Воспитание и участие

03.02.2022 104

Продолжается воплощение в жизнь социальной архитектуры России 2.0. Одной из ключевых характеристик ее гражданского общества должна стать проактивная внеполитическая конструктивная вовлеченность граждан в решение социально-значимых проблем на условиях совместной с государством ответственности.

Подобные гражданские установки необходимо закладывать с раннего возраста. Этим объясняется фокус внимания на баланс между обучением и воспитанием, который сейчас активно внедряется на школьном уровне.

Систематизировать и координировать работу по воспитанию и широкой социализации призван созданный в структуре Администрации Президента новый департамент проектов и программ в сфере воспитания. Как пишет «Коммерсант» и мы писали ранее, возглавила его Ирина Плещева – исполнительный директор Российского движения школьников, а курировать будет будет замглавы управления президента по общественным проектам Алексей Аветисов, в чью зону ответственности входит противодействие распространению экстремизма среди юношества. Предполагается, что новый департамент объединит все имеющиеся проекты по вовлечению детей и молодежи в «позитивную повестку».

Среди главных форматов выделяются само РДШ, сообщество «Большая перемена» и «Юнармия». Последний кейс наиболее примечателен. «Юнармия» - это проект Сергея Шойгу и Минобороны с четкой ориентацией на Российское военно-историческое общество во главе с председателем Владимиром Мединским. Здесь идет прямое вхождение в пространство «битв за историю». Можно предположить, что между РИО (во главе с Сергеем Нарышкиным) и РВИО будет некоторое разделение функционала. РИО займется более широкими вопросами исторического просвещения (здесь будет взаимодействие с Обществом «Знание») и методическими сюжетами, а РВИО – практикой и вовлечением.

«Коммерсант» обращает внимание на некоторый концептуальный трансфер – во внутриполитическом блоке Кремля все более активно говорят о «воспитании», а не просто о «молодежной политике». Разница, как сообщают собеседники издания в том, что воспитание охватывает еще и школьников, а у молодежной политики фокус на студентов.

В целом, подобное деление не столь важно, поскольку фокус внимания смещен на «бесшовный переход». Сигналы об этом поступали уже давно – в рамках практических мероприятий, в основном – «Большой перемены». Это означает переход к сквозным процессам в противовес уровневому и ведомственному подходу. По аналогии с тем, как по векторам школа – дополнительно образование (например, Сириус) – вуз выстраиваются траектории привлечения и вовлечения молодежи в науку, будет организованы и воспитание с социализацией.

Концептуальной матрицей для всей работы и конкретнее – функционирования нового департамента УОП – станут духовно-нравственные ценности.

«Коммерсант» обращает внимание на то, что инициативы молодежного блока Администрации носят внеполитический характер. Это как раз и подтверждает системный характер работы – продуктивная и конструктивная вовлеченность во внеполитические форматы гражданского-общественного участия являются той самой характеристикой, которая необходима в гражданском обществе России 2.0.

Помимо систематизации и развития позитивной повестки, новый департамент (как и его координаторы) будут сосредоточены на противодействии деструктивным тенденциям. Эта двуединая задача стоит перед советниками по воспитательной работе в школах, которые вводятся пока в пилотном режиме, но в будущем – по всей стране.

В этой же логике выдержано и поручение президента включить в подготовку педагогов дисциплины (модуля) по раннему выявлению предпосылок девиантного поведения у детей и подростков, причем с одновременным оказанием им всей возможной помощи и поддержки.

Общественно-гражданская политика обретает свои системные очертания с особым акцентом на долгосрочную стратегию и сквозные траектории воспитания и социализации.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*