площадке МИА «Россия сегодня» подвели итоги медиамониторинга «Российские университеты в публичном информационном пространстве» за 2021 год. В качестве инструментов исследования использованы ежемесячные данные российского индекса медиаактивности и ежеквартальные данные упоминания российских университетов в зарубежных англоязычном и китайскоязычном информпространствах.

В рамках наблюдения проанализированы данные по 54 университетам. Для удобства презентации они разделены на университеты условные группы — университеты 5-100 и опорные университеты. Оба проекта завершились в 2021 году, поэтому со следующего года авторы рейтинга планируют анализировать 106 университетов-участников программы «Приоритет 2030».

В группе 5-100 по динамике трафика сайтов вузов 2019-2021 гг. лидером с большим отрывом является НИУ ВШЭ. Отрыв от лидера внутри группы в среднем в 2 раза: у НИУ ВШЭ 4,5 млн посетителей сайт, показатели других университетов — 2,6. Максимальное значение по группе, кроме НИУ ВШЭ, у ТГУ и УрФУ. Исследователи отмечают, что сайты ориентированы преимущественно на студентов и педагогов, поэтому трафик существенно проседает в летний период.

В группе опорных университетов авторы рейтинга подчеркивают отсутствие системной работы с сайтами, максимальные значения на протяжении года точечно продемонстрировали АлтГУ, ТИУ, СамГТУ, ДГТУ, НГТУ.

Ключевые тенденции развития сайтов вузов, негативно отражающиеся на развитии брендов вузов в публичном пространстве:
 - Дифференциация платформ университета;
 - Отказ от использования сайтов как точек входа на используемые онлайн образовательные платформы;
 - Вывод всех вопросов приемной кампании в социальные сети.

При этом ни один из российских университетов на момент 3 февраля не начал отрабатывать приемную кампанию 2022 при условии, что появилось много новых нюансов при поступлении.

Еще один вывод исследователей — потеря веры университетов в собственные коммуникационные площадки. Тенденция до июля 2021 года — колоссальное падение медиаактивности российских университетов. Тенденция к росту возобновилась после введения медиамониторинга. При чем и здесь лидерство демонстрируют университеты бывшей группы 5-100. Лидерами по количеству упоминаний в 2021 году стали НИУ ВШЭ, ДВФУ, РУДН, УрФУ. В числе аутсайдеров 5 университетов с количеством упоминаний менее 300 за год: СибГТУНиТ, СарГТУ, ОмсГТУ, МурманАГУ, БелГТУ.

Из чего складываются упоминания в исследовании:
 - Инфоповоды вуза (наука, образование, спорт, конкурсы);
 - Экспертное поле (комментарии);
 - Партнеры вуза;
 - Нерелевантное событийное поле (назначения, отставки и т.д.).


С 2022 года ожидаются изменения в исследовании:
1 — Структура выборки изменится: за основу будут взять университеты-участники «Приоритет 2030».
2 — Введение в методику наблюдения дополнительного качественного показателя «в том числе количество релевантных упоминаний» — будут учитывать только инфоповоды, инициируемые собственно университетами и комментарии экспертов вуза.

Что касается международного информационного поля, то его важность связана с тем, что экосистема образования рождает множество продуктов — это потенциал, который работает на восприятие РФ зарубежной аудиторией. В этой связи руководитель Программы повышения узнаваемости российских университетов в России и мире Геннадий Плюшкин предложил рассматривать как четвертую миссию университета позиционирование в мире.

В среднем в 2021 году потери присутствия в зарубежном информационном поле составили порядка 35% у всех 54 вузов. Некоторые опорные университеты показали хорошую динамику — увеличение в 3 раза на английском языке  и на 80 % на китайском.

Вузы-лидеры в англоязычном медаиполе 2020-2021 гг.:
 - НИУ ВШЭ;
 - ДВФУ;
 - ПетрГУ;
 - БФУ;
 - ЮУрГУ;
 - ДГТУ.
Рост показали все лидеры по сравнению с прошлым годом.

20 университетов с максимальным упоминанием в англоязычном медаиполе:
 1. НИУ ВШЭ;
 2. ДВФУ;
 3. ПетрГУ;
 4. МФТИ;
 5. РУДН;
 6. КФУ;
 7. МИСиС;
 8. ИТМО;
 9. УРФУ;
 10.СФУ;
 11.МИФИ;
 12.Сеченовский Университет;
 13.НГУ;
 14.СПбПУ;
 15.ТГУ;
 16.БФУ;
 17.ТПУ;
 18.ЮУрГУ;
 19.ННГУ;
 20.ДГТУ.

Аутсайдеры в этой категории — Сочи, Сыктывкар.

Вузы-лидеры в китайскояззычном медиапоре:
 - ВШЭ;
 - ДВФУ;
 - ТПУ;
 - СФУ;
 - СПбПУ;
 - ДГТУ;
 - УГНТУ.

ТОП-20 университетов в китайскоязычном медиапоре:
 1. НИУ ВШЭ;
 2. ДВФУ;
 3. ТПУ;
 4. МИСиС;
 5. РУДН;
 6. УрФУ;
 7. СФУ;
 8. МФТИ;
 9. СПбПУ;
 10.БФУ;
 11.ТГУ;
 12.КФУ;
 13.МИФИ;
 14.НГУ;
 15.ЮУрГУ;
 16.ДГТУ;
 17.ИТМО;
 18.УГНТУ;
 19.СамГУ;
 20.ТюмГУ.

В китайскоязычном инфополе ситуация хуже — 13 университетов исследования вообще не представлены на рынке.

Анализ медиаактивности сегодня производят различные экспертные команды научно-образовательной сферы, однако в отношении данного рейтинга все же возникает один вопрос. Например, ДГТУ, результаты которого так высоко оценили авторы рейтинга, осенью 2021 года оказался в центре информационного скандала вокруг публикационной активности университета. Качество и количесто публикаций коллег не являются критерием оценки в представленном рейтинге, но имели прямое отношение к негативному фону медиаиндекса ДГТУ. Методология оценки Медиалогии и НОП это фиксирует по целому спектру вузов в представленном рейтинге, что оставляет ряд вопросов без ответа.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*