Расширенная экспертная сессия по развитию самоуправления и гражданского воспитания «Растим гражданина» прошла 9–10 ноября в Общественной палате РФ. В сессии приняли участие 200 специалистов (100 офлайн, 100 онлайн). Среди них представители органов исполнительной власти, научного сообщества, занимающегося вопросами развития системы ученического и студенческого самоуправления, специалисты системы воспитания и профильных НКО.
Пленарное заседание экспертной сессии открыл первый заместитель Секретаря ОП РФ Герой России Вячеслав Бочаров.
«Наша общая задача в том, чтобы дети знали не только историю прошлого, но и современную историю. Найти героев в наше время не менее увлекательно, чем археологические раскопки», — отметил он.
Фото - oprf.ru
Приветствуя участников сессии, Ольга Коробова, депутат Государственной думы Российской Федерации, подчеркнула важность работы с родителями:
«Воспитание детей должно быть на самом первом месте и самом высоком уровне. Необходимо использовать все инструменты, задействовать все институты для этого. Педагоги работают с детьми ежедневно, но сложно изменить то, что идет из семьи. Поэтому важно работать именно с родителями. Нам всем надо учиться разговаривать с детьми, учить их рассуждать, формировать критическое мышление».
Игорь Грибанов, проректор Института развития профессионального образования, руководитель национального центра «Абилимпикс», рассказал о работе по вовлечению ребят с ограниченными возможностями здоровья в те крупные проекты, которые сегодня предоставляют возможности для самореализации в стране. Мониторинг доступности мероприятий и электронных сервисов показал, что многие из них не доступны для молодежи с инвалидностью. Одним из озвученных предложений стало проведение профориентационных смен для ребят с инвалидностью на базе всероссийских детских центров.
Приветствие в адрес участников экспертной сессии направил заместитель министра образования Республики Беларусь Александр Кадлубай: «Гражданское воспитание детей и молодежи — это многогранный процесс освоения навыков демократического самоуправления, формирования правовой культуры, грамотной оценки происходящих событий, ответственности за политический и нравственный выбор. Только будучи вместе, общаясь друг с другом, мы научим подрастающее поколение ценить и сохранять те богатейшие культурные и исторические традиции, которые за многие столетия сформированы нашими предками, впишем новые страницы в славную летопись ратных и трудовых свершений наших братских народов и сможем смотреть в будущее с оптимизмом».
Еще один приветственный адрес поступил от заместителя министра просвещения Российской Федерации Дениса Грибова: «Сегодня наше общество нуждается в новейших методиках и технологиях укрепления гражданской ответственности, патриотического воспитания, популяризации в среде обучающихся знаний о духовном, культурном, историческом, национальном наследии нашей страны. Именно от вас, специалистов сферы воспитания, зависит формирование гражданской позиции подрастающего поколения, а значит, успешное кадровое развитие Российской Федерации в будущем. Мы высоко ценим ваш ежедневный труд и от всей команды Министерства просвещения желаем новых педагогических свершений!»
Итоги секции «Гражданственность и патриотизм» представили Татьяна Осмоловская, директор Гродненского государственного областного дворца творчества детей и молодежи, и модератор секции Виталий Шереметьев, председатель общероссийской общественной молодежной патриотической организации «Наследие». Участники секции предложили активнее использовать потенциал музейной педагогики в патриотическом воспитании, использовать современные технологии в гражданско-патриотических проектах, выстраивать преемственные системы самоуправления. Например, двухпалатные парламенты школьников и студентов. Такой опыт уже есть в Республики Беларусь.
«Нам нужно обратить внимание на то, как готовят педагогов. Те, кто закончил педагогический университет пять-семь лет назад, нуждаются в переподготовке, они должны знать и использовать в работе новые технологии и цифровые инструменты», — отметил Виталий Шереметьев.
Итоги секции «Самоуправление и школьники. Роль СО НКО и родителей в воспитании» представил Георгий Сафарян, учитель музыки лицея № 20 Пятигорска, и модератор секции Алексей Гусев, ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации. Участники отметили важность личностно-деятельностного подхода и учета возрастных особенностей в организации самоуправления, а также особо подчеркнули необходимость отказа от формализма, в том числе отчетности в деятельности педагогов.
Алексей Гусев рассказал о важности участия родителей в воспитании детей и необходимости комплексной работы с родителями: «Детства без родительства не бывает. Работа с родителями — это не нечто через запятую, само собой разумеющееся. Во всех мероприятиях, проектах и программах должно отдельно быть зафиксировано то, как участвуют в этом родители, как их вовлечь и проинформировать».
Главный научный сотрудник Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий Михаил Рожков добавил, что в педагогическом словаре детское самоуправление трактуется как демократическая форма организации жизнедеятельности детского сообщества, которое предполагает развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
«Принятие и реализация — это ключевые слова! Антон Макаренко говорил, что орган самоуправления будет им тогда, когда его отсутствие ощущается коллективом как недостаток!» — сказал он.
Игорь Фатов, председатель центральной контрольной комиссии Российского союза молодежи, модератор секции «Самоуправление и студенты», в своем выступлении акцентировал внимание на том, что самоуправление — это не деловая игра, а студенческий совет должен быть реальным органом управления. Студенческое самоуправление — это важный механизм социального взросления молодого человека и понимания им социальной ответственности. Самоуправление должно быть осознанным, поэтому необходимо формировать чувство ответственности у студентов, в т. ч. через постоянное обучение студенческого актива, расширение партнерства органов студенческого самоуправления, психолого-педагогическое сопровождение.
Итоги секции «Новые идеи гражданского воспитания» представил Александр Прутченков, главный технолог Педагогического конструкторского бюро. Участники этой секции подчеркнули необходимость обеспечить грамотное педагогическое сопровождение самоуправления, применения проектного подхода в работе органов самоуправления, расширения круга партнеров, поддерживающих работу органа самоуправления, включать в него кроме сферы образования и бизнес, и СМИ.
Александра Вилисова, руководитель всероссийского проекта «Эстафета поколений», предложила активнее использовать потенциал ветеранских организаций в работе по гражданско-патриотическому воспитанию и самоуправлению.
Член Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Елена Родионова, подводя итоги, подчеркнула эффективность формата состоявшейся сессии: «В сообществе профессионалов можно озвучивать любые проблемы, здесь они превращаются в задачи, и появляется четкий алгоритм действий. Благодарю коллег из Республики Беларусь за взаимодействие и предложение транслировать проект “Растим гражданина” на Союзное государство, экспертов за поддержку, а участников — за неравнодушие к нашим детям. Вы лучшие! Давайте вместе действовать в интересах наших детей, а значит, и будущего страны!»
Источник: Пресс-служба ОП РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.