Преимущества и недостатки модели 2+2

20.01.2022 320

Преимущества такой модели очевидны. Во-первых, обеспечивается свобода выбора для студентов и возможность изменения образовательной траектории. Во-вторых, введение «кампусных курсов» как часть фундаментальной подготовки дает возможность формировать проектные команды из студентов разных направлений подготовки и, таким образом, обеспечить междисциплинарный подход.

При этом при реализации «кампусных курсов» мы не забываем и о специализации, что находит отражение в отличных друг от друга кейсах, проектах, заданиях в рамках одной дисциплины. Например, на Основах предпринимательства студенты обсуждают вопросы организации бизнеса применительно к их профессиональной сфере. В-третьих, мы пытаемся стимулировать здоровую конкуренцию между выпускающими кафедрами за студентов, ведь выбор студентов в том числе обусловлен интересной программой, преподавательским составом, различными дополнительными возможностями, которые предоставляет кафедра, значит, кафедра получает дополнительные стимулы для своего развития. В-четвертых, модель 2+2 предопределяет финансовую устойчивость вуза, так как практически исключает формирование большого количества малочисленных, заведомо убыточных, групп в первые два года обучения. Для НГУЭУ финансовый мотив является важным, так как в структуре доходов вуза от образовательной деятельности бюджетное финансирование занимает лишь 12-15%.

Недостатки модели также открыто обсуждаются в вузе. К одному из них можно отнести позицию некоторых выпускающих кафедр и студентов о необходимости ранней специализации, бОльшего количества профильных дисциплин в учебных планах. В качестве одного из вариантов решения данной проблемы мы ввели систему спецкурсов –тех дисциплин, которые отсутствуют в учебных планах, и могут посещаться любыми студентами.

Второй недостаток – обратная сторона одного из преимуществ, в виде некоторых проявлений недобросовестной конкуренции со стороны отдельных преподавателей в процессе выбора студентами профилей. Здесь мы внимательно следим, чтобы студентов никто не понуждал делать выбор, в котором они не заинтересованы.

Реализация модели 2+2 в других направлениях деятельности вуза

Хочется отметить, что модель 2+2 «работает» не только в отношении учебного процесса, но и касается других направлений деятельности вуза, в частности, вопросов воспитательной работы, молодежной политики. С точки зрения целеполагания мы считаем, что у нас две «молодежные политики» – первая, в рамках факультета базовой подготовки, направлена на адаптацию поступивших, в том числе иногородних и иностранцев, к университету, налаживание коммуникаций, формирование устойчивой мотивации к обучению и развитию. «Вторая» политика –это подготовка студентов к «взрослой жизни», она в большей степени связана с профессиональным выбором студента, его дальнейшими планами после окончания вуза.

В НГУЭУ уже несколько лет реализуется проект «Внеучебные траектории». Любой поступающий имеет возможность выбрать одну из 7 траекторий, каждая из которых представляет собой набор взаимосвязанных между собой форматов, мероприятий, подчиненных одной цели и имеющую внутреннюю логику, направленную на развитие студентов вне основного образовательного процесса. По сути, это еще одна «программа», к которой мы также применяем логику модели 2+2.

То же самое касается взаимоотношениями с работодателями. В первые годы обучения в вузе форматы взаимодействия связаны, в основном, с получением общих знаний о региональном рынке труда, возможностях трудоустройства, получения навыков прохождения собеседований и написания резюме. После перехода на профильный факультет студенты взаимодействуют с конкретными организациями, где они планируют трудоустройство.

Соответственно, модель 2+2 дает возможность использовать принципиально разные механизмы и форматы взаимодействия со студентами,с одной стороны - на факультете базовой подготовки, с другой - на профильных факультетах.

 

Источник: Телеграм-канал "Наука и университеты"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*