РАО и перспективы образования

07.12.2021 318

В Российской академии образования состоялось открытие Международной научно- практической конференции «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании». Мероприятие проходит в рамках Года науки и технологий в России в смешанном формате. В нем приняли участие различные эксперты в области науки и высшего образования РФ.

Татьяна Голикова, заместитель Председателя Правительства РФ:

В последние годы система российского образования претерпевает значительные изменения — внедряются новые технологии, и именно поэтому исследование наук об образовании приобретает особое значение. Исследователи вносят большой вклад в развитие наук об образовании. Комплексные исследования, где педагоги интегрированы с наукой имеют особое значение.

Еще один тренд — стратегические исследования, предметом изучения которых могут стать проблемы государственного и международного масштаба, как ответ на глобальные вызовы времени. Сегодня таких научных трудов недостаточно — поле для вашей деятельности огромно. Уверена, что конференция станет площадкой для конструктивной дискуссии и плодотворной работы.

Ольга Васильева, президент Российской академии образования, академик РАО:

Мы сегодня взяли на себя ответственность собрать столь авторитетное профессиональное сообщество для обсуждения самого насущного вопроса: как COVID-19 повлиял на систему образования. COVID-19 обнажил также серьезные проблемы, которые раньше такими не казались, в том числе связанные с цифровизацией. На наших глазах происходит фундаментальная социальная трансформация — сдвиги в сознании родителей, а еще включение населения в большой эксперимент под названием «гибридное образование». В истории все повторяется, но в достаточно странном виде — ковидная ситуация с большой ясностью осознает роль учителя в современном виде, поэтому одна из тем — перспективы педагогического образования на современном этапе и как готовить учителя будущего. Перед конференцией стоит задача — дать научную оценку влияния COVID-19 на образовательный процесс, выдать верный анализ, прогноз и выверенные рекомендации по итогам. Пришло время создать портрет современного ребенка, основываясь на передовых научных исследованиях.
 
Правительство видит РАО как ключевого системного интегратора, который экспортирует, аккумулирует лучшие научные и научно-практические разработки и всегда определял передовой опыт учителей, методистов, инноваторов на принципах междисциплинарного подхода, не только определял, но и объединял.

Образование — самая мощная движущая сила прогресса. Повышение устойчивости системы образования позволяет каждой стране решать насущные проблемы, которые, в первую очередь, связаны со становлением деятельности школ, и готовить каждое государство к тому, чтобы более эффективно справляться с такими кризисами в будущем.

Екатерина Алтабаева, заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре:

Вызовы современности и цифровая революция требуют перестройки всей системы образования, динамичного развития всей системы образования. Значимость таких исследований неоднократно обсуждалась на самых высоких уровнях власти.

Наиболее актуальные направления — научное обоснование современных стратегий и прогнозирование тенденций развития образования, технологии управления образовательными системами в современном мире, перспективы развития непрерывного педагогического образования, новые теоретические подходы к обновлению содержания и методов педагогической деятельности, проблемы, перспективы и минимизация рисков развития образования в России в условиях использования цифровых технологий в традиционном обучении.

Это придаст новый импульс как научному поиску, так и продвижению межрегионального и международного сотрудничества в сфере науки и образования.

Ольга Казакова, Председатель Комитета Государственной Думы по просвещению:

Те решения и тот диалог, которые состоятся в рамках конференции, важны не только для научного сообщества. Очень важно, что ваш диалог важен и для практиков, для тех, кто работает на земле, потому что сегодня, соприкасаясь со сложностями современного времени и с той скоростью, с которой происходят новые вызовы, каждый педагог ищет возможности поспевать за новыми вызовами и действовать правильно.

Важно опираться на науку. Те решения, которые вы принимаете, — эти решения и инициативы действительно нам нужны. Даже сегодня научные исследования и решения, которые принимает научное сообщество, как никогда востребованы. Любая проблема, которая сегодня возникает, которая касается либо педагогического процесса, либо цифровых моментов, либо процессов в школьном коллективе — всегда педагоги говорят: «Что нам сегодня на это говорит наука?»

Олег Смолин, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, член Попечительского совета РАО:

Наряду с новыми возможностями цифровизация образования несет значительные риски. В погоне за цифровыми технологиями педагогика не должна терять в качестве. Если говорить о высшем образовании, то долгое время в России искусственно тормозилась его цифровизация. Мы единственная страна большой двадцатки, которая не имеет собственных электронных университетов. Более того, ситуация до пандемии значительно ухудшалась, что сказывалось на наших позициях конкурентной борьбы.

