13 декабря в Общественной палате РФ состоялся IV съезд Общероссийской общественной организации «Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов» (ВОРДИ).
Организаторами мероприятия выступили Комиссия ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик и ВОРДИ.
Эксперты обсудили вопросы доступности инклюзивного и коррекционного образования для детей-инвалидов и людей старше 18 лет с различными ментальными и иными ограничениями. Открывая съезд, с приветственным словом выступила председатель Комиссии ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик, президент попечительского совета некоммерческой организации «Благотворительный фонд Дианы Гурцкая помощи незрячим и слабовидящим детям “По зову сердца”» Диана Гурцкая.
Фото - oprf.ru
«От лица комиссии и от себя лично рада приветствовать вас на площадке ОП РФ. ВОРДИ — молодая организация. Она начала свою деятельность в 2018 году. Но за прошедшее время вы сумели сделать многое. Вы добиваетесь системных изменений, направленных на улучшение жизни семей с инвалидностью. Многие ваши инициативы уже получили законодательное воплощение. Уверена, что предложения, выработанные на секциях нашей сегодняшней конференции, также будут учтены в решениях органов власти. Особенно хочу отметить консультативную помощь, которую вы оказываете нашим семьям по широкому кругу вопросов, охватывающему все сферы жизни ребенка и взрослого с инвалидностью. Вы объединяете родителей детей-инвалидов на основе единых жизненных ценностей — желания дать лучшее будущее своим особым детям. Вместе вы работаете для того, чтобы создать для них достойные условия жизни. В этом благородном деле вы всегда можете рассчитывать на поддержку Общественной палаты, мою помощь», — сказала она.
Презентацию с результатами мониторинга доступности инклюзивного образования, который был запущен экспертно-аналитическим центром ВОРДИ неделю назад представила руководитель центра Наталья Авловичева. Эксперт сообщила, что в 2021 году в опросе стало участвовать больше родителей детей от восьми до 18 лет. При этом количество родителей детей от нуля до трех лет резко сократилось.
«Видимо, они получают какие-то услуги от государства, поэтому у них не возникает проблем», — предположила эксперт.
Наталья Авловичева рассказала, что относительно прошлого года количество детей с оформленной инвалидностью увеличилось практически на восемь процентов, и на первое место вышли речевые нарушения.
«В опросе, который мы предоставляли Министерству просвещения в начале 2020 года, первые две строчки были зеркальны: 42 процента детей с расстройствами аутистического спектра и 38 процентов с речевыми нарушениями. Я считаю, что это результат нашей работы. По нашей просьбе Министерство просвещения опубликовало несколько рекомендательных писем по тому, как включать детей с нарушениями речи, даже если у них неадаптированная программа в образовании», — сказала она.
Проректор по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования, член ученого совета МГППУ Светлана Алехина сказала, что, несмотря на недочеты и шероховатости, идея инклюзии в стране эволюционирует и развивается, причем системно.
«Мы всего девять лет находимся в поле законодательного закрепления инклюзивного образования, и это очень маленький отрезок времени, который нужен для того, чтобы сделать все уровни образования инклюзивными в соответствии со всеми принципами. Это очень долгосрочная стратегия, и она предельно емкая с точки зрения ресурсов. Так что в этом смысле эти восемь лет непрерывной работы экспертов говорят о том, что мы двигаемся в правильном направлении и действительно развиваем инклюзивный процесс», — отметила она.
Светлана Алехина обратила внимание на проблему несоразмерности статусов детей с различными ограниченными возможностями.
«Посмотрите на разрывы, которые мы имеем в части того конфликта, о котором сегодня мы везде говорим. Согласитесь, он тоже должен быть осознан и отрефлексирован как родителями, так и профессионалами своего дела. А самое главное — этот конфликт должен быть отработан государственными властями, которые регулируют финансирование системного образования», — подытожила она.
Подробно о правах и возможностях людей с инвалидностью и ограничениями здоровья в сфере образовательных услуг рассказала заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Юлия Сачко. Она сообщила, что в 2012 году была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, и она обязала сделать образование доступным и качественным для лиц с инвалидностью. Таким образом, у нас, помимо обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в системе образования и в законе об образовании есть еще и обучающиеся с инвалидностью.
«Важно понимать, что это не всегда одна и та же категория граждан. В любом случае в Российском законодательстве есть два разных документа, подтверждающих тот или иной статус. Федеральным законом о социальной защите инвалидов регламентируется обеспечение прав на получение ими доступного образования, и нормы этого закона цитирует ФЗ № 273. Вместе с тем их социальные гарантии, права, вообще все то, что регламентируется законодательством для разных категорий обучающихся, а в данном случае обучающихся с инвалидностью и различными ограничениями по здоровью, — это очень разные истории», — подчеркнула эксперт.
Юлия Сачко объяснила, что родители детей с инвалидностью освобождаются от оплаты за присмотр и уход, будь то дошкольная образовательная организация или группа продленного дня. Таким ученикам полагается стипендия, сдача государственной итоговой аттестации в ином формате, выбор меньшего количества экзаменов при сдаче ГИА в школе, а еще поступление в организации высшего образования по квоте. При этом обучающимся с ограниченными возможностями здоровья полагается организация образования по специальным адаптированным с учетом всех психофизических особенностей программам, реализация которых невозможна без специальных учебников и учебных пособий.
Если речь идет о тех детях, у которых имеются выраженные нарушения интеллекта в сочетании с другими нарушениями, например опорно-двигательной функции, расстройствами аутистического спектра, сенсорными нарушениями и т. д., то в силу своего особенного развития ранее они долгое время считались необучаемыми. Инструменты для того, чтобы включать их в образование, появились только в 2016 году, когда вышел новый образовательный стандарт, сказал член Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Андрей Царев.
«Безусловно, когда этот инструмент появился, он сыграл огромную роль в образовательном процессе таких детей. Когда мы его разрабатывали, идея была такая: во главе угла должен стоять сам ребенок, а не какая-то конкретная программа, так, чтобы программа разрабатывалась на конкретного обучающегося, на его особенности и потребности. Собственно, таким инструментом в данном случае стал СИПР — индивидуальная программа развития. Но вместе с тем практика внедрения показала, что в законодательстве есть слабые места. Впрочем, как и в самом образовательном стандарте», — сказал он.
По итогам конференции будут сформулированы рекомендации, направленные на решение задач по формированию доступной образовательной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями по здоровью как одного из важнейших элементов развития общества и улучшения качества жизни населения в нашей стране.
Источник: Пресс-служба ОП РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.