Студенты УрГПУ в составе Корпуса общественных наблюдателей Свердловской области

01.11.2021 104

Восьмой год Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) вместе с крупнейшим в нашей стране молодёжным общественным объединением Российский Союз Молодежи (РСМ) реализуют программу общественного контроля Государственной итоговой аттестации (ГИА) «Корпус общественных наблюдателей (КОН РСМ). Главная цель программы – обеспечить честную, справедливую и объективную итоговую аттестацию школьников и, тем самым, повысить качество образования в стране.

В период проведения ГИА-2021 по итогам масштабного всероссийского обучения мониторинг по всей стране осуществляют 7787 федеральных общественных наблюдателей в пунктах проведения экзаменов, а также 4478 федеральных онлайн-наблюдателей на портале SMOTRIEGE. Общественный мониторинг ведётся во всех регионах Российской Федерации.

Фото - uspu.ru

В Свердловской области в этом году общественный мониторинг осуществляли 226 федеральных общественных наблюдателей. Это – студенты 7 вузов и 14 колледжей и техникумов. Некоторые из студентов участвуют в общественном наблюдении уже не один год. Больше всего наблюдателей – 91 студент – из Уральского государственного педагогического университета. С самого начала работы областного Корпуса общественных наблюдателей УрГПУ является для него базовым.

Одной из особенностей Корпуса общественных наблюдателей Свердловской области является участие в нём студентов многих образовательных организаций, в том числе – расположенных не только в областном центре – Екатеринбурге. Это позволяет охватить наблюдением отдалённые ППЭ области.

Ректор УрГПУ Светлана Минюрова считает, что студенты педагогических вузов и колледжей, как будущие педагоги, должны хорошо разбираться в вопросах проведения государственной итоговой аттестации:

- Для студентов педагогического вуза участие в Корпусе общественных наблюдателей даёт возможность развить профессиональные компетенции в сфере контроля процедуры оценки знаний учащихся.

УрГПУ поддерживает Корпус общественных наблюдателей: предоставляет компьютерные классы для организации центра онлайн-наблюдения; работа студентов-наблюдателей засчитывается в счёт педагогической практики; благодарственные письма, полученные студентами за работу общественными наблюдателями, учитываются при назначении стипендий и при переводе с внебюджетной формы обучения на бюджетную. И это не случайно, ведь контроль процедуры оценивания знаний обучающихся является педагогической функцией, владение ею нужно для лучшего понимания сущности образовательных процессов и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

По данным ВЦИОМ, растет доверие общества к результатам ГИА. В этом есть и несомненная заслуга общественных наблюдателей. Очень часто сам факт их присутствия в пунктах проведения экзаменов (ППЭ) удерживает участников и организаторов от совершения нарушений. Наблюдатели осматривают аудитории, проверяют работоспособность видеокамер и отсутствие «слепых зон» в аудиториях. Следят, чтобы все информационные стенды были закрыты, а шкафы и столы опечатаны. Также в их обязанности входит наблюдение за пропуском экзаменуемых в ППЭ: прохождение металлоискателя и термометрии, изъятие запрещенных предметов. Наблюдатели контролируют процесс проведения и завершения экзамена, процедуру упаковки экзаменационных материалов в сейф-пакеты и оглашение протокола на камеру видеонаблюдения. О любых нарушениях правил проведения ГИА общественные наблюдатели незамедлительно сообщают члену ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии) или руководителю ППЭ. Неоднократно наблюдатели замечали у участников мобильные телефоны или шпаргалки ещё во время регистрации перед входом в ППЭ. И если участник сам сдавал запрещённые справочные материалы или средства связи, то он мог пройти в ППЭ и выполнять экзаменационные задания, но уже используя не запрещённые средства, а собственные знания и умения. Часто наблюдатели, осматривая ППЭ перед началом экзамена, обнаруживают какие-либо несоответствия «Порядку проведения государственной итоговой аттестации», и эти несоответствия удаётся устранить ещё до прихода в ППЭ участников экзамена, предотвратив возможное нарушение. И это гораздо лучше для всех, чем нарушение, выявленное во время экзамена.

