2021 год в России объявлен Годом науки и технологий. В связи с этим правительство и общественность проводят большую работу по поддержке и популяризации достижений российских ученых, а также преобразованию и модернизации системы образования. О результатах этой работы, инновациях в обучении подрастающего поколения и других итогах Года науки и технологий рассказал председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и высшего образования, ректор ФГБОУ высшего образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», академик РАН Михаил Погосян.
— Михаил Асланович, какие события Года науки и технологий, на ваш взгляд, стали особенно важными для российской науки?
— Год науки и технологий в Российской Федерации связан с большим количеством событий: было проведено более 3500 различных мероприятий, связанных с популяризацией науки, с вовлечением молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Надо сказать, что большое количество мероприятий проводилось под эгидой Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук, АНО «Национальные приоритеты», ряда ведущих научных центров и корпораций. Думаю, что это безусловно создало хорошую основу для привлечения молодежи к развитию науки. Важно сказать, что в этом году была завершена реализация целого ряда инфраструктурных проектов, связанных с развитием базы для проведения научных исследований. Я считаю, что именно Год науки дал импульс к развитию научной деятельности в нашей стране. Надеюсь, он позволит нам и дальше обеспечивать достижение тех целей, которые стоят перед нами в различных областях науки, техники, медицины и других.
Фото - oprf.ru
— Назовите, пожалуйста, технологии, которые в настоящий момент определяют конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей? Какие из них разрабатываются в МАИ?
— Сегодня нет какой-то одной технологии, которая определяет конкурентоспособность экономики в рамках четвертой технологической революции, в рамках цифровой трансформации. Спектр различных направлений научно-технологического развития широк: математическое моделирование, электрификация инженерных систем, аддитивные технологии, композиционные материалы и конструкции, направления, связанные с новыми технологическими рынками такие как беспилотные системы, и так далее. Важную роль сегодня играют IT-технологии: искусственный интеллект, анализ больших данных. Этот перечень можно продолжать и дальше. Безусловно 21 век — это век бурного развития самых разных технологий, и МАИ фокусируется в своей деятельности на том, чтобы развивать те направления, которые, с нашей точки зрения, будут определять конкурентоспособность индустрии. Надо сказать, что эти направления сегодня мы развиваем в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», объявленной в этом году Минобрнауки России.
— Какие существенные изменения с точки зрения технологий произошли в образовательном процессе в этом году, и как это в дальнейшем сможет влиять на развитие высшей школы, науки?
— Сегодня к системе высшего образования предъявляются новые требования, что заставляет ее трансформироваться, опережать те потребности, которые сегодня формирует рынок. Говоря о новых технологиях, могу утверждать, что сегодня мы ориентированы на индивидуальные образовательные траектории, на подготовку специалистов под реальные задачи, которые предстоит им решать в науке и индустрии. Перед нами стоит задача подготовить людей, которые обладая базовыми знаниями и практическими умениями, могут также быстро ориентироваться в постоянно меняющейся инженерной, технологической, социальной среде. Кроме того, в связи с тем, что по-прежнему сохраняется высокий уровень заболеваемости коронавирусной инфекцией, реализуются смешанные технологии преподавания, соединяющие в себе онлайн- и офлайн-подготовку, что придает динамику системе образования. И поиск оптимальных форматов системной подготовки кадров — это задача, которая сегодня стоит перед университетами.
— Какие, на ваш взгляд, технические специалисты будут наиболее востребованные в ближайшем будущем?
— Если мы говорим об инженерной подготовке, то это — математическое моделирование, аддитивные технологии, электрификация, композиционные материалы. Будут востребованы междисциплинарные знания, где инженерная подготовка будет подкрепляться глубокими знаниями в области информационных технологий. Предоставление и развитие цифровых сервисов будет являться одним из трендов, которые в ближайшее время будут определять требования к системе подготовки кадров – например, специалистов по беспилотным транспортным системам. И главное, наряду с различными направлениями инженерной подготовки будут востребованы мягкие навыки, которые обеспечат у специалистов умения быстро адаптироваться в условиях постоянных изменений, работать в команде, управлять проектами — это тоже важный элемент подготовки специалистов.
— Как осуществляется сейчас поиск талантливых ребят, талантливых студентов, которые на этом поприще могут достичь успеха?
— Сегодня мы заинтересованы в том, чтобы в университеты приходили люди, которые осознанно выбрали для своей будущей карьеры ту или иную сферу деятельности. Очень важно дать возможность школьникам пробовать что-то проектировать и создавать своими руками. Важно, чтобы ребятам были интересны те направления подготовки, которые они выбирают. Считаю, что успеха можно добиться только тогда, когда то, чем вы занимаетесь, является для вас важным и интересным. В этом плане различные формы детского инженерного творчества: кружки, технопарки, проектные олимпиады и конкурсы, формируют ту новую среду, которая позволяет ребятам попробовать что-то сделать своими руками ещё до поступления в вуз. Само обучение в вузе — тоже хорошая возможность попробовать себя в различных направлениях, и система подготовки сегодня нацелена на то, чтобы человек мог в рамках индивидуальных образовательных траекторий менять свой выбор, уточнять его по мере того, погружается в профессию и участвует в различных проектах.
Ведь выбор профессии начинается не после окончания школы, а намного раньше. Та среда, которая сегодня формируется, как раз и позволяет сделать этот выбор более осознанным. И у нас в университете в этом направлении проводится большое количество разного рода активностей для вовлечения школьников в будущий технологический цифровой мир. В этом и состоит наша цель, наша задача.
Источник: Пресс-служба ОП РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.