Основы государственной культурной политики: мнение общественности

21.12.2021 223

В Общественной палате РФ 20 декабря обсудили проект корректировок Основ государственной культурной политики, подготовленных Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева.

Основы государственной культурной политики были утверждены Указом Президента Российской Федерации еще в 2014 году, но за последние годы и внутри страны, и на международной арене произошли изменения, потребовавшие их корректировки. По поручению Минкультуры России был подготовлен проект корректировок Основ государственной культурной политики.

Основная цель текущих поправок — приведение документа в соответствие с новыми положениями Конституции РФ, согласно которой культура является уникальным наследием ее многонационального народа, поддерживается и охраняется государством, пояснила Ирина Великанова, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, генеральный директор Государственного центрального музея современной истории России.

Фото - oprf.ru

«Культура — это многомерная живая система, мощный фактор общественного развития экономического роста и даже, в полном смысле этого слова, обеспечение национальной безопасности суверенитета России», — напомнила она.

Директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева Владимир Аристархов обратил внимание на те изменения в Конституции, которые имеют прямое отношение к культуре, культурному наследию. Это тезисы о том, что культура как уникальное наследие многонационального народа поддерживается и охраняется государством; об акценте на задачу воспитания граждан и необходимость сохранения и поддержки традиционных семейных ценностей — брака как союза мужчины и женщины; о поддержке институтов гражданского общества; о понятии общероссийской идентичности.

Он отметил принципиальное отличие предыдущей редакций Стратегии национальной безопасности от новой, принятой в июле этого года. Речь в ней идет о защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти:

«Откуда следует, что государство обязано поддерживать не все то, что объявляет себя культурой, а только то, что помогает нам сохранить и поддержать наши традиционные ценности».

Задача документа, уточнил Владимир Аристархов, указать приоритеты этой поддержки — систему ориентиров, позволяющую принять правильное решение о выделении средств на ту или иную культурную инициативу. Он также подчеркнул необходимость противодействия деструктивному воздействию из-вне на традиционные российские культурные ценности. Принимать решение о соответствии этим традиционным ценностям надо с учетом мнения общественности — привлекать к управлению культурой институты гражданского общества.

Союз театральных деятелей (СТД) России не поддержал предлагаемые поправки и считает их неприемлемыми для театрального сообщества, заявил советник председателя СТД РФ, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок.

«Не всегда предлагаемые поправки могут коррелироваться с тем, что происходит в современном творчестве. Мы очень опасаемся за то, кто будет решать, что традиция, а что нет. Кроме того, данный документ адресован органам государственного управления. А мы прекрасно видим, что сегодня происходит с культурой на местах, когда чиновники, руководствуясь своими, порой не совсем прозрачным интересами, производят объединения театров, лишают театры финансовой самостоятельности, идентичности, утверждают репертуар для постановок и т.д. Сегодня, к сожалению, влияние чиновников на местах на культуру вызывает у нас неподдельную боль за то, что происходит», — озвучил он мнение театрального сообщества.

По его мнению, неразумно создавать дополнительные общественные институции, которые будут оценивать деятельность современного театра — для этого есть профессионалы Союза театральных деятелей России. Кроме того, оценка любого творчества есть прежде всего оценка зрителя, говорит он, — плохой, не интересный публике спектакль сам уйдет из репертуара.

Свои замечания и дополнения к проекту корректировок Основ государственной культурной политики озвучили члены Общественной палаты РФ.

Проблему сохранения исторической памяти поднял заместитель Секретаря ОП РФ Александр Школьник: «Считаю, что в Основах государственной культурной политики необходимо более четко обозначить значение сохранения исторической памяти как одного из базовых компонентов нашей культурной и национальной идентичности. Убежден также, что культура памяти должна противостоять диктатуре беспамятства, которая стала доминантой внешней и внутренней политики во многих странах Запада».

Он также отметил роль музейных учреждений в увековечивании героического подвига российского народа во Второй мировой войне и обратил внимание, что не все музеи в российских регионах имеют качественные исторически достоверные экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне, а ведь они должны выполнять функцию центров патриотического воспитания.

«Вполне возможно, что политика сохранения исторической памяти требует отдельного документа и не совсем коррелирует непосредственно с Основами государственной культурной политики, хотя музеи — это учреждения культуры, и мы отчетливо понимаем, что история и культура всегда идут рядом», — сказал Александр Школьник.

