Больше воздуха, больше движений, больше положительных эмоций

10.01.2022 204

В 2021 году в эфир вышло 46 выпусков онлайн-программы «Образовательная среда». Участники обсуждали самые разные вопросы: экзамены, профориентацию, подготовку педагогов, профессиональные конкурсы, воспитательную работу и многое другое.

Предновогодний выпуск был посвящен педагогам – предотвращению профессионального выгорания и правильной организации отдыха.

Как выдерживать баланс между работой и отдыхом, в эфире программы рассказала главный научный сотрудник Института возрастной физиологии Российской академии образования доктор биологических наук Марьяна Безруких.
 
Профессиональное выгорание – это синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться. С прошлого года он внесен в классификатор болезней. Теперь это синдром, имеющий свою симптоматику и свои причины возникновения.

Показания к применению. Симптомы «рабочей болезни»

1. Чрезмерные требования к себе.

2. Психологическое и физиологическое истощение: усталость, ухудшение здоровья и т. д.

3. Стадия дегуманизации и внутренней агрессии.

4. Синдром отвращения к себе и своей деятельности.
 
Марьяна Безруких напомнила, что педагогу важно понимать, что профессиональное выгорание можно заметить на ранних стадиях – для этого нужно просто быть внимательным к себе. Учителю всегда нужно слушать свой организм, соблюдать режим, баланс между работой и отдыхом.

«Преподавание – это работа, при которой нельзя снизить планку. Дети чувствуют, когда педагог не настроен на урок, они прекрасно считывают это по его позе, выражению лица и жестам. И он может ничего не говорить, но школьники все заметят», – отмечает она.

Фото - edu.ru

Причины выгорания и их решение

Причина: недостаток профессиональных компетенций

Марьяна Безруких считает, что основная причина травли учителей связана с недостатком профессиональных компетенций – отсутствием знаний по физиологии и психологии развития ребенка. И часто молодые специалисты просто не понимают, как правильно реагировать на появившихся в классе «агрессоров».

Решение: научиться контролировать себя.

«Педагогу необходимо обозначить свои личные границы и научиться контролировать себя. Агрессия по отношению к учителю – это частое явление. И, к сожалению, триггером чаще выступает педагог, а не ребенок. У учителя своя роль, и он может менять ситуацию. Поэтому если этот «триггер» не включается, ситуация может быть сглажена».

Причина: перегруженность

У педагога появляется все больше и больше обязанностей – особенно это заметно в пандемию: он должен не только вести урок, но и заполнять бумаги, документы и т. д.

Решение: выполнять наиболее важные задачи и не забывать отдыхать.

«Педагогу необходимо понять, что не на все запросы необходимо отвечать. И, безусловно, иногда выключать рабочий телефон, отдыхать. Даже находиться в тишине или слушать хорошую музыку. После работы в школе, которая всегда наполнена звуками, это необходимо».  

Причина: конфликты с родителями

Часто педагоги жалуются на то, что родители их донимают: пишут ночью, приходят и отвлекают от работы.

Решение: регламентировать отношения.

«Необходимо регламентировать отношения с родителями и выработать определенную модель поведения».

Причина: неудовлетворенность

Многие педагоги жалуются на отсутствие позитивных отзывов от руководства и родителей.

Решение: понять важность своей работы и научиться хвалить себя самому.

«Учитель – это героическая профессия. И люди должны гордиться тем, что они умеют это делать и делают это в течение лет и десятилетий. И педагог в первую очередь сам должен уметь хвалить себя. Он герой. Далеко не все могут работать в школе».  

Причина: перфекционизм

Большинство педагогов предъявляют не только к другим, но и к себе самим повышенные требования.

Решение: научиться правильно расставлять приоритеты.

«Учителю нужно понять, что не все запросы требуют ответа, а объемы бумажной работы в школах, согласно приказу Минпросвещения России, сократились».  

Марьяна Безруких дает совет педагогам: «Больше воздуха, больше движений, больше положительных эмоций. Хороший педагог должен уметь совладать с собой. Чему он может научить ребенка, если он не может правильно расставить приоритеты и проследить за собой и своим здоровьем? Дети часто не понимают, что такое хорошо, а что такое плохо. Но взрослые должны стать для них примером. А для этого они должны уметь не только писать отчеты, но и отдавать отчет себе в своих действиях».

 

Источник: Федеральный портал "Российское образование"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*