Валерия Евдаш: Учить языкам нужно с любовью

31.01.2022 267

Центр иностранных языков и коммуникативных технологий был создан приказом ректора в 2020 году с целью повышения качества языковых компетенций обучающихся, включая обучение русскому языку как иностранному

На сегодня в команде Центра 50 преподавателей. Возглавила его опытный методист и организатор Валерия Евдаш. Мы поговорили с директором о том, что сделано за полтора года.

– Валерия Михайловна, в связи с чем возникла необходимость трансформации системы преподавания иностранных языков в ТюмГУ?

– В мире происходят существенные изменения, которые влияют и на образовательный процесс, и на изучение иностранных языков в частности. Вопрос трансформации языкового образования в университете, на мой взгляд, назревал давно, и существовали разные практики. Как участник Проекта 5-100 наш университет стремится занять достойное место в международном образовательном пространстве, что повышает ценность знания иностранных языков, особенно английского как глобального языка современности.

Фото - utmn.ru

В 2019 году университет внедрил индивидуальные образовательные траектории для всех студентов, вместе с тем появилась и необходимость пересмотра существующих программ по обучению иностранным языкам. Школьники приходят в университет с разным опытом изучения иностранных языков, который, к сожалению, не всегда положителен. Поэтому в университете важно создать такие условия, чтобы студент мог пересмотреть своё отношение к иностранному языку, осознать необходимость его изучения.

Все студенты-первокурсники проходят входное тестирование для определения их уровня владения иностранным языком, по результатам происходит распределение студентов по командам.

В рамках ядерной программы обязательный иностранный язык для студентов неязыковых направлений подготовки преподается два семестра. В дальнейшем предлагаются элективные курсы на иностранных языках, которые студент выбирает, исходя из своих потребностей и интересов. Годы трансформации показывают, что мотивация студентов к изучению языка в новом формате возрастает. По результатам опроса в этом году 83,6% студентов оценили работу преподавателей «отлично» и 12.9% на «хорошо». Часть студентов отмечают, что было бы неплохо, если бы иностранный язык преподавался все годы обучения в вузе.

Преподаватели иностранных языков ТюмГУ заинтересованы в создании на занятиях творческой атмосферы, способствующей снятию коммуникативных барьеров. Практически все владеют интерактивными методами обучения, информационными технологиями, поэтому я уверена, что скучать студентам на занятиях не приходится.

Мне кажется, что мы смогли повысить мотивацию к изучению иностранного языка, показать студенту, что он может пользоваться иностранным как инструментом для решения личных, научных и профессиональных интересов. Например, в прошлом году в университете мы создали новую традицию, которая продолжится и в этом году – это Фестиваль студенческих проектов HIVE: Having Ideas & Voices Expressed. Не без гордости отмечу, что наша деятельность по реализации программ вызывает интерес у других вузов, что также является признанием опыта ТюмГУ.

– А как в наше время можно не хотеть вообще знать иностранный?

– Для меня это удивительно. Сегодня не уметь общаться на одном из иностранных языков довольно неприлично, если речь идет о хорошем образовании. В новой редакции документа «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» понятия «обучающийся» и «пользователь» взаимозаменяемы. На мой взгляд, это как раз показывает, что нужно учить студентов пользоваться английским языком как инструментом, несмотря на текущий языковой уровень. Не стоит ждать того дня, когда ты выучишь иностранный язык идеально, необходимо начать им пользоваться ежедневно, вырабатывать привычку говорить или писать.

Насколько я знаю, за рубежом, в европейских странах иностранные языки изучаются глубже. Это понятно: там больше мобильности, а, значит, и заинтересованности, чем в России. Одной из причин низкого знания иностранного языка в нашей стране является, к тому же, боязнь сделать ошибку. В школе за ошибку ребенок раз за разом получает плохую оценку – этот страх не позволяет прогрессировать. Поэтому очень хорошо, что в университете сейчас зачет. Психологически это приемлемее.

