26 января состоялся в ЦНППМПР «Учитель будущего» состоялся образовательный интенсив для участников проекта «Педагогическая интернатура» – "Учитель и родитель: путь к диалогу". Тема была выбрана в соответствии с запросом самих будущих педагогов. Взаимоотношения молодых педагогов и родителей неизменно возглавляют топ списка трудностей, о которых говорят молодые учителя.
Встреча со студентами и молодыми педагогами прошла в формате дискуссионного клуба в гибридном режиме: часть спикеров и участников присутствовала очно, другая часть подключилась онлайн. В разговоре приняли участие Елизавета Карсакова, учитель английского языка екатеринбургской школы № 157, победитель конкурса «Самый классный классный», Елена Григорян, доцент кафедры психологии образования УрГПУ, педагог-психолог МДОУ № 12 «Радуга» в г. Берёзовском; Людмила Золотницкая, председатель Свердловского областного родительского комитета; Равиль Валиев, заведующий кафедрой общей психологии и конфликтологии; Наталья Белоусова, заместитель директора центра «Учитель будущего». Встречу вел доцент кафедры общей психологии и конфликтологии Павел Ежов.
Фото - uspu.ru
Елена Григорян рассказала о типах родителей учеников, с которыми могут встретиться педагоги, и о том, как следует с ними взаимодействовать, чтобы общение было продуктивным. Елена Николаевна уточнила, что классификация эта – не научная, а родившаяся из собственного опыта и наблюдений. Родителей, с которыми мечтает работать каждый педагог, можно назвать адекватными. Они с вниманием и уважением относятся и к своим детям, и к труду учителя, сотрудничают со школой, идут навстречу там, где требуется помощь. Их дети хорошо воспитаны, хорошо учатся, всесторонне развиты и в целом никаких проблем ни учителю, ни образовательной организации не доставляют. Такие родители (их мало, но они есть) – самые верные союзники педагога, и все, что от него требуется – относиться к ним с таким же уважением и вовлекать их в классную и школьную деятельность вместе с детьми. Далее, существуют родители одинокие (малоресурсные) – те, кто и рад был бы помочь, но у них слишком много работы и мало ресурсов, чтобы уделять достаточно внимания детям и их учебному процессу. Здесь главное – заинтересовать родителя, убедить, что учитель хочет помочь ребенку, а не загрузить неполную или проблемную семью еще сильнее; тогда они пойдут на контакт. Есть родители-«достигаторы», от которых чаще всего можно ожидать грубости в отношении педагогов. С ними следует общаться очень спокойно и хладнокровно, избегать любых оценок, оперировать только фактами. Есть и другие типы, требующие своих подходов.
Если говорить об общих принципах взаимоотношений с родителями, Елена Григорян посоветовала применять техники активного слушания, пользоваться я-высказываниями, находиться в позиции «равный-равному», а не держаться с родителем приниженно или свысока. Нужно учиться правильно задавать вопросы, делать их открытыми. И помнить, что продуктивный разговор более вероятен в зоне интересов собеседников. Такой сферой является ребенок.
Елизавета Карсакова взаимодействует с родителями и как педагог-предметник, и как заместитель директора по воспитательной работе. По ее словам, опросы учителей выявили любопытную закономерность: педагоги начального звена в большинстве считают, что родители учеников им помогают, педагоги среднего и старшего звена говорят, что они «скорее мешают».
«Самое время задуматься – где, когда и почему мы теряем родителей как своих союзников и помощников» – обозначила проблему Елизавета Александровна.
Фото - uspu.ru
И поделилась большим опытом сотрудничества с родителями. Прежде всего надо помнить, что «работает» только индивидуальный подход, потому что и родители, и дети – разные. Родители откликаются на сотрудничество и отворачиваются от наставнической позиции учителя, они хотят, чтобы разговор между взрослыми людьми шел на равных. Педагогам следует активно работать не только с родителями детей из группы риска, но со всеми. Очень хорошо родители откликаются на вовлечение во внеклассные и внешкольные мероприятия, только эти мероприятия действительно должны быть интересными и увлекательными. Всего один позитивный опыт – и дальше родители уже придут сами, принесут свои творческие идеи, время и возможности.
«Если учитель делает для детей чуть-чуть больше того, что обязан делать, – подытожила Елизавета Карсакова, – родители это обязательно заметят и оценят!»
Людмила Золотницкая рассказала о видении проблемы от лица родителя и порассуждала о том, почему родители и учителя так часто оказываются по разные стороны баррикады. За конфликты ответственны обе стороны. Родителям не нравится директивный стиль, в котором с ними общается школа. Например, так: «Вы должны до завтрашнего дня сделать ребенку шляпу для выступления». Это провоцирует агрессию: родитель не является подчиненным ни директора, ни педагога, он не обязан подчиняться их приказам, его симметричный ответ: «Это вам в школе нужно, вы и делайте». И обе стороны выиграли бы, если бы педагог сформулировал задание по-другому: «У вашего ребенка выступление, он долго готовился, и теперь ему нужна крутая шляпа, чтобы он был уверен в себе и хорошо выступил». Кто в таком случае не пошел бы навстречу? Реальность такова, что родителям «спускается сверху» очень многое. Но нужно, не жалея слов, сил и эмоций, объяснять, зачем это нужно. С другой же стороны, родителям нужно учиться понимать учителей, представлять себе объем их задач и ответственности, не смотреть на них свысока, уважать их личные границы.
Тему конфликтов подхватил и развил Равиль Валиев и подвел под ней черту с позиции не только психолога, но и профессионального медиатора, который занимается научным и методическим кураторством школьных служб примирения, которые действуют в Екатеринбурге, Серове, Асбесте, Красноуфимске и других городах области. Во-первых, как отметил Равиль Азатович, когда мы говорим о «неадекватных» родителях, правильнее употребить термин «неудобные». Часто – просто имеющие свое мнение, отличное от мнения педагогов и администрации, и не стесняющиеся его отстаивать. Во-вторых, важно понимать, что откровенно враждебно настроенных родителей все-таки мало. Большинство настроено на сотрудничество в интересах ребенка, хочет понять суть проблемы и помочь педагогам в достижении общей цели, образовательной и воспитательной. Например, много ли смысла в традиционных родительских собраниях в наше время дистанционных технологий? Если формального в отношениях между родителями и педагогами станет меньше, а содержательного – больше, от этого выиграют все.
Встреча вызвала интерес присутствующих студентов и, как надеются организаторы, помогла если не окончательно развеять, то смягчить одно из главных опасений будущих учителей. В программе работы проекта «Педагогическая интернатура» будут новые образовательные интенсивы. Скоро состоится презентация нового формата мероприятия – «Час с экспертом». На вопросы студентов ответят лучшие учителя, директора школ, представители профсоюза работников образования и органов управления образованием.
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева
Источник: Медаипортал УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.