Еще один аспект, на который он обратил внимание — Стратегия государственной культурной политики, которая, являясь дорожной картой, рабочим инструментом воплощения Основ государственной культурной политики, по его мнению, тоже требует изменений и корректировок, т.к. тоже опирается на Конституцию РФ и другие важнейшие документы.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, ректор ГИТИСа Григорий Заславский напомнил, что в свое время документ «Основы государственной культурной политики» многими воспринимался как некий аппарат давления. Но прошло какое-то время, и стало понятно, что благодаря документу появился Фонд поддержки культурных инициатив и заработали другие институты поддержки культуры и искусства. Сегодня перемены в Основах государственной культурной политики назрели, убежден он:

«Другое дело, какими они должны быть. Мы прекрасно понимаем, что там, где есть услуга, там оценивает потребитель. В театре это зритель. Но очень важно развести: где важна экспертная оценка, где государственные интересы, а где естественный рынок — билеты в тот или другой театр, потому что зритель сам голосует рублем и своими ногами».

Григорий Заславский предупреждает, что надо с осторожностью относиться к понятию «культурный суверенитет».

«Культурный суверенитет — это на самом деле “закрыться и обороняться”, а российская культура не должна обороняться, а, наоборот, агрессивно, в хорошем смысле слова, наступать. Она должна бытm показательной: нам есть, что показать, есть, чем привлечь людей. Мы должны думать о продвижении культурных ценностей, о протекционизме по отношению к отечественной культуре как на российском рынке, так и на международном. А “культурный суверенитет” — это очень опасное словосочетание, и мне оно кажется губительным для поддержки отечественной культуры со всеми ее великими и замечательными традициями», — сказал он.

Также Григорий Заславский поддержал точку зрения Ирины Великановой о том, что в документе должна быть зафиксирована роль Фонда поддержки культурных инициатив.

Член Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Иван Есин заметил, что в проекте корректировок перечислены не все определенные Конституцией традиционные российские духовно-нравственные ценности и предложил полностью интегрировать их в документ: «Поскольку Конституция принята всенародно, нам другой легитимации, как мне кажется, не нужно. Если мы с точки зрения конституционных ценностей будем смотреть на определенные явления в культуре, многое станет сразу ясно и поможет поддержать культуру».

Ольга Воронова, член Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, указала, что в список документов, на которые опираются Основы государственной культурной политики, не внесен Указ Президента РФ о Межведомственной комиссии по историческому просвещению. Она также посетовала на то, что документе не употребляется понятие «мягкая сила» — сегодня чрезвычайно важное и актуальное, предусмотренное в концепции Международной политики РФ:

«Мне представляется, что ресурсы мягкой силы, непременно включающие в себя сферу культуры, должны быть указаны в этом документе».

Ольге Вороновой не понятно, что имеется в виду под «качественным обновлением личности» — такая формулировка есть в действующих Основах. «Может быть, правильнее было бы сказать “духовно-нравственное совершенствование личности, рост ее социокультурных, профессиональных, цифровых компетенций”?» — предлагает она.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло предложил повременить с закреплением в Основах государственной культурной политики креативных индустрий:

«Я считаю, что это все-таки эксперимент. Если пройдет два–три года, и мы поймем, что попытка сделать из культуры индустрию удалась, получим прекрасный культурный продукт, еще и зарабатывающий, то через два года давайте и включим».

Что касается общественных институтов, которым предстоит определять приоритеты, то, по его мнению, это могут быть министерства культуры, общественные палаты и творческие союзы, которым должна отводиться здесь главенствующая роль.

Эксперты пришли к выводу, что предложения требуют широкого обсуждения, в том числе в регионах, где проблемы с состоянием культуры, сохранением объектов культурного наследия проявляются наиболее остро. Также они настаивают, что необходим подготовить план реализации того, что продекларировано в Основах государственной культурной политики, только тогда можно будет оценить эффективность этих мер.

Ирина Великанова передоложила подумать о включении в документ таких важных инфраструктурных организаций культурной политики, как Фонд президентских грантов и Президентский фонд культурных инициатив. Последний только по итогам первой волны поддержал 1478 проектов на общую сумму 3,2 млрд. Кроме того, она считает, что в Основах государственной культурной политики необходимо прописать Институт развития интернета, который призван поддержать проекты по созданию позитивного контента в сети — это то, в чем Россия остро нуждается. Также главу Комиссии ОП РФ насторожило, что из Основ государственной культурной политики исключили подраздел о ресурсном обеспечении разработки и реализации государственной культурной политики.

«Мы все понимаем, что ни один закон не является догмой — время идет, меняются общественные отношения, запросы общества. Естественно, что законодательство должно на все это откликаться и соответствовать времени. Это серьезный базовый документ и понятно, что споров будет много. Надеюсь, что все наши замечания и предложения тоже будут учтены», — подвела Ирина Великанова итоги слушаний.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*