На площадке МИА «Россия сегодня» подвели итоги медиамониторинга «Российские университеты в публичном информационном пространстве» за 2021 год. В качестве инструментов исследования использованы ежемесячные данные российского индекса медиаактивности и ежеквартальные данные упоминания российских университетов в зарубежных англоязычном и китайскоязычном информпространствах.
В рамках наблюдения проанализированы данные по 54 университетам. Для удобства презентации они разделены на университеты условные группы — университеты 5-100 и опорные университеты. Оба проекта завершились в 2021 году, поэтому со следующего года авторы рейтинга планируют анализировать 106 университетов-участников программы «Приоритет 2030».
В группе 5-100 по динамике трафика сайтов вузов 2019-2021 гг. лидером с большим отрывом является НИУ ВШЭ. Отрыв от лидера внутри группы в среднем в 2 раза: у НИУ ВШЭ 4,5 млн посетителей сайт, показатели других университетов — 2,6. Максимальное значение по группе, кроме НИУ ВШЭ, у ТГУ и УрФУ. Исследователи отмечают, что сайты ориентированы преимущественно на студентов и педагогов, поэтому трафик существенно проседает в летний период.
В группе опорных университетов авторы рейтинга подчеркивают отсутствие системной работы с сайтами, максимальные значения на протяжении года точечно продемонстрировали АлтГУ, ТИУ, СамГТУ, ДГТУ, НГТУ.
Ключевые тенденции развития сайтов вузов, негативно отражающиеся на развитии брендов вузов в публичном пространстве:
- Дифференциация платформ университета;
- Отказ от использования сайтов как точек входа на используемые онлайн образовательные платформы;
- Вывод всех вопросов приемной кампании в социальные сети.
При этом ни один из российских университетов на момент 3 февраля не начал отрабатывать приемную кампанию 2022 при условии, что появилось много новых нюансов при поступлении.
Еще один вывод исследователей — потеря веры университетов в собственные коммуникационные площадки. Тенденция до июля 2021 года — колоссальное падение медиаактивности российских университетов. Тенденция к росту возобновилась после введения медиамониторинга. При чем и здесь лидерство демонстрируют университеты бывшей группы 5-100. Лидерами по количеству упоминаний в 2021 году стали НИУ ВШЭ, ДВФУ, РУДН, УрФУ. В числе аутсайдеров 5 университетов с количеством упоминаний менее 300 за год: СибГТУНиТ, СарГТУ, ОмсГТУ, МурманАГУ, БелГТУ.
Из чего складываются упоминания в исследовании:
- Инфоповоды вуза (наука, образование, спорт, конкурсы);
- Экспертное поле (комментарии);
- Партнеры вуза;
- Нерелевантное событийное поле (назначения, отставки и т.д.).
С 2022 года ожидаются изменения в исследовании:
1 — Структура выборки изменится: за основу будут взять университеты-участники «Приоритет 2030».
2 — Введение в методику наблюдения дополнительного качественного показателя «в том числе количество релевантных упоминаний» — будут учитывать только инфоповоды, инициируемые собственно университетами и комментарии экспертов вуза.
Что касается международного информационного поля, то его важность связана с тем, что экосистема образования рождает множество продуктов — это потенциал, который работает на восприятие РФ зарубежной аудиторией. В этой связи руководитель Программы повышения узнаваемости российских университетов в России и мире Геннадий Плюшкин предложил рассматривать как четвертую миссию университета позиционирование в мире.
В среднем в 2021 году потери присутствия в зарубежном информационном поле составили порядка 35% у всех 54 вузов. Некоторые опорные университеты показали хорошую динамику — увеличение в 3 раза на английском языке и на 80 % на китайском.
Вузы-лидеры в англоязычном медаиполе 2020-2021 гг.:
- НИУ ВШЭ;
- ДВФУ;
- ПетрГУ;
- БФУ;
- ЮУрГУ;
- ДГТУ.
Рост показали все лидеры по сравнению с прошлым годом.
20 университетов с максимальным упоминанием в англоязычном медаиполе:
1. НИУ ВШЭ;
2. ДВФУ;
3. ПетрГУ;
4. МФТИ;
5. РУДН;
6. КФУ;
7. МИСиС;
8. ИТМО;
9. УРФУ;
10.СФУ;
11.МИФИ;
12.Сеченовский Университет;
13.НГУ;
14.СПбПУ;
15.ТГУ;
16.БФУ;
17.ТПУ;
18.ЮУрГУ;
19.ННГУ;
20.ДГТУ.
Аутсайдеры в этой категории — Сочи, Сыктывкар.
Вузы-лидеры в китайскояззычном медиапоре:
- ВШЭ;
- ДВФУ;
- ТПУ;
- СФУ;
- СПбПУ;
- ДГТУ;
- УГНТУ.
ТОП-20 университетов в китайскоязычном медиапоре:
1. НИУ ВШЭ;
2. ДВФУ;
3. ТПУ;
4. МИСиС;
5. РУДН;
6. УрФУ;
7. СФУ;
8. МФТИ;
9. СПбПУ;
10.БФУ;
11.ТГУ;
12.КФУ;
13.МИФИ;
14.НГУ;
15.ЮУрГУ;
16.ДГТУ;
17.ИТМО;
18.УГНТУ;
19.СамГУ;
20.ТюмГУ.
В китайскоязычном инфополе ситуация хуже — 13 университетов исследования вообще не представлены на рынке.
Анализ медиаактивности сегодня производят различные экспертные команды научно-образовательной сферы, однако в отношении данного рейтинга все же возникает один вопрос. Например, ДГТУ, результаты которого так высоко оценили авторы рейтинга, осенью 2021 года оказался в центре информационного скандала вокруг публикационной активности университета. Качество и количесто публикаций коллег не являются критерием оценки в представленном рейтинге, но имели прямое отношение к негативному фону медиаиндекса ДГТУ. Методология оценки Медиалогии и НОП это фиксирует по целому спектру вузов в представленном рейтинге, что оставляет ряд вопросов без ответа.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.