Ректор Университета управления ТИСБИ Алексей Лопатин для телеграм-канала «Наука и университеты»:
В последние годы все чаще звучат голоса специалистов в различных областях о срочной необходимости подготовки для нужд нашей растущей ИТ-индустрии не то 500 тысяч, не то даже 1 млн высококвалифицированных программистов. В противном случае все будет очень плохо и никакого развития в нашей стране просто не предвидится. Вот в этом контексте я хочу рискнуть и выразить альтернативную точку зрения. Я, конечно же, не претендую на истину в последней инстанции, но уверен, что моя позиция вполне обоснована и может быть воспринята профессиональным сообществом.
Во-первых, мне хочется заострить внимание на том, сколько и каких специалистов необходимо готовить для нашей экономики в первую очередь. Конечно, учитывая все современные тенденции развития сетевых технологий, у особо горячих голов от образования возникает желание дать простые ответы на сложные вопросы. Но все же, считаю, что проблемы развития ИТ-технологий и внедрения их в нашу ежедневную реальность являются многоуровневыми и нуждаются в декомпозиции. Итак, в конце 90-ых и даже в начале 00-вых само наличие персонального компьютера, а уж тем более, умение уверенно им пользоваться уже считалось отдельной и очень высокой квалификацией. Шли годы и компьютер на рабочем столе стал абсолютной обыденностью. Фактически, в последние годы продвинутая компьютерная грамотность стала признаком нормальности в любой практической деятельности человека. Если человек не обладает hardskillsв этой области, то он практически полностью выключен из профессиональной, общественной и социокультурной сферы. На сегодняшний день информационные технологии стали сквозными и пронизывают все сферы общественной и профессиональной деятельности человека. Тяжело представить себе конкурентоспособного специалиста-конструктора или технолога в какой-либо конкретной области, не владеющего, например, навыками программирования, в том числе и объектно-ориентированного.
По долгу службы мне очень много приходится общаться с отраслевыми руководителями разного уровня или, как сейчас говорят, топ-менеджерами. Так вот, я ни разу не слышал от них, что на работу требуются «чистокровные» программисты. В основном требуются спецы в совершенно конкретных областях с навыками программирования. Конечно, я ни в коем случае не отрицаю наличие рыночной потребности в программистах, но создается стойкое впечатление, что наше общество, как это часто случается, оказалось в плену фантазий и ложных франтиров. Ведь уже очевидно, что в нашей стране огромная нехватка, например, специалистов в области высокоточного станкостроения. У нас вообще практически отсутствует отечественное станкостроение. А это, на минуточку, одна из основных отраслей машиностроения. Ведь важнейшим из суверенитетов является суверенитет на средства производства. К большому сожалению, ни один «чистокровный» программист без конкретной предметной области не сможет написать управляющие программы для пятикоординатного обрабатывающего центра, так же, как и не сможет разработать систему компьютерного зрения для роботизированной платформы, обеспечивающей высокоточную сварку на серийном производстве автокомпонентов.
Так кто же нам в итоге нужен: программист, владеющий различными языками программирования, или все же специалист с конкретной предметной областью «в руках», способный самостоятельно ставить задачи, анализировать процессы и только потом «кодить»? Я думаю, ответ очевиден….
И еще, пару слов об университетских преподавателях на ИТ-факультетах. В последние пару десятилетий в нашей академической среде сложилась очень необычная система, в которой основной костяк профессорско-преподавательского состава составляют сотрудники, слабо представляющие себе как выглядит современное производство. Это объективная ситуация, и обусловлена она несколькими аспектами. В первую очередь, значительную негативную роль сыграл общий развал промышленности в 90-ых годах, разрыв производственных связей. Во-вторых, резкое падение престижа исследовательской и преподавательской работы. Фактически, в 90-ые произошел двойной университетский отрицательный отбор. Совокупность этих факторов и еще множества не артикулированных здесь нюансов и привело к ситуации, когда в наших университетах преподают хорошие преподаватели-теоретики.
И если в других наукоемких отраслях ситуацию можно «выровнять» практикой, выпускной квалификационной работой или, в конце концов, магистратурой, то в ИТ-направлениях все намного сложнее. Если мы посмотрим очень внимательно на профиль современного студента, обучающегося на ИТ-специальностях, то обнаружим, что те из ребят, кто хоть что-то из себя представляет, начиная со второго курса уже подрабатывают по специальности. И если им на пути попался такой преподаватель-теоретик и, тем более, если таких было более одного, то рассчитывать на то, что студент доучится до выпуска уже не приходится. Причина одна, подрабатывающий студент понимает в реальных проектах больше, чем его преподаватель. Эти выводы подтверждаются массовыми отчислениями студентов с 3-его и 4-ого курса по 09 УГСН практически во всех университетах. Еще более плачевно обстоят дела с магистратурой и аспирантурой по этим направлениям подготовки и специальностям. «А зачем учиться, если я и так уже все могу», - думают студенты…и уходят в отрасль. А современная ИТ-отрасль не требует наличия диплома, ей нужны только компетенции. Покажи, что ты умеешь - и будешь успешным. Вот что требуют ИТ-компании от специалистов на рынке труда.
ИТ-«университеты» сегодня – это время неформального образования, где доминируют игры, видеокурсы, советы и помощь друзей ….Очевидным и единственным решением в этой ситуации может быть активное привлечение к педагогической деятельности по ИТ-направлениям специалистов из отрасли. И другого выхода просто нет. Западные университеты это поняли уже давно. В ведущих мировых образовательных центрах основной образовательный процесс обеспечивается «отраслевиками». В чем же их интерес, зачем им тратить свое дорогое время и возиться с молодежью? Ответ тоже абсолютно очевиден: отрасль растет очень быстро и требует не просто «количество», а «качество». А в такой конкурентной среде «право первой ночи» иногда означает победу и огромные деньги….
Источник: Телеграм-канал «Наука и университеты»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.