Человек, природа, общество и технологии. На Конгрессе молодых ученых прошла пленарная сессия тематического месяца «Декабрь»

09.12.2021 79

Специалисты обсудили, как технологии влияют на человека, природу и общество, а также что такое природоподобные технологии и какие прорывы в этой области существуют.

Модератором пленарной сессии выступил президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. Он отметил, что развитие технологий влияет на ценность человека в обществе, и подчеркнул важность гуманитарного знания:

«В начале XX века в сельском хозяйстве работал 80% людей, чтобы обслужить небольшое городское население. Что произошло концу XX века? 2-3% населения любой развитой страны решают все вопросы в сельском хозяйстве. Развились технологии, производительность так возросла, что люди перестали быть нужны сельскому хозяйству. Сельское хозяйство выкинуло людей, но их подобрала промышленность.

Сегодня тот процесс, который произошел в прошлом веке в сельском хозяйстве, активно происходит в промышленности. Людей выталкивает, и их никто не может подобрать.

Именно поэтому возрастает роль гуманитарного знания и гуманитарных наук. Потому что мы должны людей, которые превращены в функции, дегуманизированы, вернуть назад, создать гуманистический образ человека.

С моей точки зрения, это сегодня одна из главных наших задач нашей страны — предложить свой вариант развития, в котором гуманистическое начало должно быть основой всего. Именно поэтому образование должно давать гуманитарного базу».


Фото: Григорий Сысоев/Фотохост Конгресса молодых ученых

С ним согласился и министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Он отметил, что в наше время технологии все сильнее влияют на общение между людьми. Если раньше soft skills, то есть умение работать в команде и выстраивать отношения, приобретали в школе и на спортивной площадке, то теперь эти навыки приходится развивать отдельно. И роль гуманитарного знания лишь возрастает.

«Социогуманитарные технологии у нас настолько уникальны, что их, в большинстве своем, нельзя инсталлировать из другого общества. Но если вы владеете социогуманитарными технологиями — а в основе передовых технологий все равно лежит гуманитарная наука — то вы можете проложить путь передовым производственным и научным технологиям.

В качестве примера возьмем атомные технологии, которые сегодня абсолютное большинство считают вполне вписывающимися в доктрину зеленой экономики. Мы знаем, что ряд стран исходя из гуманитарных соображений использовать их просто отказались. Не берусь судить, насколько это правильно в долгосрочной перспективе, но это пример того, что гуманитарное знание может как способствовать, так и тормозить развитие технологий. Может как способствовать тому, что мы будем обеспечены собственными технологиями, так и привести в другую сторону, когда мы будем зависимы от технологий, разрабатываемых в других обществах.

Я призываю к тому, чтобы было гармоничное сочетание. Вот такая конвергенция между общественными, гуманитарными науками и самыми передовыми производственными, научными технологиями, которые лежат в области естественных и точных наук», — рассказал глава ведомства.

Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской отметил особую ценность образования. Он подчеркнул, что именно оно придает жизни осмысленность. «Вакуум человеческих смыслов и целей никакие технологии заполнить не смогут», — подчеркнул ученый. Он также отметил, что знание должно представлять собой непрерывную цепь: от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам.

«Задача, стоящая перед научным сообществом, — это баланс между необходимостью прорывных технологий и революционных решений с одной стороны, и принципом Гиппократа «не навреди» с другой. И понимание этой грани возможно только через осознанность и ясное понимание смыслов и ценностей происходящего, и это как раз должно решать образование», — сказал Андрей Рудской.

Посмотреть обсуждение целиком, а также познакомиться с другими мероприятиями деловой программы можно на сайте Конгресса молодых ученых. 

 

Источник: Год науки и технологий

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*