«Растим гражданина»: научить детей самостоятельно принимать решения

11.11.2021 205

Расширенная экспертная сессия по развитию самоуправления и гражданского воспитания «Растим гражданина» прошла 9–10 ноября в Общественной палате РФ. В сессии приняли участие 200 специалистов (100 офлайн, 100 онлайн). Среди них представители органов исполнительной власти, научного сообщества, занимающегося вопросами развития системы ученического и студенческого самоуправления, специалисты системы воспитания и профильных НКО.

Пленарное заседание экспертной сессии открыл первый заместитель Секретаря ОП РФ Герой России Вячеслав Бочаров.

«Наша общая задача в том, чтобы дети знали не только историю прошлого, но и современную историю. Найти героев в наше время не менее увлекательно, чем археологические раскопки», — отметил он.

Фото - oprf.ru

Приветствуя участников сессии, Ольга Коробова, депутат Государственной думы Российской Федерации, подчеркнула важность работы с родителями:

«Воспитание детей должно быть на самом первом месте и самом высоком уровне. Необходимо использовать все инструменты, задействовать все институты для этого. Педагоги работают с детьми ежедневно, но сложно изменить то, что идет из семьи. Поэтому важно работать именно с родителями. Нам всем надо учиться разговаривать с детьми, учить их рассуждать, формировать критическое мышление».

Игорь Грибанов, проректор Института развития профессионального образования, руководитель национального центра «Абилимпикс», рассказал о работе по вовлечению ребят с ограниченными возможностями здоровья в те крупные проекты, которые сегодня предоставляют возможности для самореализации в стране. Мониторинг доступности мероприятий и электронных сервисов показал, что многие из них не доступны для молодежи с инвалидностью. Одним из озвученных предложений стало проведение профориентационных смен для ребят с инвалидностью на базе всероссийских детских центров.

Приветствие в адрес участников экспертной сессии направил заместитель министра образования Республики Беларусь Александр Кадлубай: «Гражданское воспитание детей и молодежи — это многогранный процесс освоения навыков демократического самоуправления, формирования правовой культуры, грамотной оценки происходящих событий, ответственности за политический и нравственный выбор. Только будучи вместе, общаясь друг с другом, мы научим подрастающее поколение ценить и сохранять те богатейшие культурные и исторические традиции, которые за многие столетия сформированы нашими предками, впишем новые страницы в славную летопись ратных и трудовых свершений наших братских народов и сможем смотреть в будущее с оптимизмом».

Еще один приветственный адрес поступил от заместителя министра просвещения Российской Федерации Дениса Грибова: «Сегодня наше общество нуждается в новейших методиках и технологиях укрепления гражданской ответственности, патриотического воспитания, популяризации в среде обучающихся знаний о духовном, культурном, историческом, национальном наследии нашей страны. Именно от вас, специалистов сферы воспитания, зависит формирование гражданской позиции подрастающего поколения, а значит, успешное кадровое развитие Российской Федерации в будущем. Мы высоко ценим ваш ежедневный труд и от всей команды Министерства просвещения желаем новых педагогических свершений!»

Итоги секции «Гражданственность и патриотизм» представили Татьяна Осмоловская, директор Гродненского государственного областного дворца творчества детей и молодежи, и модератор секции Виталий Шереметьев, председатель общероссийской общественной молодежной патриотической организации «Наследие». Участники секции предложили активнее использовать потенциал музейной педагогики в патриотическом воспитании, использовать современные технологии в гражданско-патриотических проектах, выстраивать преемственные системы самоуправления. Например, двухпалатные парламенты школьников и студентов. Такой опыт уже есть в Республики Беларусь.

«Нам нужно обратить внимание на то, как готовят педагогов. Те, кто закончил педагогический университет пять-семь лет назад, нуждаются в переподготовке, они должны знать и использовать в работе новые технологии и цифровые инструменты», — отметил Виталий Шереметьев.

Итоги секции «Самоуправление и школьники. Роль СО НКО и родителей в воспитании» представил Георгий Сафарян, учитель музыки лицея № 20 Пятигорска, и модератор секции Алексей Гусев, ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации. Участники отметили важность личностно-деятельностного подхода и учета возрастных особенностей в организации самоуправления, а также особо подчеркнули необходимость отказа от формализма, в том числе отчетности в деятельности педагогов.

Алексей Гусев рассказал о важности участия родителей в воспитании детей и необходимости комплексной работы с родителями: «Детства без родительства не бывает. Работа с родителями — это не нечто через запятую, само собой разумеющееся. Во всех мероприятиях, проектах и программах должно отдельно быть зафиксировано то, как участвуют в этом родители, как их вовлечь и проинформировать».

Главный научный сотрудник Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий Михаил Рожков добавил, что в педагогическом словаре детское самоуправление трактуется как демократическая форма организации жизнедеятельности детского сообщества, которое предполагает развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

«Принятие и реализация — это ключевые слова! Антон Макаренко говорил, что орган самоуправления будет им тогда, когда его отсутствие ощущается коллективом как недостаток!» — сказал он.

Игорь Фатов, председатель центральной контрольной комиссии Российского союза молодежи, модератор секции «Самоуправление и студенты», в своем выступлении акцентировал внимание на том, что самоуправление — это не деловая игра, а студенческий совет должен быть реальным органом управления. Студенческое самоуправление — это важный механизм социального взросления молодого человека и понимания им социальной ответственности. Самоуправление должно быть осознанным, поэтому необходимо формировать чувство ответственности у студентов, в т. ч. через постоянное обучение студенческого актива, расширение партнерства органов студенческого самоуправления, психолого-педагогическое сопровождение.

Итоги секции «Новые идеи гражданского воспитания» представил Александр Прутченков, главный технолог Педагогического конструкторского бюро. Участники этой секции подчеркнули необходимость обеспечить грамотное педагогическое сопровождение самоуправления, применения проектного подхода в работе органов самоуправления, расширения круга партнеров, поддерживающих работу органа самоуправления, включать в него кроме сферы образования и бизнес, и СМИ.

Александра Вилисова, руководитель всероссийского проекта «Эстафета поколений», предложила активнее использовать потенциал ветеранских организаций в работе по гражданско-патриотическому воспитанию и самоуправлению.

Член Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Елена Родионова, подводя итоги, подчеркнула эффективность формата состоявшейся сессии: «В сообществе профессионалов можно озвучивать любые проблемы, здесь они превращаются в задачи, и появляется четкий алгоритм действий. Благодарю коллег из Республики Беларусь за взаимодействие и предложение транслировать проект “Растим гражданина” на Союзное государство, экспертов за поддержку, а участников — за неравнодушие к нашим детям. Вы лучшие! Давайте вместе действовать в интересах наших детей, а значит, и будущего страны!»

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*