По данным соцопросов, более 85 процентов девятиклассников не знают, какую профессию выбрать, а более 35 процентов десятиклассников не определились с выбором будущего вуза.
- Именно поэтому вместе с коллегами из РНБ, преподавателями вузов мы разработали комплексную программу, нацеленную на то, чтобы не только рассказать старшеклассникам о гуманитарных специальностях, востребованных современными библиотеками, музеями, театрами, но и научить их тому, как подготовиться к вступительным испытаниям на конкретную специализацию, как сдать творческий экзамен, - говорит руководитель "Гуманитариума", советник генерального директора РНБ по проектной деятельности и развитию Полина-Тереза Давыдова.
Отобрать участников - победителей олимпиад с опытом творческой и исследовательской деятельности - помогала "Академия талантов".
- Мы, со своей стороны, провели отбор из уже предложенных нам кандидатур, попросив ребят написать творческое эссе, связанное с опытом их жизни, интересами, профессиональными стремлениями. В итоге отобрали 23 человека. Могли бы и больше, но повлияли ограничения, связанные с пандемией, - поясняет руководитель "Гуманитариума".
Российская национальная библиотека стала практически идеальной площадкой для подобного профориентационного эксперимента. Здесь участники проекта общались с учеными, специалистами, занимающимися изучением и сохранением культурно-исторического наследия, театроведами, писателями, сценаристами, проект-менеджерами, маркетологами, экономистами в сфере культуры. Кроме этого, были еще походы в театр, и старшеклассники получили опыт написания отзыва на спектакли.
В результате участники проекта не только обогатили свой интеллектуальный багаж, но и, как многие из них признавались, обрели новый взгляд на привычные вещи и на самих себя. По словам ребят, узнавая про культурный контекст прошлого и настоящего, они пытались понять, кто они: "творцы", "аналитики" или "посредники" между искусством и публикой? И после каждого занятия поражались, как за такой короткий промежуток времени удается отыскать в себе новые стороны.
- Чтобы определить свое место в мире, в том числе профессиональное, нужно изучить себя, разобраться в том, кто я есть. Многие люди, увы, не могут решить эту задачу на протяжении всей свой жизни… Кроме того, следуя теории Константина Станиславского, мы пытались донести мысль: если вы умеете управлять собой, то в конечном счете будете успешно и профессионально играть любые социальные роли, - говорит Полина-Тереза Давыдова.
Участнице "Гуманитариума" Насте Мокшанихиной семнадцать лет, она учится в 11-м классе. С восьми лет занимается в театральной студии, мечтает стать актрисой. Правда, как сама признается, с определенных пор у нее стали появляться сомнения в своем выборе. И придя на эту программу, она поняла, что кем бы ни в итоге ни стала - актрисой, искусствоведом, специалистом в смежной области, - все равно получит много возможностей для реализации своего потенциала.
Чему еще научило участие в проекте? По словам Анастасии, теперь она каждое свое действие пытается понять и осмыслить. И тогда определенные трудности сегодняшнего дня начинают восприниматься не как бесполезная трата времени, а как этап, который необходимо преодолеть, чтобы дальше сделать что-то большее.
- Честно говоря, я испытывала минимум ожиданий в отношении проекта, - признается еще одна участница проекта - восемнадцатилетняя Юля Лубкина, ритм-гитаристка рок-группы "Команда Камчатка". - Предполагала, что это нечто вроде очередного тренинга. И была очень обрадована, когда все оказалось гораздо шире и объемнее. Темы лекций были такие, какие я даже не могла себе и предположить. К примеру, мы часто обращались к философии, это оказалось очень полезно и заставило меня задуматься насчет своей роли в культурном творчестве. Пока я чувствую себя в большей степени "посредником", нежели "творцом".
С профессиональным выбором Юля определилась точно: будет поступать в СПбГУ, хочет стать искусствоведом. По ее словам, так она сможет заниматься и критикой, и выставочной деятельностью, которая ее очень привлекает. Музыка останется хобби, но кто знает, что будет дальше: время покажет.
Еще одна слушательница "Гуманитариума", девятиклассница Даша Большакова, рассказала, что после участия в проекте стала гораздо меньше времени уделять соцсетям.
- Поймала себя на мысли: бессмысленно листая фотографии в соцсетях, я иду по пути наименьшего сопротивления и заставляю себя не думать, - говорит Даша. - И поняла, что это время можно использовать с гораздо большей пользой - хотя бы для того, чтобы проанализировать свои поступки и поведение других людей...
После окончания пилотной части "Гуманитариума" его участники получили "домашнее задание" - придумать творческие проекты в сфере своих интересов и предполагаемой будущей профессии.
Настя Мокшанихина задумала подкаст "Контекст" - интервью с интересными людьми о ключевых проблемах искусства, науки, культуры. Проект Юли Лубкиной - творческий вечер в стенах РНБ, посвященный Виктору Цою. Десятиклассница Анна Редько увлекается лингвистикой, ее проект - исследовательский, посвящен структуре заимствований иностранных слов в русском языке. А Дарья Большакова задумала выставку "Три морские стихии". По ее словам, участие в "Гуманитариуме" позволило ей попробовать сделать свой первый настоящий экспериментальный проект.
- Мне нравится посещать с друзьями выставки в современных общественных пространствах. И я предлагаю устроить в новом здании РНБ на Московском проспекте выставку, посвященную писателям-маринистам и чувству моря. Чтобы каждый мог ощутить вдохновение, которое чувствовали они. Первый зал будет посвящен "Алым парусам" Александра Грина, второй - покорению Арктики, в нем даже температура воздуха должна быть понижена, чтобы у посетителя создавалось ощущение арктического холода. Третий зал, про теплые моря, предполагается оформить тропическими декорациями…
Организаторы "Гуманитариума" намерены осуществить лучшие инициативы его участников в пространстве Российской национальной библиотеки. Хотя, разумеется, не все предложенные проекты выполнимы в полном объеме. Авторы лучших кейсов получат сертификаты от РНБ на целевое поступление в петербургские вузы.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.