– Насколько на практике реализуется тезис о том, чтобы любой студент получил сертификат международного образца после окончания обучения?

– Мы работаем над этим. Думаю, что этот вопрос требует тщательной проработки и понимания необходимости для студента получить тот или иной сертификат, поскольку существует ряд разных международных экзаменов. Считаю, что уровень языковой компетенции обучающихся должен быть подтвержден внешней экспертизой. В этом году мы запустили пилотное входное и промежуточное тестирование совместно со Школой иностранных языков Высшей школы экономики. Сейчас мы работаем над открытием центра по сдаче международных экзаменов. Мы составляем все программы с учетом международных требований: например, на первом курсе пользуемся учебными пособиями Speakout издательства Pearson, которые разноуровневые и составлены в соответствии со шкалой общеевропейских компетенций. С начальником Управления индивидуальных образовательных траекторий Надеждой Федоровой дополнительно обсуждаем возможность предоставления студенту внутреннего университетского сертификата.

– Как используете проектную деятельность?

– Проектная работа является обязательным компонентом программы. Поскольку у нас унифицированная программа, то есть модуль учебного плана, когда на определенном этапе все команды защищают проекты. Преподаватель заранее знакомит студентов с регламентом и принципами проектной работы. Акцентируется, что в основе проекта обязательно должен быть интересный студенту исследовательский вопрос. Мы поощряем ребят работать в командах над созданием цифрового проектного продукта. Таким образом, мы обучаем не только языку, но и навыкам исследовательской работы, проектной деятельности, навыкам презентации. Уверена, что студенты смогут в дальнейшем этот опыт успешно применять.

– Как сейчас обстоят дела с формированием преподавательского комьюнити – как удается взаимодействие с большим количеством преподавателей?

– Проблем с профессиональным общением нет, мы уже работаем как команда. Преподаватели и администраторы изначально объединились под конкретные цели, продуктивно работают те, кто разделяет ценности индивидуализации, кто готов смотреть в будущее, решать новые задачи, например, в рамках новой образовательной модели бакалавриата 2+2. Я рада, что часть коллег берут инициативу в свои руки, выступают с идеями. Мы открыто обсуждаем возникающие вопросы, у нас достаточно демократичная атмосфера, где голос каждого преподавателя имеет значение.

– Как встраивается в Вашу работу деятельность Центра академического письма?

– В 2016 году как место помощи исследователям и преподавателям в создании научных публикаций был создан Центр академического письма. Первым шагом была подготовка экспертов по академическому письму среди преподавателей английского языка, которые могли бы стать амбассадорами академического письма.

В этом учебном году мы пилотируем программу для первого курса магистратуры «Иностранный язык для академических целей», где как раз академическое письмо проходит красной нитью. Это очень интересная программа, достаточно новая для российских университетов именно в том масштабе, в каком мы делаем. Данная дисциплина может стать дополнительным привлекательным бонусом при выборе магистерской программы.

Почему возникла такая необходимость? В настоящее время письмо порой выходит вперед говорения. Если студент планирует заявиться на грант, на стипендию или на какую-то другую зарубежную программу, в первую очередь он заполняет заявку, пишет мотивационное письмо. И только вторым этапом проходит собеседование. Письмо является важнейшим жизненным навыком. Тебя оценивают, выбирают, исходя из того, что ты написал, поэтому каждое слово значимо. Некоторые преподаватели вдохновляют студентов-магистрантов на написание и публикацию научных статей в журналах, что является полезным опытом для студентов.

Сейчас деятельность Центра академического письма по-прежнему направлена на исследователей – на тех, кому нужна помощь в подготовке научной статьи, а благодаря тому, что у нас есть целый пул преподавателей, которые в своё время прошли курс по обучению академическому письму, мы внедряем этот инструмент в учебную деятельность студентов.

– Вы очень неравнодушный к университету человек, чем вы гордитесь на этой должности?

