Для молодежной и образовательной политики принципиально значимым является преодоление ключевых границ – они возникают при кардинальной смене парадигмы у молодого человека. Так происходит при окончании 9 или 11 класса и поступление в учреждение СПО либо вуз, затем – после выпуска оттуда и начала работы (а кто-то и сразу начинает трудовую деятельность).
Принципиально значимым является формирование сквозных траекторий, которые бы объединяли, в частности, школу и вуз – поскольку именно старшие школьники и студенты являются крайне активной частью гражданского общества, имеющего много сил и энергии для реализации разного рода инициатив и проектов.
Сейчас много говорится о том, что университеты должны глубже заходить в школы – через системы профильных классов, раннюю профориентацию, развитие третьей миссии. Научные институты также развивают свои проекты, например, «базовые школы» Российской академии наук, или кафедры на базе вузов, с профориентацией абитуриентов (как ИСП РАН).
Не менее серьезная проблема стоит между архитекторами и операторами системы поиска и поддержки талантов, социальных лифтов и профессиональных конкурсов. Об это упомянул Сергей Кириенко в обращении к финалистам «Большой перемены» - для 11-классников, например, нет смысла участвовать в конкурсе.
Именно поэтому стоит задача по формированию сквозных траекторий личностного, компететнтностного и проектного роста участников. В первую очередь, как это определил Сергей Кириенко – данный процесс будет происходить через синтез «Большой перемены» и конкурса «Твой ход».
Данные вопросы обсуждались в рамках «ректорской панели» марафона «Знание. Гибкие навыки», которое в Артеке провело Российское общество «Знание». Тема была обозначена достаточно провокационно: «О каких студентах мечтают вузы?». «Научно-образовательная политика» выступила со-организатором дискуссии.
В ней сразу же обозначились два других важных вопроса – «О каких вузах мечтают студенты?» и «Что за общие мечты есть у учащегося и университета?». Ответы на эти вопросы, по большому счету, еще предстоит сформулировать.
Дискуссия была хорошо воспринята самой молодежью – ведь задача «сверки часов» и сопряжения курсов между университетом и абитуриентом – важный предиктор популярности, а отсюда через конкурсный отбор – и силы высшего учебного заведения. В сильном вузе хотят учиться лучшие. А для этого необходима единая матрица целеполагания, где возможности вуза и запросы госполитики будут стыковаться с ожиданиями студентов и потребностями работодателей (в числе которых, конечно, и само государства, и даже сам вуз).
Важно, что как раз на стыке школы и вуза происходит значительная переоценка ценностей – отсюда трансформируются запросы и потребности студентов. И здесь необходимо такая же интеграция мировоззренческих установок, как между различными форматами развития талантов президентской платформы «Россия – страна возможностей».
По итогам обсуждения принято важное решение – запустить серию региональных дискуссий, в фокусе внимания которых будет многосторонняя интеграция: «Большой перемены», «Твоего хода» и иных конкурсов и соцлифтом; тех векторов, по которым выстраиваются мечты и ожидания между студентами и вузами.
Следующим шагом может стать продолжение дискуссии в разных федеральных округах, совместно с конкурсом «Твой ход» и Обществом Знание, с участием Минобрнауки и АНО «Россия - страна возможностей». НОП уже обсуждает с главами регионов и коллегами-ректорами такие встречи на постоянной основе, с возможностью для участников конкурсов экскурсий по вузу, которые проведёт сам руководитель университета.
В фокусе внимания будет не только интеграция различных конкурсов, но и формирование регионального измерения той универсальной матрицы ценностей и идей, которая должна находить свое отражение и в работе вузов, и в мышлении молодежи (если мы хотим говорить об успешной и эффективной молодежной политике).
Подробнее: https://t.me/scienpolicy/21651
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.