О подготовке кадров для IT-отраслей

06.12.2021 88

Ректор Университета управления ТИСБИ Алексей Лопатин для телеграм-канала «Наука и университеты»:

В последние годы все чаще звучат голоса специалистов в различных областях о срочной необходимости подготовки для нужд нашей растущей ИТ-индустрии не то 500 тысяч, не то даже 1 млн высококвалифицированных программистов. В противном случае все будет очень плохо и никакого развития в нашей стране просто не предвидится. Вот в этом контексте я хочу рискнуть и выразить альтернативную точку зрения. Я, конечно же, не претендую на истину в последней инстанции, но уверен, что моя позиция вполне обоснована и может быть воспринята профессиональным сообществом.

Во-первых, мне хочется заострить внимание на том, сколько и каких специалистов необходимо готовить для нашей экономики в первую очередь. Конечно, учитывая все современные тенденции развития сетевых технологий, у особо горячих голов от образования возникает желание дать простые ответы на сложные вопросы. Но все же, считаю, что проблемы развития ИТ-технологий и внедрения их в нашу ежедневную реальность являются многоуровневыми и нуждаются в декомпозиции. Итак, в конце 90-ых и даже в начале 00-вых само наличие персонального компьютера, а уж тем более, умение уверенно им пользоваться уже считалось отдельной и очень высокой квалификацией. Шли годы и компьютер на рабочем столе стал абсолютной обыденностью. Фактически, в последние годы продвинутая компьютерная грамотность стала признаком нормальности в любой практической деятельности человека. Если человек не обладает hardskillsв этой области, то он практически полностью выключен из профессиональной, общественной и социокультурной сферы. На сегодняшний день информационные технологии стали сквозными и пронизывают все сферы общественной и профессиональной деятельности человека. Тяжело представить себе конкурентоспособного специалиста-конструктора или технолога в какой-либо конкретной области, не владеющего, например, навыками программирования, в том числе и объектно-ориентированного.

По долгу службы мне очень много приходится общаться с отраслевыми руководителями разного уровня или, как сейчас говорят, топ-менеджерами. Так вот, я ни разу не слышал от них, что на работу требуются «чистокровные» программисты. В основном требуются спецы в совершенно конкретных областях с навыками программирования. Конечно, я ни в коем случае не отрицаю наличие рыночной потребности в программистах, но создается стойкое впечатление, что наше общество, как это часто случается, оказалось в плену фантазий и ложных франтиров. Ведь уже очевидно, что в нашей стране огромная нехватка, например, специалистов в области высокоточного станкостроения. У нас вообще практически отсутствует отечественное станкостроение. А это, на минуточку, одна из основных отраслей машиностроения. Ведь важнейшим из суверенитетов является суверенитет на средства производства. К большому сожалению, ни один «чистокровный» программист без конкретной предметной области не сможет написать управляющие программы для  пятикоординатного обрабатывающего центра, так же, как и не сможет разработать систему компьютерного зрения для роботизированной платформы, обеспечивающей высокоточную сварку на серийном производстве автокомпонентов.

Так кто же нам в итоге нужен: программист, владеющий различными языками программирования, или все же специалист с конкретной предметной областью «в руках», способный самостоятельно ставить задачи, анализировать процессы и только потом «кодить»? Я думаю, ответ очевиден….

И еще, пару слов об университетских преподавателях на ИТ-факультетах. В последние пару десятилетий в нашей академической среде сложилась очень необычная система, в которой основной костяк профессорско-преподавательского состава составляют сотрудники, слабо представляющие себе как выглядит современное производство. Это объективная ситуация, и обусловлена она несколькими аспектами. В первую очередь, значительную негативную роль сыграл общий развал промышленности в 90-ых годах, разрыв производственных связей. Во-вторых, резкое падение престижа исследовательской и преподавательской работы. Фактически, в 90-ые произошел двойной университетский отрицательный отбор. Совокупность этих факторов и еще множества не артикулированных здесь нюансов и привело к ситуации, когда в наших университетах преподают хорошие преподаватели-теоретики.

И если в других наукоемких отраслях ситуацию можно «выровнять» практикой, выпускной квалификационной работой или, в конце концов, магистратурой, то в ИТ-направлениях все намного сложнее. Если мы посмотрим очень внимательно на профиль современного студента, обучающегося на ИТ-специальностях, то обнаружим, что те из ребят, кто хоть что-то из себя представляет, начиная со второго курса уже подрабатывают по специальности. И если им на пути попался такой преподаватель-теоретик и, тем более, если таких было более одного, то рассчитывать на то, что студент доучится до выпуска уже не приходится. Причина одна, подрабатывающий студент понимает в реальных проектах больше, чем его преподаватель. Эти выводы подтверждаются массовыми отчислениями студентов с 3-его и 4-ого курса по 09 УГСН практически во всех университетах. Еще более плачевно обстоят дела с магистратурой и аспирантурой по этим направлениям подготовки и специальностям. «А зачем учиться, если я и так уже все могу», - думают студенты…и уходят в отрасль. А современная ИТ-отрасль не требует наличия диплома, ей нужны только компетенции. Покажи, что ты умеешь - и будешь успешным. Вот что требуют ИТ-компании от специалистов на рынке труда.
ИТ-«университеты» сегодня – это время неформального образования, где доминируют игры, видеокурсы, советы и помощь друзей ….

Очевидным и единственным решением в этой ситуации может быть активное привлечение к педагогической деятельности по ИТ-направлениям специалистов из отрасли. И другого выхода просто нет. Западные университеты это поняли уже давно. В ведущих мировых образовательных центрах основной образовательный процесс обеспечивается «отраслевиками». В чем же их интерес, зачем им тратить свое дорогое время и возиться с молодежью? Ответ тоже абсолютно очевиден: отрасль растет очень быстро и требует не просто «количество», а «качество». А в такой конкурентной среде «право первой ночи» иногда означает победу и огромные деньги….

 

 

Источник: Телеграм-канал «Наука и университеты»

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*