«Год науки дал импульс к развитию научной деятельности» — Михаил Погосян

02.11.2021 208

2021 год в России объявлен Годом науки и технологий. В связи с этим правительство и общественность проводят большую работу по поддержке и популяризации достижений российских ученых, а также преобразованию и модернизации системы образования. О результатах этой работы, инновациях в обучении подрастающего поколения и других итогах Года науки и технологий рассказал председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и высшего образования, ректор ФГБОУ высшего образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», академик РАН Михаил Погосян.

— Михаил Асланович, какие события Года науки и технологий, на ваш взгляд, стали особенно важными для российской науки?

— Год науки и технологий в Российской Федерации связан с большим количеством событий: было проведено более 3500 различных мероприятий, связанных с популяризацией науки, с вовлечением молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Надо сказать, что большое количество мероприятий проводилось под эгидой Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук, АНО «Национальные приоритеты», ряда ведущих научных центров и корпораций. Думаю, что это безусловно создало хорошую основу для привлечения молодежи к развитию науки. Важно сказать, что в этом году была завершена реализация целого ряда инфраструктурных проектов, связанных с развитием базы для проведения научных исследований. Я считаю, что именно Год науки дал импульс к развитию научной деятельности в нашей стране. Надеюсь, он позволит нам и дальше обеспечивать достижение тех целей, которые стоят перед нами в различных областях науки, техники, медицины и других.

Фото - oprf.ru

— Назовите, пожалуйста, технологии, которые в настоящий момент определяют конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей? Какие из них разрабатываются в МАИ?

— Сегодня нет какой-то одной технологии, которая определяет конкурентоспособность экономики в рамках четвертой технологической революции, в рамках цифровой трансформации. Спектр различных направлений научно-технологического развития широк: математическое моделирование, электрификация инженерных систем, аддитивные технологии, композиционные материалы и конструкции, направления, связанные с новыми технологическими рынками такие как беспилотные системы, и так далее. Важную роль сегодня играют IT-технологии: искусственный интеллект, анализ больших данных. Этот перечень можно продолжать и дальше. Безусловно 21 век — это век бурного развития самых разных технологий, и МАИ фокусируется в своей деятельности на том, чтобы развивать те направления, которые, с нашей точки зрения, будут определять конкурентоспособность индустрии. Надо сказать, что эти направления сегодня мы развиваем в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», объявленной в этом году Минобрнауки России.

— Какие существенные изменения с точки зрения технологий произошли в образовательном процессе в этом году, и как это в дальнейшем сможет влиять на развитие высшей школы, науки?

— Сегодня к системе высшего образования предъявляются новые требования, что заставляет ее трансформироваться, опережать те потребности, которые сегодня формирует рынок. Говоря о новых технологиях, могу утверждать, что сегодня мы ориентированы на индивидуальные образовательные траектории, на подготовку специалистов под реальные задачи, которые предстоит им решать в науке и индустрии. Перед нами стоит задача подготовить людей, которые обладая базовыми знаниями и практическими умениями, могут также быстро ориентироваться в постоянно меняющейся инженерной, технологической, социальной среде. Кроме того, в связи с тем, что по-прежнему сохраняется высокий уровень заболеваемости коронавирусной инфекцией, реализуются смешанные технологии преподавания, соединяющие в себе онлайн- и офлайн-подготовку, что придает динамику системе образования. И поиск оптимальных форматов системной подготовки кадров — это задача, которая сегодня стоит перед университетами.

— Какие, на ваш взгляд, технические специалисты будут наиболее востребованные в ближайшем будущем?

— Если мы говорим об инженерной подготовке, то это — математическое моделирование, аддитивные технологии, электрификация, композиционные материалы. Будут востребованы междисциплинарные знания, где инженерная подготовка будет подкрепляться глубокими знаниями в области информационных технологий. Предоставление и развитие цифровых сервисов будет являться одним из трендов, которые в ближайшее время будут определять требования к системе подготовки кадров – например, специалистов по беспилотным транспортным системам. И главное, наряду с различными направлениями инженерной подготовки будут востребованы мягкие навыки, которые обеспечат у специалистов умения быстро адаптироваться в условиях постоянных изменений, работать в команде, управлять проектами — это тоже важный элемент подготовки специалистов.

— Как осуществляется сейчас поиск талантливых ребят, талантливых студентов, которые на этом поприще могут достичь успеха?

— Сегодня мы заинтересованы в том, чтобы в университеты приходили люди, которые осознанно выбрали для своей будущей карьеры ту или иную сферу деятельности. Очень важно дать возможность школьникам пробовать что-то проектировать и создавать своими руками. Важно, чтобы ребятам были интересны те направления подготовки, которые они выбирают. Считаю, что успеха можно добиться только тогда, когда то, чем вы занимаетесь, является для вас важным и интересным. В этом плане различные формы детского инженерного творчества: кружки, технопарки, проектные олимпиады и конкурсы, формируют ту новую среду, которая позволяет ребятам попробовать что-то сделать своими руками ещё до поступления в вуз. Само обучение в вузе — тоже хорошая возможность попробовать себя в различных направлениях, и система подготовки сегодня нацелена на то, чтобы человек мог в рамках индивидуальных образовательных траекторий менять свой выбор, уточнять его по мере того, погружается в профессию и участвует в различных проектах.

Ведь выбор профессии начинается не после окончания школы, а намного раньше. Та среда, которая сегодня формируется, как раз и позволяет сделать этот выбор более осознанным. И у нас в университете в этом направлении проводится большое количество разного рода активностей для вовлечения школьников в будущий технологический цифровой мир. В этом и состоит наша цель, наша задача.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*