Образование для детей с ОВЗ и инвалидностью

15.12.2021 127

13 декабря в Общественной палате РФ состоялся IV съезд Общероссийской общественной организации «Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов» (ВОРДИ).

Организаторами мероприятия выступили Комиссия ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик и ВОРДИ.

Эксперты обсудили вопросы доступности инклюзивного и коррекционного образования для детей-инвалидов и людей старше 18 лет с различными ментальными и иными ограничениями. Открывая съезд, с приветственным словом выступила председатель Комиссии ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик, президент попечительского совета некоммерческой организации «Благотворительный фонд Дианы Гурцкая помощи незрячим и слабовидящим детям “По зову сердца”» Диана Гурцкая.

Фото - oprf.ru

«От лица комиссии и от себя лично рада приветствовать вас на площадке ОП РФ. ВОРДИ — молодая организация. Она начала свою деятельность в 2018 году. Но за прошедшее время вы сумели сделать многое. Вы добиваетесь системных изменений, направленных на улучшение жизни семей с инвалидностью. Многие ваши инициативы уже получили законодательное воплощение. Уверена, что предложения, выработанные на секциях нашей сегодняшней конференции, также будут учтены в решениях органов власти. Особенно хочу отметить консультативную помощь, которую вы оказываете нашим семьям по широкому кругу вопросов, охватывающему все сферы жизни ребенка и взрослого с инвалидностью. Вы объединяете родителей детей-инвалидов на основе единых жизненных ценностей — желания дать лучшее будущее своим особым детям. Вместе вы работаете для того, чтобы создать для них достойные условия жизни. В этом благородном деле вы всегда можете рассчитывать на поддержку Общественной палаты, мою помощь», — сказала она.

Презентацию с результатами мониторинга доступности инклюзивного образования, который был запущен экспертно-аналитическим центром ВОРДИ неделю назад представила руководитель центра Наталья Авловичева. Эксперт сообщила, что в 2021 году в опросе стало участвовать больше родителей детей от восьми до 18 лет. При этом количество родителей детей от нуля до трех лет резко сократилось.

«Видимо, они получают какие-то услуги от государства, поэтому у них не возникает проблем», — предположила эксперт. 

Наталья Авловичева рассказала, что относительно прошлого года количество детей с оформленной инвалидностью увеличилось практически на восемь процентов, и на первое место вышли речевые нарушения.

«В опросе, который мы предоставляли Министерству просвещения в начале 2020 года, первые две строчки были зеркальны: 42 процента детей с расстройствами аутистического спектра и 38 процентов с речевыми нарушениями. Я считаю, что это результат нашей работы. По нашей просьбе Министерство просвещения опубликовало несколько рекомендательных писем по тому, как включать детей с нарушениями речи, даже если у них неадаптированная программа в образовании», — сказала она.

Проректор по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования, член ученого совета МГППУ Светлана Алехина сказала, что, несмотря на недочеты и шероховатости, идея инклюзии в стране эволюционирует и развивается, причем системно.

«Мы всего девять лет находимся в поле законодательного закрепления инклюзивного образования, и это очень маленький отрезок времени, который нужен для того, чтобы сделать все уровни образования инклюзивными в соответствии со всеми принципами. Это очень долгосрочная стратегия, и она предельно емкая с точки зрения ресурсов. Так что в этом смысле эти восемь лет непрерывной работы экспертов говорят о том, что мы двигаемся в правильном направлении и действительно развиваем инклюзивный процесс», — отметила она.

Светлана Алехина обратила внимание на проблему несоразмерности статусов детей с различными ограниченными возможностями.

«Посмотрите на разрывы, которые мы имеем в части того конфликта, о котором сегодня мы везде говорим. Согласитесь, он тоже должен быть осознан и отрефлексирован как родителями, так и профессионалами своего дела. А самое главное — этот конфликт должен быть отработан государственными властями, которые регулируют финансирование системного образования», — подытожила она.

Подробно о правах и возможностях людей с инвалидностью и ограничениями здоровья в сфере образовательных услуг рассказала заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Юлия Сачко. Она сообщила, что в 2012 году была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, и она обязала сделать образование доступным и качественным для лиц с инвалидностью. Таким образом, у нас, помимо обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в системе образования и в законе об образовании есть еще и обучающиеся с инвалидностью.

«Важно понимать, что это не всегда одна и та же категория граждан. В любом случае в Российском законодательстве есть два разных документа, подтверждающих тот или иной статус. Федеральным законом о социальной защите инвалидов регламентируется обеспечение прав на получение ими доступного образования, и нормы этого закона цитирует ФЗ № 273. Вместе с тем их социальные гарантии, права, вообще все то, что регламентируется законодательством для разных категорий обучающихся, а в данном случае обучающихся с инвалидностью и различными ограничениями по здоровью, — это очень разные истории», — подчеркнула эксперт.

Юлия Сачко объяснила, что родители детей с инвалидностью освобождаются от оплаты за присмотр и уход, будь то дошкольная образовательная организация или группа продленного дня. Таким ученикам полагается стипендия, сдача государственной итоговой аттестации в ином формате, выбор меньшего количества экзаменов при сдаче ГИА в школе, а еще поступление в организации высшего образования по квоте. При этом обучающимся с ограниченными возможностями здоровья полагается организация образования по специальным адаптированным с учетом всех психофизических особенностей программам, реализация которых невозможна без специальных учебников и учебных пособий.

Если речь идет о тех детях, у которых имеются выраженные нарушения интеллекта в сочетании с другими нарушениями, например опорно-двигательной функции, расстройствами аутистического спектра, сенсорными нарушениями и т. д., то в силу своего особенного развития ранее они долгое время считались необучаемыми. Инструменты для того, чтобы включать их в образование, появились только в 2016 году, когда вышел новый образовательный стандарт, сказал член Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Андрей Царев.

«Безусловно, когда этот инструмент появился, он сыграл огромную роль в образовательном процессе таких детей. Когда мы его разрабатывали, идея была такая: во главе угла должен стоять сам ребенок, а не какая-то конкретная программа, так, чтобы программа разрабатывалась на конкретного обучающегося, на его особенности и потребности. Собственно, таким инструментом в данном случае стал СИПР — индивидуальная программа развития. Но вместе с тем практика внедрения показала, что в законодательстве есть слабые места. Впрочем, как и в самом образовательном стандарте», — сказал он.

По итогам конференции будут сформулированы рекомендации, направленные на решение задач по формированию доступной образовательной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями по здоровью как одного из важнейших элементов развития общества и улучшения качества жизни населения в нашей стране.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*