Проблемы поступления детей-соотечественников в российские вузы

28.12.2021 329

27 декабря в Общественной палате РФ в онлайн-формате состоялся круглый стол на тему «Особенности поступления в российские вузы соотечественников, проживающих за рубежом».

Организаторами выступили Комиссия ОП РФ по развитию высшего образования и науки и Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова.

В последнее время во внешнеполитическом пространстве России заметно проявилась готовность к поддержке наших соотечественников, проживающих за рубежом. Тема укрепления и дальнейшего развития взаимодействия России с соотечественниками за рубежом неоднократно звучала в открытых источниках СМИ, решениях соответствующих министерств и посланиях Президента России Владимира Путина Федеральному собранию. 

Фото - oprf.ru

Целенаправленная поддержка и защита прав российских соотечественников за рубежом сегодня требуют серьезного всестороннего подхода. Одна из проблем, с которой сталкиваются соотечественники, — поступление детей, проживающих за рубежом и имеющих гражданство РФ, в российские вузы.

В ходе работы круглого стола эксперты обсудили снятие барьера для поступления детей соотечественников, окончивших иностранную школу, имеющих гражданство РФ, а также регистрацию на территории РФ, в вузы России (возможность изменения в сфере законодательства), разработку системного подхода для соотечественников при поступлении в российский вуз на бюджетной основе, разработку системы поддержки международных летних школ, стажировок, проектов и других площадок для соотечественников как в России, так и за рубежом с целью укрепления позиций русского языка в мире и формирование информационного, культурного, образовательного пространства коммуникации соотечественников с использованием современных информационных технологий. 

В мероприятии приняли участие представители Министерства науки и высшего образования РФ, Госдумы, Россотрудничества, представители федеральных и региональных органов власти, общественных организаций, члены ОП РФ и независимые эксперты.

«На сегодняшний день мы хотели бы рассмотреть ряд кейсов и законодательных историй, которые способствуют или не способствуют продвижению наших соотечественников в сторону российского высшего образования. На мой взгляд, это очень важный вопрос, и обращения в Общественную палату требуют нашего сегодняшнего диалога и, конечно, выработки рекомендаций», — сообщил модератор круглого стола заместитель председателя Комиссии ОП РФ Александр Русаков.

В своем выступлении председатель Координационного совета организаций российских соотечественников в Марокко Наталья Боху рассказала, что в действительности проблема поступления в российские вузы детей-соотечественников актуальная на протяжении нескольких лет. 

«Наши дети учатся в иностранных школах по соответствующим стандартам. И, имея российское гражданство, они обучаются как иностранные граждане. И поступая в вузы РФ, они должны поступать как россияне. При этом они заведомо становятся неконкурентоспособными на фоне российских абитуриентов, которые закончили русские школы. В этом году нас наконец-то услышали, и Евгений Примаков подтвердил, что проблема известна, и сейчас профильное министерство настаивает на возможности поступления всех граждан России поступать на бюджет на основании ЕГЭ, и у иностранных абитуриентов с российским гражданством не может быть привилегий при поступлении по сравнению с российскими гражданами внутри страны», — поделилась с коллегами эксперт. 

Остроту и актуальность поставленного вопроса отметил и руководитель департамента международного сотрудничества Минобрнауки России Владислав Старженецкий. Он сообщил, что министерство очень много работает с этой темой. 

«Конечно, двери наших вузов должны быть открыты для всех детей-соотечественников, и наша задача заключается в том, чтобы сделать их поступление максимально простым, доступным, понятным и чтобы все знали, какие у нас здесь правила игры и как пользоваться представленными возможностями», — подытожил он. 

Говоря о ключевых проблемах, связанных с поступлением в отечественные вузы детей-соотечественников, эксперт указал на разделение законодательства на два направления. 

«О чем идет речь: мы знаем, как поступают российские граждане и как поступают иностранные граждане. И когда мы говорим про иностранцев, мы знаем, что есть коды, есть платные доборы и т. д. Когда мы говорим про российских абитуриентов, тут тоже в общем и целом правила ясны. А вот когда мы говорим про соотечественников — вот тут-то и начинаются проблемы, потому что эта категория лиц никуда не вписывается. Соотечественники могут быть с двойным гражданством — и иностранец, и российский гражданин. И тут сразу возникает вариативность, из-за которой мы все с вами путаемся», — сказал он. 

Председатель координационного совета организации российских соотечественников Республики Корея Елена Косимова в своей презентации назвала три ключевые проблемы при поступлении соотечественников в российские вузы. 

«Как известно, есть два пути поступления в российские вузы: по правительственным квотам и самостоятельное поступление. Собственно, в них кроется несколько проблем. При самостоятельном поступлении, по сути, нам мешает гражданство, а в правительственных квотах нам мешают две проблемы: требование прописки в РФ, подготовительный факультет и армия», — пояснила эксперт. 

В контексте решения существующих проблем ректор ярославского Государственного технического университета Елена Степанова предложила создать общий документ, который отвечал бы на все озвученные в рамках мероприятия вопросы, а также уточнить статус соотечественника. 

«Первое, что нам необходимо сделать, — это независимо от того, как сейчас выглядит регуляторика и в каком текущем правовом поле мы работаем, у отделов культуры, в консульских службах, в соответствующих посольских структурах и т. д. в обязательном порядке должен быть понятный гайд, который отвечает на все прозвучавшие сегодня вопросы. И это должен быть постоянно обновляемый документ. Второй момент, который также нуждается в уточнении, — это статус соотечественника. Во избежание всех свободных трактовок и некомпетентных действий, потому что такие примеры, к сожалению, есть, причем от структур разного рода», — сказала она. 

В своем письме к участникам мероприятия член НКО «Ассоциация “Женщины России в Малайзии”» Екатерина Чулкова предложила объединить усилия профильных ведомств, государственных структур и общественных организаций для дальнейшей работы над созданием равных условий для поступления соотечественников в российские университеты. 

«С каждым годом вопрос о поступлении соотечественников с гражданством РФ или с двойным гражданством становится все чувствительнее. Сегодня растет целое поколение детей, которые хотят учиться в России. И в данном контексте я бы хотела предложить к рассмотрению инициативу объединить усилия государственных структур, министерств образования, образовательных учреждений и общественных деятелей для совместной работы с целью создания справедливых условий для поступления в вузы детей-соотечественников с российским гражданством. Инициативная группа нужна для открытого конструктивного диалога», — написала эксперт.

По итогам работы круглого стола будут сформулированы рекомендации, которые в дальнейшем будут направлены всем профильным ведомствам и министерствам для рассмотрения.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*