Помимо наблюдателей в ППЭ, есть и онлайн-наблюдатели. Ситуационно-информационный центр онлайн-наблюдения, откуда ведётся контроль за проведением ЕГЭ через специально созданный для этой цели Рособрнадзором федеральный портал SMOTRIEGE, также расположен на базе УрГПУ.

Координирует работу Корпуса общественных наблюдателей в Свердловской области председатель организации РСМ УрГПУ Илья Шахнович. Сам он в Корпусе с 2014 года. Налаживал контакт с Министерством образования и молодёжной политики Свердловской области, с вузами и колледжами (техникумами). Хорошо отлаженное взаимодействие является одним из определяющих факторов для успешности работы Корпуса. Илья Шахнович не устаёт напоминать, что наблюдатели следят за объективностью проведения ЕГЭ, предоставляют оперативную и достоверную информацию о ходе экзаменов и соблюдении прав его участников.

В этом году наблюдатели Корпуса осуществляли мониторинг в 108 ППЭ Свердловской области из 189, в которых проводят ЕГЭ (~57%). По просьбе Рособрнадзора и регионального министерства образования студенты-наблюдатели осуществляли и мониторинг ОГЭ – в 57 ППЭ.

Наблюдатели Свердловской области совершили почти 1100 выходов в пункты проведения экзаменов и почти 300 выходов на онлайн-наблюдение с целью выявления и предотвращения нарушений. Корпус Свердловской области по итогам основного периода ГИА-2021 делит 4-5 места среди региональных Корпусов России по количеству наблюдателей, занимает 3 место – по количеству наблюдений, 2 место – по информационному охвату, 1 место – по количеству образовательных организаций, студенты которых участвовали в наблюдениях, 1 место – по качеству проведения мониторинга ГИА (по результатам проверки отчётов наблюдателей) и делит 2-3 места в общем зачёте. И в этом есть огромная заслуга наблюдателей из числа студентов УрГПУ.

9 – 11 октября в Ростове-на-Дону состоялся Всероссийский итоговый форум Корпуса общественных наблюдателей, в котором принял участие руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. Он в очередной раз отметил, что самыми эффективными общественными наблюдателями являются студенты. Именно студенты наиболее требовательны и беспристрастны к ходу проведения государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена. Практические результаты общественного наблюдения имеют большую общественную значимость в вопросе объективности проведения государственной итоговой аттестации. Также Анзор Музаев отметил высокое качество подготовки наблюдателей КОН РСМ и предложил Российскому союзу молодёжи проводить обучение не только для наблюдателей Корпуса, но и для других общественных наблюдателей ГИА. Сейчас уже готовится соответствующая учебная программа. Кроме того, Анзор Музаев считает возможным участие общественных наблюдателей в контрольных процедурах в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования (защита ВКР, госэкзамены и т.д.) и в их аккредитации, тем более, что такой опыт у КОН РСМ уже имеется.

Во время Форума были награждены лучшие руководители региональных Корпусов общественных наблюдателей. За успешную и высокоэффективную организацию работы Региональный координатор Свердловской области Илья Шахнович был награждён благодарственным письмом Рособрнадзора и ЦК РСМ, а также наградным знаком РСМ «За активную работу».

Государственная итоговая аттестация завершена, но общественные наблюдатели продолжают свою работу во время других контрольных и исследовательских процедур в сфере образования: НОКО (Независимая оценка качества образования в вузах), PISA (Programme for International Student Assessment – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) и т.д.

Координатор работы Корпуса общественных наблюдателей в Свердловской области, 

председатель организации РСМ УрГПУ Илья Шахнович

 

Источник: Пресс-служба УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*