Когда наступила пандемия, российское образование оказалось брошенным в онлайн-обучение без парашюта. Сейчас мы получаем первые результаты: опросы показывают, что 84% детей испытали те или иные негативные психологические состояния, 93% родителей против перевода детей на онлайн-обучение. 20% бакалавров и 30% и магистров готовы полностью онлайн получить образование.

Хотелось бы отметить, что человек читающий и человек, смотрящий картинки, — это 2 психологически разные личности. Неслучайно многие эксперты применительно к школе рекомендуют ограничить использование технологий. Задача наук об образовании — дать правильные ответы на вопросы о том, в какой мере мы можем сейчас использовать эти технологии. С моей очки зрения, мы должны очень осторожно относиться к этому в школьном образовании, с другой стороны, обеспечить возможности электронных университетов при этом не допустить утечку мозгов.

Петр Кучеренко, статс-секретарь – заместитель Министра науки и высшего образования РФ:

Не могу не сказать о той активизации деятельности, которая происходит в последнее время между РАО и Минобрнауки. Мы уверены, что впереди много научных и творческих открытий. Пандемия всех нас проверяет на прочность, дает новые вызовы и преподносит уроки. Пришло время проанализировать ту практику, которая сложилась за 1,5 года, найти позитивные моменты от пандемии и сделать выводы от негативных. Система образования будет модернизироваться и перестраиваться, но жизнь оказалась гораздо активнее, чем мы могли предполагать. Сегодня мы уже оборачиваемся назад. Мы рассчитываем на помощь и поддержку экспертов конференции

Татьяна Васильева, заместитель Министра просвещения РФ:

Важно, что Год науки и технологий заканчивается именно такой педагогической конференцией. Это будет интересно, успешно и перспективно для образования разных уровней. Наша страна всегда славилась талантливыми учеными. И педагогическая наука давала и открытия, и проекты и подходы, перевернувшие и научный, и исторический контекст в мире. Русских, советских ученых-педагогов цитируют, знают и это некий бренд. Укрепление научного потенциала России — это долгосрочная системная работа, ее фундамент заложен в системе просвещения РФ. И РАО в этом фундаменте всегда была сильна традиционно. На этом мете трудно представить другого участника.

Мир стремительно меняется, и школа не остается в стороне. Мы живем в системе глобальной неопределенности. Все это влияет на школу. В соответствии с указом Президента до 2030 года перед нами поставлена глобальная задача, связанная с созданием условий для развития и самореализации каждого. А значит, школа должна стать одной из лучших — войти в десятку лучших в мире систем общего среднего образования. Соответственно, должна быть создана система по работе с талантами и их выявлению.

Только базируясь на выводах ученых система образования может делать шаг вперед. Это сопровождение и база всей системы образования, над которой будет продолжать работать РАО. Задачи, стоящие перед школой, глобальны. Российское школьное образование традиционно славилось своей научной знаниевой составляющей. Я уверена, что оно никуда не уйдет. В этом будет наша конкурентная база.

Вместе с учеными нам предстоит выработать подходы к образованию каждого ребенка. В рамках нацпроекта созданы достаточно серьезные условия для развития талантов, это подтверждает тот факт, что наши школьники побеждают в олимпиадах. Наша задача — выявлять талант у каждого школьника. А вооружить учителя знаниями для этого, конечно, должна наука. Мы надеемся на благоприятное сотрудничество с наукой. Педагогика становится критически важной составляющей для развития страны

Евгений Семченко, заместитель руководителя Рособрнадзора:

Перед системой общего образования поставлена глобальная задача по вхождению в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. Рособрнадзор проводит национальные исследования. Эти результаты показывают, что есть определенные проблемы, которые в условиях пандемии очень существенно обострились: проблема с педагогами — 20% испытывают определенные проблемы в предметной подготовке, 50% — проблемы в методической подготовке; до 80% испытывают проблемы, связанные с объективностью оценивания.

По результатам всех исследований было выявлена категория школ с низкими образовательными результатами, в стране их 9324. Их выявили для дальнейшей последовательной адресной методической помощи и работе с ними, чтобы они переориентировали свою работу. Был переформатирован нацпроект «Образование», переформатированы точки роста.

