Матрица мечты

17.11.2021 74

Для молодежной и образовательной политики принципиально значимым является преодоление ключевых границ – они возникают при кардинальной смене парадигмы у молодого человека. Так происходит при окончании 9 или 11 класса и поступление в учреждение СПО либо вуз, затем – после выпуска оттуда и начала работы (а кто-то и сразу начинает трудовую деятельность).

Принципиально значимым является формирование сквозных траекторий, которые бы объединяли, в частности, школу и вуз – поскольку именно старшие школьники и студенты являются крайне активной частью гражданского общества, имеющего много сил и энергии для реализации разного рода инициатив и проектов.

Сейчас много говорится о том, что университеты должны глубже заходить в школы – через системы профильных классов, раннюю профориентацию, развитие третьей миссии. Научные институты также развивают свои проекты, например, «базовые школы» Российской академии наук, или кафедры на базе вузов, с профориентацией абитуриентов (как ИСП РАН).

Не менее серьезная проблема стоит между архитекторами и операторами системы поиска и поддержки талантов, социальных лифтов и профессиональных конкурсов. Об это упомянул Сергей Кириенко в обращении к финалистам «Большой перемены» - для 11-классников, например, нет смысла участвовать в конкурсе.

Именно поэтому стоит задача по формированию сквозных траекторий личностного, компететнтностного и проектного роста участников. В первую очередь, как это определил Сергей Кириенко – данный процесс будет происходить через синтез «Большой перемены» и конкурса «Твой ход».

Данные вопросы обсуждались в рамках «ректорской панели» марафона «Знание. Гибкие навыки», которое в Артеке провело Российское общество «Знание». Тема была обозначена достаточно провокационно: «О каких студентах мечтают вузы?». «Научно-образовательная политика» выступила со-организатором дискуссии.

В ней сразу же обозначились два других важных вопроса – «О каких вузах мечтают студенты?» и «Что за общие мечты есть у учащегося и университета?». Ответы на эти вопросы, по большому счету, еще предстоит сформулировать.

Дискуссия была хорошо воспринята самой молодежью – ведь задача «сверки часов» и сопряжения курсов между университетом и абитуриентом – важный предиктор популярности, а отсюда через конкурсный отбор – и силы высшего учебного заведения. В сильном вузе хотят учиться лучшие. А для этого необходима единая матрица целеполагания, где возможности вуза и запросы госполитики будут стыковаться с ожиданиями студентов и потребностями работодателей (в числе которых, конечно, и само государства, и даже сам вуз).

Важно, что как раз на стыке школы и вуза происходит значительная переоценка ценностей – отсюда трансформируются запросы и потребности студентов. И здесь необходимо такая же интеграция мировоззренческих установок, как между различными форматами развития талантов президентской платформы «Россия – страна возможностей».

По итогам обсуждения принято важное решение – запустить серию региональных дискуссий, в фокусе внимания которых будет многосторонняя интеграция: «Большой перемены», «Твоего хода» и иных конкурсов и соцлифтом; тех векторов, по которым выстраиваются мечты и ожидания между студентами и вузами.

Следующим шагом может стать продолжение дискуссии в разных федеральных округах, совместно с конкурсом «Твой ход» и Обществом Знание, с участием Минобрнауки и АНО «Россия - страна возможностей». НОП уже обсуждает с главами регионов и коллегами-ректорами такие встречи на постоянной основе, с возможностью для участников конкурсов экскурсий по вузу, которые проведёт сам руководитель университета.

В фокусе внимания будет не только интеграция различных конкурсов, но и формирование регионального измерения той универсальной матрицы ценностей и идей, которая должна находить свое отражение и в работе вузов, и в мышлении молодежи (если мы хотим говорить об успешной и эффективной молодежной политике).

Подробнее: https://t.me/scienpolicy/21651

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*