Университеты: между самообманом и величием

12.11.2021 130

В связи с началом реализации программы поддержки высшей школы "Приоритет 2030" и предстоящим её продолжением "Научно-образовательная политика" приступила к масштабноему исследованию устойчивости программ развития вузов по всей стране.

Мы начали с анализа наличия и качества программ развития университетов, включая планы работ деканов и проректоров (среднесрочных и долгосрочных).

По состоянию на 11 ноября мы провели исследование в 73 университетах (из них более 30 победили в программе Приоритет 2030).

Только в трети из них у проректоров есть долгосрочный план работы с ежегодными индикаторами роста.

Только у 23% этот план работы коррелирует с соответствующими планами работы факультетов и  кафедр.

Иными словами, подавляющее большинство российских вузов работает без утверждённого на учёном совете (то есть, принятого коллективом вуза) , диверсифицированного по направлениям плана работы, соответствующего миссии вуза и иным большим задачам (как победа в Приоритете или задачи НОЦ мирового уровня, ИНТЦ и т.д.).

В большинстве вузов, победивших в Приоритете, ректоры и проректоры уверены, что планы работы руководителей (включая планы кафедр, как основных вузовских ячеек) должны быть увязаны с программой вуза в Приоритете.

Но практически никто из коллег не подтвердил наличие или даже намерение "пронизать" планом работ и соответствующими индикаторами роста всю управленческую вертикаль своего вуза - от кафедр до проректоров и ректора.

У команд вузов, прошедших прокачку в лучших think tank трансформации высшего образования мы выявили точно такие же проблемы (отсутствие внятного плана работы команды), как и у вузов, чьи лидеры не участвовали в ректорских стратсессиях.

Мнение НОП:

Невозможно ожидать командной работы и конкретных показателей успеха от коллектива вуза в условиях отсутствия утверждённого плана работы не менее чем на 5 лет. Это режим "воды в решете", в котором успехи - случайны, а не прогнозируемы.

Деканы в этих условиях не имеют формализованной мотивации развития факультетов, а проректоры не имеют эффективного рычага развития своих направлений работы. Более того, у них нет и должной степени ответственности и управленческой самостоятельности.

Фактически, проректоры без утверждённого плана работы с измеряемыми индикаторами роста это секретари ректора с расширенными полномочиями, а не драйверы роста вуза.

Считаем, что в срок не позднее конца первого квартала 2022 года в каждом вузе должна появится среднесрочная и долгосрочная программа развития.

Индикаторы планов факультетов должны быть сложены из планов по каждой кафедре. Программы проректоров должны быть сложены из программ факультетов/институтов.

Итоги исполнения должны заслушиваться не реже чем раз в пол года на заседаниях ректората и ежегодно на учёном совете вуза (каждый проректор по своему направлению).
В ведущих университетах - и на заседаниях наблюдательного совета.

Кроме эффекта роста показателей вуза такая системная работа, бесспорно, будет мотивировать администрацию, научных работников, ППС и АУП вузов работать более командно, с пониманием что они всё же в одной лодке.

 

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*