Пандемия по результатам международных исследований выявила проблему падения качества естественно-научной составляющей образования. Переформатирована работа с педагогическими кадрами данного профиля. В 2021 более 100 тысяч педагогов прошли переквалификацию по востребованным направлениям. Со стороны Рособрнадзора адресная помощь была оказана в рамках проекта 500+, ориентированного на методическое сопровождение педагогов из таких школ. Нашими коллегами проведена большая работа по разработке и утверждению рабочих программ, в них сделан особый упор на развитии функциональной грамотности.

В дальнейшем Рособранадзор будет продолжать также деятельность, связанную с оценкой качества управленческой деятельности в системе образования. Когда мы говорим о повышении качества образования, наш взор, в первую очередь, на учителя, но у нас есть управленческий корпус. И от качества его работы будет зависеть достижение целей качества образования.

Алексей Хохлов, вице-президент РАН:

Научные достижения невозможны без хорошего образования, поэтому очень важны научные разработки в сфере образования. Вызовы, которые есть, в том числе связанные с пандемией, требуют тщательной проработки, включая научную. Что касается РАН, мы в той области, которая касается наук об образовании, очень тесно сотрудничаем с РАО. У нас идет экспертиза практических тем, всех научных отчетов. В тех случаях, когда эта экспертиза касается наук об образовании, мы стараемся привлекать ученых, которые состоят в РАО. В ближайших планах у нас создание особой экспертной группы. которая будет основана как раз на сотрудничестве РАН и РАО.

Еще один проект — проект базовых школ РАН, который мы реализуем в течение нескольких лет. Это инициатив Ольги Васильевой, которая в разговоре с президентов РАН Александром Сергеевым предложила такую идею, чтобы РАН взяла шефство над большим количеством продвинутых школ в регионах и способствовала их развитию. Этот проект развивается в том числе благодаря коллегам-молодым профессорам РАН, которые ездят туда, проводят лекции, курируют школы. Большую поддержку мы чувствуем со стороны региональных властей. Мы надеемся, что этот проект можно будет развивать вместе с РАО, использовать базовые школы как экспертные площадки, как площадки, на которых прорабатываются новые инициативы, в том числе в области науки и образования.

Любовь Духанина, заместитель председателя наблюдательного совета общества «Знание»:

Сегодня российская шкода находится ситуации поиска. И поиск ответов на те вызовы, с которыми она сталкивается, невозможен без точных инструментов науки. То, что работало 50 лет, сегодня работать не может, потому что сегодня мы находимся в других условиях и находимся с другими людьми. Нам приходится искать решения новыми средствами. Школа столкнулась с серьезными противоречиями, которые требуют серьезного научного обсуждения.

Сегодня растет набор требований. Одновременно у нас существуют концепты, которые жестко противоречат друг другу: с одной стороны, мы говорим о всестороннем развитии ребенка, которое он выбирает сам, с другой — стремимся как можно раньше сделать образование практикоориентированным. При этом количество времени, которое ребенок может проводить в школе, ограничено. Столкновение разных концепций: школа это фундаментальное образование или навигатор в мире информации.

94% информации находится в цифровой форме, еще совсем недавно доминировали аналоговые методы. Нельзя не учить ребенка работать с этим, но и работать с информацией нельзя без фундаментальных знаний. Система образования готовит ребенка к полноценной жизни в окружающем мире. Важно восстановить фундаментальный научный задел в работе учителя. Актуализация профстандарта учителя — необходимость сегодняшнего дня. Сами учителя имеют колоссальный запрос на передовой научный опыт, который поможет им в их работе.

Целостная модель современной школы может появиться только благодаря усилиям передовой науки и практики. Школа не может быть просто местом изоляции от всего уродливого, мы нуждаемся в умении ребенка реагировать на разного рода явления.

Стефания Джаннини, заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования:

ЮНЕСКО — базовая организация в сфере образования. Исследования и знания — особые ключи, особенно сейчас, когда необходимо построить мосты между политикой и практикой. Цифровая трансформация встала в центре любой политики. Цифровая трансформация образования — часть всемирной цифровой трансформации. Технологии — это доступ к информации. Нам надо больше анализа и исследований о цифровой трансформации образования. Технологии — это часть картины, которая формирует актуальную повестку. И эта повестка меняется под воздействием междисциплинарности, экологии и других актуальных трендов. Учить и учиться необходимо в кооперации.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*