– Сложный вопрос. Для меня всегда важно делать хорошо то, что ты умеешь и за что ты ответственен. Наверное, могу гордиться, что увлечена своей работой, и чувство гордости вызывает накопленный международный и профессиональный опыт. Горжусь, что с коллегами создаем новую историю преподавания иностранных языков с учетом накопленного в вузе опыта. Можно радоваться, что сейчас иностранный язык и английский язык в частности играют большую роль в жизни студента. Мы реализуем интереснейший фестиваль студенческих проектов HIVE. В этом году впервые предложили первокурсникам создать в рамках проектной деятельности комиксы на глобальные темы. Мы получаем положительные отзывы от студентов, которыми можем гордиться. Благодарна всем коллегам Центра за их отзывчивость и готовность вовлекаться в предлагаемые проекты. Признательна руководству университета за доверие и поддержку.

– Есть ли звездочки среди преподавателей и студентов, которые попали в зону вашей видимости, как руководителя большого и знакового подразделения?

– Конечно, пожалуй, не буду называть фамилии, иначе список получится длинным. Я вовлеклась в это дело – взяла ответственность за организацию языковой политики для студентов неязыковых направлений подготовки в университете понимая, что у преподавателей есть потенциал. Я осознаю, что это очень ответственно и никогда бы не смогла решиться на этот шаг зная, что в коллективе нет людей, которые смогут тебя поддержать и вдохновиться новыми идеями. Однозначно преподаватели Центра – профессионалы, которые любят свою работу, неравнодушны к студентам, стремятся мотивировать их к изучению иностранных языков. Коллектив у нас очень хороший, доброжелательный, творческий. Я бы сказала, что у каждого есть возможность проявить себя, исходя из личного уровня экспертизы и профессиональных интересов. В повестке заседаний Центра есть пункт «из опыта преподавателя», поэтому каждый преподаватель может поделиться своими лучшими практиками. Учитывая, что наша структура новая, мы периодически создаем и новые традиции. Так с декабря 2021 года по инициативе ряда коллег у нас начал работать Reading Club, где модератор (один из преподавателей) предлагает к обсуждению научную статью на английском языке.

В прошлом году с февраля по декабрь 12 преподавателей принимали участие в онлайн проекте Action Research («Исследование в действии») с американским экспертом. Action Research – распространённый во всем мире метод развития качества образования. Преподаватели иностранных языков часто говорят «мы не занимаемся наукой, мы – практики». А этот проект позволил им проанализировать проблемные ситуации, собрать данные. Сейчас идет подготовка научной статьи. Мы сможем более предметно об этом поговорить, когда будут опубликованы все результаты работы.

Другое наше совместное достижение – то, что языковая трансформация ТюмГУ вызывает интерес у ряда других университетов. Например, со мной связались коллеги из Томского государственного университета, мы провели ряд встреч по обмену опытом. В настоящее время несколько моих коллег участвуют в разработке томской онлайн платформы для организации самостоятельной работы студентов. Это демонстрирует, что наши преподаватели обладают достойным методическим уровнем и профессионализмом. В будущем и мы сможем пользоваться этой платформой.

– Что еще предстоит сделать: планы, перспективы?

– Планов реально очень много, и я думаю, как нам всё успеть. Из ближайших: планируется Методическая мастерская – мероприятие, которое родилось в прошлом году, на котором мы будем подводить итоги первого семестра, делиться практическими находками, открытиями, настраиваться на следующий семестр. Готовится сюрприз-мероприятие для моих коллег «Почувствуй себя студентом». Правда, после выхода интервью, сюрприза может не получиться.

Главное событие второго семестра – проведение второго Фестиваля студенческих проектов «HIVE: Having Ideas & Voices Expressed». Также готовим ряд мероприятий для студентов – анонс будет позднее.

Мы с коллегами включились в разработку программ на новый учебный год в связи с переходом на 2+2, и я уже сейчас готова сказать, что мы предложим первокурсникам интересные и полезные программы для развития их иноязычной коммуникативной компетенции.



Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*